● главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии

О.П. Дешпанде. Памятники искусства Юго-Восточной Азии. Каталог коллекции. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2016. О.П. Дешпанде

Памятники искусства Юго-Восточной Азии. Каталог коллекции.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2016. 680 с. ISBN 978-5-93572-652-2

 

аннотация: ]

Каталог знакомит с коллекцией памятников искусства Юго-Восточной Азии VIII-XX веков, хранящихся в собрании Государственного Эрмитажа. Здесь представлено, хотя и не в сопоставимых пропорциях, искусство таких стран этого обширного региона, как Таиланд, Бирма, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Индонезия. В коллекции собраны памятники древней и средневековой культовой скульптуры, а также образцы изделий различных видов прикладного искусства. Подавляющее большинство предметов впервые вводится в научный оборот. Во введении к каталогу дан краткий обзор истории культуры и искусства этого региона, сформировавшихся во многом под мощным влиянием процесса «индианизации» (1-е тысячелетие н.э.); излагается история поступления памятников в музей.

Издание предназначено для специалистов — искусствоведов, историков-востоковедов, антикваров, художников, а также всех читателей, интересующихся искусством.

 

Содержание [Contents]

 

Введение. — 7

Introduction. — 73

 

Каталог [Catalogue]. — 99

 

Пояснение к каталогу [Comments on the catalogue]. — 100

 

Памятники культуры «прото-Юго-Восточной Азии» (3-е тыс. до н.э. – начало 1-го тыс. н.э.) [Cultural artefacts of ‘proto-Southeast Asia’ (3rd millennium ВСЕ — early 1st millennium CE)]. — 101

 

Памятники искусства стран Юго-Восточной Азии (1-2-е тыс. н.э.) [Cultural artefacts from the countries of Southeast Asia (1st – 2nd millennia CE)]. — 105

Искусство Таиланда (Сиама) [Art from Thailand (Siam)]. — 106

Скульптура до-тайского периода [Sculpture of the pre-Thai period]. — 106

Дваравати [Dvāravatī]. — 106

Лопбури [Lopburi]. — 107

Искусство тайских государств [Art of the Thai states]. — 110

Сукотаи [Sukhothai]. — 110

У Тонг [U Thong] . — 130

Аютия [Ayutthaya]. — 132

Ланна [Lan Na]. — 177

Бангкок (Ратанакосин) [Bangkok (Rattanakosin)]. — 248

Искусство Чампы [Art from Champa]. — 313

Искусство Бирмы [Art from Burma]. — 316

Искусство Лаоса [Art from Laos]. — 367

Искусство Индонезии [Art from Indonesia]. — 376

Скульптура [Sculpture]. — 376

Керамика [Ceramics]. — 410

Изделия из металла [Metalwork]. — 439

Изделия из дерева [Woodwork]. — 479

Куклы и маски театра ваянг [Wayang puppets and theatrical masks]. — 493

Ткани [Textiles]. — 500

Балийская традиционная живопись на ткани [Balinese traditional painted textiles]. — 570

Рукописи и книги [Manuscripts and books]. — 606

Ювелирные изделия [Jewellery]. — 610

Искусство нового времени [Art of recent times]. — 623

Живопись [Painting]. — 623

Скульптура [Sculpture]. — 711

Прикладное искусство [Applied art]. — 638

 

Разное [Various]. — 644

Предметы неопределённого происхождения [Items of undetermined origin]. — 646

 

Глоссарий [Glossary]. — 649

 

Принятые сокращения [Abbreviations]. — 667

Литература [References]. — 667

Музеи и организации [Museums and institutions]. — 677

Условные обозначения [Other abbreviations]. — 677

 

Указатели [Indexes]. — 678

Указатель имён правителей, исторических деятелей и прежних владельцев памятников [Index of rulers, historical figures and former owners of the objects]. — 678

Указатель скульптур с надписями [Index of sculptures bearing inscriptions]. — 678

Указатель основных персонажей [Index of key individuals]. — 679

 


 

Пояснение к каталогу.   ^

 

Сведения в каталожных аннотациях даются по следующей схеме:

 

1. Порядковый номер по данному каталогу.

2. Название памятника.

3. Место и дата создания памятника.

4. Материалы и техника изготовления памятника.

5. Размеры в сантиметрах.

6. Происхождение: дата и источник поступления памятника в Эрмитаж; история прохождения его по коллекциям до поступления в Эрмитаж. Особыми номерами с пометой «Пл» сопровождаются предметы, принадлежавшие коллекции Г.А. Плансона. Эта коллекция поступила в Эрмитаж в 1931 как анонимная, восстановить имя владельца удалось благодаря черновой описи, обнаруженной автором настоящего каталога в начале 1990-х в архиве Эрмитажа (АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Ед.хр. 1570). Опись была составлена в середине 1920-х сотрудницей ГРМ М.П. Лавровой. Соотнесение номеров, сопровождаемых в описи пометкой «Пл», с соответствующими номерами, сохранившимися на самих тайских предметах, позволило безошибочно выделить среди экспонатов вещи, составлявшие когда-то коллекцию Плансона. В тех случаях, когда подобная маркировка на предмете не сохранилась, она восстанавливается по описаниям Лавровой, сделанным подробно, с указанием материала и размеров.

7. Инвентарный номер Государственного Эрмитажа.

8. Описание памятника. Рассматриваются иконография и характер декора. Раскрывается история изучения памятника и обоснование выводов, предложенных или уточнённых автором; обсуждаются мнения других исследователей. Термины и наименования, выделенные курсивом, разъясняются в Глоссарии, помещённом в конце каталога.

9. Сохранность: сведения о состоянии памятника (утратах, повреждениях и т.п.).

10. Аналогии — ссылки на близкие памятники, хранящиеся в других музеях и частных собраниях (как правило, это ссылки на литературные источники, в которых опубликованы аналогичные памятники).

11. Литература (в хронологической последовательности) публикации, в которых имеются сведения о данном памятнике. Названия книг и статей даны в сокращённом виде, их полное библиографическое описание приведено в списке принятых сокращений, помещённом в конце настоящего каталога.

12. Указание на первичность публикации памятника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии