главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.В. де Фиссер 2008 М.В. де Фиссер

Драконы в мифологии Китая и Японии.

// М.: «Профит Стайл». 2008. 272 с. ISBN 5-98857-122-0

 

Перевод с англ. А.Г. Фесюн.

аннотация: ]

Исследователь китайской и японской религии или фольклора вскоре обнаруживает могучее влияние, которое индийская мысль оказала на дальневосточное сознание. Буддизм ввёл в обиход восточных стран множество индийских, причём не обязательно буддийских, концепций и легенд, облачённых в буддийские одежды. В Китае даосизм с готовностью воспринял эти иноземные элементы, которые во многих отношениях были созвучны его собственным идеям, или даже являлись однотипными. Таким образом, коллекция китайских легенд стала не только значительно обогащённой, но также смешанной с индийскими сюжетами. Тот же процесс происходил и в Японии, когда буддизм, завоевав Корею, достиг в шестом веке берегов Дай Ниппон. Менее чем за сто лет японское сознание стало насыщено иноземными идеями, частично китайскими, а частично индийскими. К смешению этих двух элементов добавился третий, состоявший из исходно японских концепций, что сформировало весьма запутанный комплекс. Любой, кто изучает японские легенды, сталкивается с трудной задачей анализирования этого комплекса по его частям.

Ни одно из мифических существ не является столь обычным для дальневосточного искусства и литературы, как дракон. Интересно заметить, что в Японии существуют три различных вида драконов — индийского, китайского и японского происхождения...

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

Введение.

Наги в буддизме в свете их идентификации с китайским драконом. — 5

§1. Наги в трудах европейских учёных. — 5

§2. Нага в некоторых переводах буддийских текстов. — 9

§3. Нага, насылающий дождь. — 23

§4. Сутры, читаемые при отправлении церемонии призывания дождя. — 26

 

Книга I. Дракон в Китае.

 

Глава I. Дракон в китайских классиках. — 36

§1. И-цзин. — 36

§2. Шу-цзин. — 44

§3. Ли-цзи. — 44

§4. Чжоу-ли. — 45

§5. И-ли. — 46

 

Глава II. Гадания. — 47

§1. Счастливые предзнаменования. — 47

§2. Дурные предзнаменования. — 49

A. Сражающиеся драконы. — 49

Б. Мёртвые драконы. — 52

B. Драконы, появляющиеся во внеурочное время. — 53

Г. Драконы, появляющиеся в несоответствующих местах. — 56

§3. Драконы-лошади. — 58

§4. Геомантия. — 61

 

Глава III. Общая информация. — 67

§1. Огромные боги гор, испускающие свет. — 67

§2. Характер драконов. — 68

§3. Что любят и чего не любят драконы. — 71

§4. Форма драконов. — 73

§5. Драконы мужского и женского пола. — 74

§6. Различные виды драконов. — 79

§7. Цзяо лун. — 82

§8. Приручение драконов и управление ими. — 87

§9. Драконы, на которых ездят сянь, или тянущие повозки богов и святых. — 88

§10. Лодки-драконы. — 88

§11. «Дорога-драконьего-хвоста» и другие слова, связанные с драконом. — 90

§12. Драконьи врата. — 91

§13. Логово дракона. — 92

§14. Стада драконов. — 92

§15. Жемчужины драконов. — 97

§16. Яйца дракона. — 97

§17. Драконьи кости, кожа, зубы, рога, мозги, печень, плацента и плод, использовавшиеся в медицине. — 99

§18. Кровь, жир и слюна драконов. — 104

 

Глава IV. Орнаменты. — 106

§1. Символы императорского достоинства и плодородный дождь, представленный на одеяниях, священных вратах, гробах и т.п. — 106

§2. Девять различных типов драконов, использовавшихся в орнаментах. — 108

§3. Орнаменты, используемые У-истскими служителями и медиумами. — 109

§4. Драконы и шар. — 110

 

Глава V. Вызывание дождя, грома и бури. — 120

§1. Боги грома, облаков и дождя. — 120

§2. Проливные дожди, сопровождаемые сильным ветром и громом. — 122

§3. Молитвы о дожде и магия. — 124

§4. Буддийские церемонии по вызыванию дождя. — 130

 

Глава VI. Связь императоров с драконом. — 135

§1. Хуан-ди ездит на драконе. — 135

§2. Яо и Гао Цзы — сыны дракона. — 136

§3. Шуня посещает жёлтый дракон. — 136

§4. Юй едет в повозке, запряжённой драконами, ему помогает ин лун. — 136

§5. Лодка Мин Хуана двигалась вперед с помощью дракона. — 137

§6. Два жёлтых дракона угрожают перевернуть лодку Юя. — 137

§7. Ши-хуан умер оттого, что убил дракона. — 137

 

Глава VII. Превращения. — 143

§1. Превращения дракона неограниченны. — 143

§2. Появление в виде стариков, или прекрасных женщин. — 143

§3. Появление в образе рыб. — 144

§4. Проявления в образах змей, собак, или крыс. — 145

§5. Корова, обратившаяся драконом. — 146

§6. Появление в виде предметов. — 151

 

Глава VIII. Индийские наги в Китае. — 152

§1. Перерождение в облике дракона. — 152

§2. Пруды, населённые Царями-Драконами. — 152

§3. Храмы Царей-Драконов. — 153

§4. Дворцы Царей-Драконов. — 154

 

Книга II. Дракон в Японии.

 

Глава I. Японские боги-драконы рек, морей и гор. — 155

§1. Оками. — 155

§2. Ямацуми и Мицуха. — 156

§3. Ватацуми. — 157

§4. Мидзути, боги рек. — 157

§5. Оо-ватацуми, морской бог. — 159

§6. Вани. — 159

§7. Сокровища прилива и отлива. — 162

§8. Такэ-ива Тацу-но Микото, бог-дракон священного пруда в провинции Хиго. — 163

§9. Драконий хвост императора. — 164

 

Глава II. Китайский дракон и дракон-лошадь, как предзнаменования в Японии. — 166

§1. Летающий дракон, как лошадь, призрак, или сянь. — 166

§2. Драконы-лошади. — 167

§3. Повозка с призраком, влекомая по воздуху восьмью драконами. — 169

§4. Дракон, появляющийся, как доброе предзнаменование. — 170

 

Глава III. Вызывание дождя. — 171

§1. Синтоистские божества. — 171

§2. Подношение лошадей синтоистским божествам. — 175

§3. Буддизм завоёвывает пространство. — 176

§4. Парк Священного Источника. — 177

§5. «Пещера Дракона» на горе Муробу. — 185

§6. Возрождение в виде дракона, посылающего дождь. — 187

§7. Буддийские монахи, овладевающие драконами. — 188

§8. Женщины-драконы в прудах. — 189

§9. Раздражение драконов путём бросания в их пруды железа или мусора. — 191

§ 10. Дракон, выгравированный на сосуде для благовоний, считался дарователем дождя. Сосны побуждали облака сгущаться и вызывали дождь. — 192

§11. Восемь Царей-Драконов. — 193

§12. Самоубийство буддийского дракона. — 193

§13. Выводы. — 194

 

Глава IV. Индийские наги в Японии. — 196

§1. Цари-Драконы почитают буддийское учение. — 197

§2. Драконы появляются при освящении буддийских храмов. — 197

§3. Драконы, живущие в прудах или озёрах, в основном — рядом с буддийскими храмами. — 198

§4. Перерождение в виде дракона. — 201

§5. Морские цари-драконы задерживают ход кораблей, чтобы получить в качестве подношений буддийские сокровища. — 204

§6. «Драгоценность, исполняющая все желания» (чинтамани). — 205

§7. Восемь Царей-Драконов. — 206

§8. Цари-Драконы внутреннего и внешнего морей. — 206

§9. Дворцы драконов. — 207

§10. Драконы, связываемые с буддийскими монахами. — 209

§11. Восемь драконов, на которых буддийское божество едет по небу. — 210

§12. Проклятья драконов. — 210

§13. Останки драконов, сохраняемые в буддийских храмах. — 211

§14. «Собрание драконьего цветка». — 212

 

Глава V. Китайские и индийские драконы, идентифицируемые, или связываемые со старинными японскими божествами. — 213

§1. Сагара, Царь-Дракон, Ямато-но ороти, Антоку Тэнно и меч Кусанаги. — 213

§2. Бог грома, пойманный Сукару, идентифицируемый с Царём-Дреконом. — 215

§3. Ватацуми-но Ками, морское божество, идентифицруемое с Царём-Драконом. — 217

§4. Драконья нора в храме Гион. — 218

§5. Змея-дракон, поднесённая Божеством моря храму Сада. — 218

§6. Змея-дракон, как древесный эльф на Коя-сан. — 218

§7. «Колодец Небесного Дракона» в храме Сува. — 219

§8. Курикара Мё-о, горное божество в облике дракона. — 219

 

Глава VI. Фонари драконов. — 221

§1. Изображение Якуси Нёрай работы Дэнгё Дайси. — 221

§2. Дух Кобо Дайси. — 222

§3. Дух Дзигэн Дайси. — 223

§4. «Сосны драконовых фонарей». — 223

§5. Приливные камни, связываемые с драконьими фонарями. — 225

§6. Свет в горах и драконий фонарь Гаммокудзан в провинции Эттю. — 226

§7. Драконий фонарь Каннон в Рюкодзи. — 226

§8. Томё-дакэ, Кумано Гонгэн в Ногами; Комёдзи в Камакура; Дзэнкодзи в Нагано. — 227

§9. Свет в Ёцукура. — 227

§10. Огни в Усидзима, Исидодзан и Курикара. — 228

§11. Блуждающие огоньки в целом. Драконий фонарь — единственный, возникающий из моря и летящий в горы. — 229

 

Глава VII. Китайские драконьи яйца в Японии. — 231

§1. Зародыш дракона оставался в яйце три тысячи лет. — 231

§2. Драконы, рождающиеся из красивых камней, подобранных в горах. — 232

§3. Камни грома. — 235

 

Глава VIII. Тацумаки, или «драконьи свитки». — 236

§1. Драконы, взлетевшие на небо. — 236

§2. Тацумаки в Эдо. — 237

§3. Тацумаки на море. — 238

§4. Змеи, поднимающиеся в облака, как драконы. — 240

 

Глава IX. Японские, китайские и индийские драконы в географических и храмовых названиях, а также в именах священнослужителей. — 245

§1. Японский дракон (тацу). — 245

§2. Китайские и индийские драконы (рю, или рё). — 247

A. Названия гор. — 247

Б. Имена источников, водопадов и рек. — 247

B. Названия островов, долин и мест. — 248

Г. Названия буддийских храмов. — 248

Д. Имена буддийских монахов. — 248

 

Глава X. Выводы. — 250

 

[ Содержание. — 257]

[Таблица китайских мер. — 266]

[Титул первого издания (1913). — 267]

 


 

Таблица китайских мер.   ^

 

Жэнь — мера длины, равная около 2,5 м.

My — мера длины [площади], равная 1,16 га (в древности до III в. н.э. — около 225 м2).

Ли — мера длины, примерно 0,5 км (в древности — около 400 м).

Фэнь — мера длины и площади, равная 0,1 цуня, 0,01 чи, 0,1 му.

Цзинь — мера веса, около 0,5 кг (в древности — 228-258 г).

Цинь — мера площади, около 6 га.

Цунь — мера длины, равная 3,2 см (в древности — 2,4-2,7 см).

Чжан — мера длины, в современном исчислении 3,2 м (в древности — 1,9-3,4 м).

Чи — мера длины, равная 32 см (в древности — 24-27 см).

Шэн — мера объёма, равная 1,04 л (в древности — 0,19-0,34 л).

Доу — мера объёма, равная 3,4 л.

Чи — мера объёма, равная 0,037 м3

Лян — мера веса, равная 0,05 кг

Гэ — мера объёма, равная 0,1 л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки