главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Охрана и изучение культурного наследия Алтая. / Тезисы научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть II. Барнаул: 1993. К.В. Чугунов

Датировка Больших Пазырыкских курганов — новый виток старой дискуссии.

// Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Ч. I. Барнаул: 1993. С. 167-169.

 

Спор о времени сооружения больших курганов в урочище Пазырык возник сразу после исследования этих памятников и имеет длинную историю. Не углубляясь в известные всем подробности, коротко выделю основные концепции.

 

М.П. Грязнов и С.И. Руденко относили Пазырыкские курганы к культуре ранних кочевников Алтая и датировали их в пределах V-IV вв до н.э. (Руденко, 1960; Грязнов, 1966). С.В. Киселёв сопоставил алтайские памятники с сюннускими погребениями Ноин-Улы и определил дату 1-го Пазырыкского кургана III в. до н.э. (Киселёв, 1949).

 

В 80-е годы датировкой больших курганов Алтая занимался Л.С. Марсадолов. Используя дендрохронологический анализ брёвен погребальных конструкций, он установил последовательность сооружения захоронений в Пазырыке. В результате была построена «плавающая» дендрохронологическая шкала протяжённостью более шестисот лет для Саяно-Алтая, где наиболее древним был курган Аржан в Туве, а наиболее «молодым» — 5-й Пазырыкский курган (Марсадолов, 1984, 1988). В поисках «точки опоры» для «плавающей» дендрошкалы Л.С. Марсадолов использовал датировки М.П. Грязнова и С.И. Руденко и в итоге получил те же даты.

 

С.И. Руденко при датировке большое значение уделял импортным вещам, найденным в Пазырыке. При этом им был сделан вывод о пре-

(167/168 )

обладании в V-IV вв до н.э. связей Горного Алтая с Передней и Средней Азией, с одной стороны, и с Китаем, с другой (Руденко, 1953). Однако, в период написания С.И. Руденко своих работ, китайские импорты из Пазырыка не могли быть достаточно твёрдо датированы из-за малой изученности территории их происхождения. Сейчас эта лакуна устранена и китайская хронология разработана и привязана к твёрдым абсолютным датам.

 

Зарубежные учёные, понимая значимость материалов из Пазырыка, обратили внимание на несоответствие в датировке импортов по китайской хронологии, с одной стороны, и принятой у российских специалистов дате больших алтайских курганов, с другой (Source, 1991, Vol. X, №-4). Так, шёлковые ткани из курганов 3 и 5 имеют прямые аналогии в находках из Машана (провинция Хубей). Анализ вышивки на шёлке позволяет отнести производство Пазырыкских экземпляров к мастерским царства Чу и датировать их концом периода Чжаньго, то есть III в. до н.э. В северных провинциях Китая сейчас исследованы кочевнические могильники, из которых происходят предметы, стилистически близкие пазырыкским. Например, в могильнике Налингаоту (провинция Шанси) найдено золотое навершие в виде фантастического рогатого животного, аналогичного изображённому на татуированном человеческом теле из 2-го Пазырыкского кургана. Дата комплекса Налингаоту — конец IV-III вв до н.э. китайское зеркало из кургана 6 на настоящий момент имеет твёрдую дату: от 311 до 222 гг. до н.э. Это время существования мастерской, исследованной на поселении царства Чжао на территории современной провинции Хэбэй. Все эти данные говорят о том, что, по крайней мере, дата поздних Пазырыкских курганов не может быть ранее конца IV в. до н.э., а скорее всего в пределах III в. до н.э. (Bunker, 1991 [Source]).

 

Что касается юго-западных импортов — шерстяных тканей и ковра из кургана 5, то датировка этих предметов ахеменидским периодом также оспаривается. По мнению американских учёных, на тканях и ковре изображения выполнены в пост-ахеменидском стиле, а использование частей шерстяных гобеленов для чепрака говорит о том, что смысл сюжетов на тканях не имел значения для алтайских кочевников (Lerner, 1991 [Source]). Влияние греческого искусства на алтайские изобразительные традиции, отмечаемое как С.В. Киселёвым, так и С.И. Руденко, отличает предметы из ранних Пазырыкских захоронений в курганах 1 и 2 и отсутствует в более поздних гробницах. Исчез-

(168/169)

новение этих традиций может быть связано с изменением политической ситуации на Ближнем Востоке, в частности, с окончанием походов Александра Македонского. Следовательно, ранние могилы Пазырыка могут быть датированы концом IV в. до н.э. (Kawami, 1991 [Source]).

 

Итак, и западные, и восточные импорты из Пазырыка датируют большие алтайские курганы концом IV — началом III в. до н.э. При этом нужно учесть, что если западные параллели выстраиваются скорее на искусствоведческом материале, то восточные исходят из разработанной хронологии периода Чжаньго в Китае. Вероятно, кочевники Алтая принимали активное участие в событиях эпохи Враждующих Царств, где могли вступить в контакт с племенами протосюнну. Возможно, этим объясняются некоторые сюннуские реминисценции в погребальном обряде Пазырыка.

 

Трудно переоценить изменение даты Пазырыкских курганов. Если «плавающая» дендрошкала верна, то это влечёт за собой «омоложение» всех больших курганов Алтая и, что ещё важнее, кургана Аржан в Туве, который в этом случае может быть датирован не ранее середины VII в. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки