Ю.M. Бутин
Древний Чосон
(историко-археологический очерк).
// Новосибирск: 1982. 330 с.
Оглавление
Глава I. Территория и этнический состав. — 11
§1. Происхождение названия Чосон. — 11
§2. Географические сведения о Древнем Чосоне в письменных источниках. — 16
§3. Этнический состав. — 42
Глава II. Древний Чосон в письменных источниках. — 74
§1. Мифический период (Чосон Тангуна). — 74
§2. Легендарный период (Чосон Киджа). — 87
§3. Чосон Ви Мана и его предыстория. — 94
§4. Чинбон и проблемы хронологии Древнего Чосона. — 137
Глава III. Эпоха раннего металла на территории Южной Маньчжурии и Северной Кореи. — 145
§1. Ранняя бронза. — 145
§2. Поздняя бронза. — 186
§3. Железный век. — 227
Глава IV. Общественно-экономический строй. — 261
§1. К вопросу о характере древнечосонского общества. — 261
§2. Производительные силы. — 272
§3. Социальное устройство. — 285
Примечания. — 303
Заключение. ^
Приступая к работе, автор ставил целью рассмотреть главные аспекты чосонской проблемы: территорию и границы, этнический состав, уровень развития производительных сил и социальное устройство первого в истории Кореи государственного образования. В результате были сделаны выводы, что границы Чосона не были постоянными, поэтому с какой-то степенью определённости можно говорить только о территории позднего Чосона (IV-II вв. до н.э.). Наиболее достоверна его южная граница — р. Есонган, на которую указывают и археологические материалы, и письменные источники. Достаточно установленными представляются, но только для позднего, вимановского, периода, восточные рубежи Чосона — «до Великого моря». Западная граница была самым «пульсирующим» участком. «Пульсация» сначала вызывалась миграциями и начавшимся процессом экспансионистской политикой Древнего Китая на Северо-Востоке. Сопоставление исторических и археологических материалов говорит о том, что пределы Чосона никогда не простирались западнее р. Далинхэ, что памятники поздней бронзы в междуречье Луаньхэ — Далинхэ и так называемый чифэнской группы по основным индикаторам плохо вписываются в чосонский комплекс, особенно «ордосские» кинжалы. Эти памятники скорее всего оставлены шань-жунами или предками дунху. Не точно локализованными остаются и северные рубежи Чосона. В письменных источниках встречаются лишь указания, что часть страны Пуё входила в его состав. Археологические материалы свидетельствуют о наличии многих общих черт в культурах, особенно керамике, Ляодуна и районов среднего и верх-
(301/302)
него течения р. Сунгари. Однако истоки этой общности могут лежать в принадлежности к одной группе племён населения Ляодуна и бассейна Сунгари.
Основной этнический пласт населения Чосона составляли племена e и мэк. Кроме того, в этногенезе чосонцев приняли участие сушени, пуёсцы, самхан, окчо и др. Сушеней (позднее илоу) можно считать потомками более древнего палеоазиатского населения и пришлых тунгусо-маньчжурских племён. Племена самхан проживали в южночосонских землях. Хотя некоторые историки утверждают, что зона обитания самхан доходила до р. Амноккан, с достаточной достоверностью можно утверждать, что они жили южнее р. Тэдонган. Племена окчо, особенно восточные, в эпоху Чосона составляли большинство населения его восточных земель. Однако они сохраняли свою самобытность и обособленность не только в эпоху Чосона, но и в начале нашей эры.
Существование в Древнем Чосоне наследственной монархии, титулов и иерархии, классового законодательства в сочетании с развитыми производительными силами даёт основание считать его государством. Однако на эту стадию Чосон вступил не раньше конца IV — начала III в. до н.э. Возводить начало корейской государственности к VIII-VII в. до н.э. только по материалам о раскопках могильников с сопогребениями, возраст которых определён при помощи относительной датировки, значит отрываться от письменных источников, не содержащих достаточно убедительных свидетельств о сложении классового государства в Чосоне даже в IV-II вв. до н.э.
Окончательное решение проблемы, был ли Древний Чосон классовым государством, возможно лишь после изучения последующего этапа древнекорейской истории — периода ханьских округов, установленных после падения Чосона на его территории, или так называемой эпохи Лолана.
|