главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Страны и народы Востока. XXII. Средняя и Центральная Азия. География, этнография, история. Кн. 2. М.: 1980. О.Г. Большаков

К истории Таласской битвы (751 г.).

// СНВ. Вып. XXII. М.: 1980. С. 132-135.

 

[Часть диакритических знаков в транскрипциях не воспроизведена.]

 

Современники, как любые очевидцы, обычно запоминают совсем не то, что оказывается важным для истории. Особенно справедливо это в отношении сведений арабских историков о событиях в Средней Азии в первой половине VIII в., восходящих к племенным преданиям. Память арабских старцев с удивительной цепкостью зафиксировала мелочи второстепенных схваток и личных взаимоотношений, опуская иногда важнейшие события.

 

Так случилось с Таласским сражением в июле 751 г., положившим конец попыткам танского Китая вмешиваться в среднеазиатские дела. В крупнейших исторических сводах IX-X вв., даже в «Истории» ат-Табари, содержащей немало сведений о борьбе Абу Муслима за утверждение власти Аббасидов в Мавераннахре в начале 50-х годов VIII в., об этом важнейшем политическом событии нет ни слова.

 

В.В. Бартольд писал о нём на основании двух источников: китайского (Тан-шу, перевод, см. [7, с. 142, п. 1]) и арабского (компилятивной истории XIII в. Ибн ал-Асира [4, с. 253]). Согласно биографии Гао Сянь-чжи, сохранившейся в Тан-шу, этот полководец, приглашенный ферганским царём для расправы с царём Ши, [1] казнил последнего, а его сын обратился за помощью к арабам. Гао Сянь-чжи вышел навстречу арабам во главе тридцатитысячной армии, «продвинулся на расстояние 700 ли [2]» и столкнулся с ними около Тараза. На пятый день противостояния армий в тылу Гао Сянь-чжи восстали карлуки; китайское войско, атакованное с двух сторон, понесло большие потери и бросилось бежать в горы Бе-ши. Конвой Гао Сянь-чжи с трудом проложил ему дорогу среди бегущих в теснине [7, с. 142, п. 2].

 

Ибн ал-Асир несколько иначе излагает предысторию сражения. Согласно его сведениям, ферганский ихшид попросил помощи китайского императора против царя Шаша и тот послал стотысячное войско. Осаждённому царю Шаша пришлось сдаться. Узнав об этом, Абу Муслим послал против китайцев Зийада б. Салиха. Сражение произошло около реки Тараза (Талас) в зу-л-хиджжа 133 г. (30.VI —

(132/133)

29.VII.751 г.). Китайцы потеряли 50 000 убитыми и около 20 000 пленными [8, с. 344]. [3]

 

В.В. Бартольду были известны ещё два упоминания Таласской битвы. Одно из них — неоднократно цитировавшееся сообщение ас-Са‛алиби о том, что производство бумаги в Самарканде наладили китайцы, взятые в плен Зийадом б. Салихом [3, с. 28; 16, с. 126]. Другое — рассказ первого историка Багдада Ибн Тайфура о перстне с яхонтом, посланном Зийадом б. Салихом Абу Муслиму «из Китая» и подаренном затем ас-Саффаху; он переходил по наследству от халифа к халифу, пока не был потерян ар-Рашидом при стрельбе из лука [9, с. 8-9]. [4] Этими тремя арабскими источниками до сих пор и ограничивались наши сведения о Таласской битве.

 

Нам удалось найти ещё одно сообщение историка X в. и несколько косвенных упоминаний, любопытных тем, что они показывают, до какой неузнаваемости могут искажаться исторические сведения при устной передаче.

 

В исторической части энциклопедии Мутаххара ал-Макдиси, написанной в 966 г. по заказу вазира Саманидов, содержится такое описание событий 751 г.:

 

«В третьем году правления Абу-л-Аббаса расстроилось дело в Бухаре из-за выступления Шарика б. Шайха ал-Фахри [5] во главе 30 000 арабов из остатков разбитых войск () и других людей, которые обвиняли Абу Муслима в беззаконном пролитии крови и непомерных убийствах. Абу Муслим двинулся против них, имея во главе своего авангарда Зийада б. Салиха и Абу Дауда Халида б. Ибрахима аз-Зухли. Он сражался с ними, убил Шарика б. Шайха и завоевал Бухару и Согд вторично. И приказал построить стену Самарканда, чтобы служила она им крепостью, если нападут на них враги.

 

Он послал Зийада б. Салиха, и тот завоёвывал округа Мавераннахра, пока не достиг Тараза и Атлаха. Тогда обеспокоились китайцы, их пришло больше ста тысяч, и осадили они Са‛ида б. Хумайда в медине Тараза. [В это время] Абу Муслим стоял в своём лагере в Самарканде и послал на помощь Са‛иду б. Хумайду рабочих [6] и ополчение добровольцев (), тот несколько раз вступал с ними [китайцами] в сражение, из них было убито 45 000, взято в плен 25 000, остальные бежали, мусульмане завладели их лагерем. И ушёл [Абу Муслим] в Бухару» [11, с. 24-25].

 

Отсюда мы впервые узнаём об осаде арабского гарнизона в Таразе, которым, по-видимому, командовал не упоминаемый больше нигде Са‛ид б. Хумайд. Ему же, а не Зийаду б. Салиху приписана победа над китайцами. Не следует, однако, на этом основании считать приведённые здесь сведения недостоверными: у Ибн ал-Асира и ал-

(133/134)

Макдиси дано описание различных эпизодов одного и того же события.

 

Ещё один персонаж, связанный с Таласской битвой, упоминается в адабном сочинении первой трети X в. Китаб ал-махасин ва-л-масави Ибрахима ал-Вайхаки. Один из приближённых ар-Рашида рассказывает, что однажды халиф показал своим сотрапезникам перстень с яхонтом изумительной величины и красоты и поведал его историю: «Царь тюрков во времена Абу Муслима совершил поход на Самарканд, в котором сидел его (Абу Муслима) наместник по имени Исма‛ил б. Субайх. [7] С царём тюрков был полководец () царя Китая, весьма ценимый последним. Он имел высокий сан и был на положении наследника престола (). Царь Китая послал его во главе 70 000 [воинов] на помощь царю тюрков по причине свойства с ним (). Исма‛ил б. Субайх победил тюркское войско, обратил его в бегство и захватил всё, что было в их лагере, взял в плен множество их воинов, в том числе и китайского полководца, на пальце у которого был этот самый перстень. Он взял его и послал Абу Муслиму, а Абу Муслим послал его Абу-л-Аббасу» [10, с. 503]. Далее рассказывается, что перстень, переходя по наследству, попал от ал-Махди к ар-Рашиду, минуя ал-Хади. Последний, став халифом, потребовал отдать перстень, но ар-Рашид бросил его с моста в Тигр, и посланные халифом ныряльщики не смогли его найти. [8]

 

В этой истории нетрудно узнать контуры предания о китайском перстне, рассказанного Ибн Тайфуром. Разница заключается лишь в том, что здесь перстень не пропал безвозвратно, а был найден по воцарении ар-Рашида и во времена ал-Байхаки находился у ал-Муктадира [10, с. 504].

 

Согласно версии ал-Байхаки, победителем при Таласе оказывается наместник Самарканда Субайх б. Исма‛ил, о котором мы также ничего не знаем. Единственным известным до сих пор наместником Самарканда, назначенным при Абу Муслиме, был Зинба б. Нуман [6, с. 362]. Возможно, что Субайх б. Исма‛ил был одним из военачальников Зийада б. Салиха. Какой-то Исма‛ил б. Субайх (как в рукописном варианте) упоминается ат-Табари в описании событий 168 и 195 гг.х. [15, с. 522, 810]. Но поскольку последнее упоминание отстоит от Таласской битвы на 60 лет, то трудно ожидать, что это лицо могло в ней участвовать, занимая высокий пост.

 

Возможно, конечно, и другое — Исма‛ил б. Субайх, занимавший высокие административные посты, оказался каким-то образом связан с легендарным яхонтовым перстнем, превратившись затем в рассказах в добывшее его лицо.

 

Исторические события в рассказе ал-Байхаки совершенно искажены, сражение перенесено под Самарканд, Зийад б. Салих не упо-

(134/135)

минается вообще. Но он полезен тем, что помогает угадать упоминание о Таласской битве у Ибн ал-Факиха: «Абу-л-Фадл ал-Вашджирди сообщает, что царь тугузгузов дважды нападал на царя Китая в дни ар-Рашида (но говорят также, что это было в дни ал-Махди), сражение его () произошло между Сурушаной и Самаркандом. Наместник Самарканда сразился с ним в нескольких сражениях, и были эти сражения упорными, а потом наместнику Самарканда была дарована победа над ним, он обратил его в бегство и убил множество его воинов. Говорят, что у него было 600 000 конных и пеших китайцев. Мусульмане овладели огромной добычей и захватили пленных, их дети в Самарканде изготавливают прекрасную бумагу, различное оружие и инструменты, каких не делают ни в одном из городов Хорасана, кроме Самарканда» (см. [13, с. 281-282]).

 

Здесь о Таласской битве напоминает только факт захвата пленных, наладивших в Самарканде производство бумаги, всё остальное совершенно легендарно, а связь царя тугузгузов с Таласской битвой объясняется, вероятно, дефектом источника Ибн ал-Факиха.

 

События середины 751 г. возможно реконструировать следующим образом. Во время всеобщего восстания в Мавераннахре был осаждён арабский гарнизон в Таразе. Обосновавшись в Самарканде после разгрома Шарика б. Шайха, Абу Муслим послал на помощь осаждённым небольшой отряд добровольцев и рабочих для строительных работ, так как основная армия Зийада б. Салиха была занята чем-то другим. В это время, по-видимому, и обратился за помощью к Абу Муслиму сын царя Шаша. Вмешательство китайской армии показалось Абу Муслиму настолько опасным, что он тотчас отправил навстречу ей Зийада б. Салиха, несмотря на то что восстание в Южном Согде ещё не было подавлено. Победа Зийада позволила Абу Муслиму в кратчайший срок подчинить своей власти весь Мавераннахр.

 

Сообщение о захваченных при этом в плен бумагоделателях выглядит несколько сомнительным: откуда могли они взяться в войске, тем более что, например, ал-Марвази относит начало производства бумаги в Самарканде к домусульманскому времени [12, с. 6, пер., с. 18]. Но достоверность его подтверждается тем, что ремесленники, захваченные в той же битве, попали даже в Месопотамию, об этом сообщает один из пленных, побывавший в Куфе и вернувшийся в Китай в 762 г. [14].

 

Цитированная литература.   ^

 

1. Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А.М. Беленицкого, ред. Т.Г. Леммлейна, X.К. Баранова и А.А. Долининой. М., 1963.

2. Ар-Рашӣд ибн аз-Зубайр. Китāб аз-захā’ир ва-т-тухаф ли-л-кāдӣ ар-Рашӣд ибн аз-Зубайр. Ал-Кувайт, 1959.

3. Ас-Са‛āлиби. Латā’иф ал-ма‛āриф та’лӣф... ас-Са‛āлиби, тахкӣк Ибрāхим ал-Абйāрӣ ва Хасан Кāмил ас-Сирāфӣ. Ал-Ḳāхира, 1379 [1960].

(135/135)

4. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 1. М., 1963.

5. Ибн Xалдӯн. Та’рӣх ал-умам. Т. 3. [Каир, 1824].

6. Abū Ḥanīfa ad-Dināweri. Kitāb al-aḫbār aṭ-ṭīwāl. Publ. par V. Guirgass. Leide, 1888.

7. Chavannes E. Documents sur les Tou-Kiue (Turcs) Occidentaux. Recueillis et commentés par Ed. Chavannes. St.-Pbg., 1903 (Сб. трудов Орхонской экспедиции, 6).

8. Ibn аl-Athir. Ibn el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. T. 5. Lugduni Batavorum, 1870.

9. Ibn Ṭaifūr. Sechster Band des Kitāb Baġdād von Aḥmad ibn abī Ṭāhir Ṭaifūr, hrsg. H. Keller. T. 1. Lpz., 1908.

10. Ibrāhīm ibn Muhammad al-Baihāqī. Kitāb al-maḥāsin val-masāvī, hrsg. von Fr. Schwally. Giessen, 1902.

11. Al-Maqdisi. Le livre de la création et de l’histoire de Motahhar ben Tahir el-Maqdisi, publié ... par Cl. Huart. T. 6. P., 1919.

12. A1-Marvazī. Sharaf al-Zamān Ṭāhir Marvazī on China, the Turcs and India, by V. Minorsky. L., 1942.

13. Minоrsky V. Tamim ibn Bahr’s Journey to the Uyghurs. — BSO (A)S. 12, 1948, c. 275-285.

14. Pelliоt P. Des artisans chinoise à la capitale Abbaside en 751-762. T'P. 26, 1929, c. 110-113.

15. At-Tabari. Annales quos scripsit Abu Djafar Muhammad ibn Djarir at-Tabari cum aliis ed. M.J. de Goeje, Lugduni Batavorum, séries 3, t. 3, 1879-1880.

16. Al-Тha‛a1ibi. Lata’if al-ma‛arif al-Tha‛alibi an-Nisaburi, ed. P. de Jong. Leyden, 1867.

 


 

[1] Шаш — Ташкентский оазис.

[2] 210-220 км.

[3] Этот рассказ почти без изменений включён в «Историю народов» Ибн Халдуна [5, с. 178].

[4] Вариант в Китāб аз-захā’ир [2, с. 175, №220].

[5] Во всех других источниках — ал-Махри.

[6] Речь идёт, вероятно, о рабочих для изготовления метательных машин или для производства противоосадных работ.

[7] В одной из рукописей — Субайх б. Исма‛ил.

[8] Вариант этого рассказа, но без указания происхождения перстня, — в Китāб аз-захā’ир [2, с. 181-183, №224]; сходный рассказ, но об изумруде «Исмаили», — у ал-Бируни [1, с. 58-59].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки