главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги

С.Я. Берзина. Древние геммы Востока. М.: Памятники исторической мысли. 2010. С.Я. Берзина

Древние геммы Востока.

// М.: «Памятники исторической мысли». 2010. 208 с. ISBN 978-5-88451-278-8

 

Введение.

 

В латинском языке слово «гемма» имело несколько значений: драгоценный камень, резной камень, печать, украшение, а также: красота (вообще). От древних римлян «гемма» как обозначение камня с миниатюрным резным изображением вошла в европейские языки. Сами же геммы появились задолгодо основания Рима в цивилизациях Востока. Геммы начали вырезать в Месопотамии, между Тигром и Евфратом, в IV тысячелетии до нашей эры. Из Шумера и Аккада искусство вырезания гемм (глиптика) перешло к последующим цивилизациям Вавилона и Ассирии, было воспринято народами Передней Азии и Северо-Восточной Африки, затем распространилось по всему античному миру, перешло как его наследие в средневековье и пережило новый расцвет в XVII-XIX веках нашей эры.

 

На древнем Востоке геммам придавали разные формы. Это были геометрические фигуры, миниатюрные скульптуры живых существ, но главным образом овальные или круглые пластины, иногда выпукло-вогнутые, с одной выпуклой стороной или совсем плоские. На подготовленные камни наносили углублённые (интальи) или выпуклые (камеи) изображения. Геммы вырезали как печати (обозначения собственности, должности и символ власти), амулеты, знаки отличия и украшения, показатели религиозной принадлежности и политической ориентации. Во всех случаях, независимо от предназначения, геммы служили талисманами, которые должны были обеспечить защиту человека, нормальную жизнь общества и сохранение миропорядка. Тематика изображений соответствовала репертуару той культурной традиции, в которой работал резчик, а стилистика изображений на геммах совпадала со стилистическими особенностями рельефов монументального характера. Художественные качества геммы во все времена зависели только от таланта и уровня мастерства. Геммы носили в кольцах, диадемах, ожерельях и браслетах, их вставляли в медальоны, ими украшали доспехи. Фигурные печати подвешивали на шнурках (цепочках) к плечу, запястью или поясу.

 

Первоначально геммы вырезали на камнях мягких пород — гематите, стеатите, серпентините и т.п. Цветовая гамма этих гемм была глухой чёрно-белой. Только в древнем Египте, где очень рано открыли технологию производства стеклянной глазури и «египетского фаянса» (особого стекловидного сплава на основе естествен-

(8/9/10)

ных отложений египетских натроновых озёр), геммы получили яркое цветное покрытие. С развитием техники обработки и резьбы по камню геммы начали вырезать на твёрдых, более-менее прозрачных породах, халцедоне и сердолике. Сердоликовые камни, в основном жёлто-красных цветов, сродни лучам живительного солнца, до сих пор остаются любимыми и наиболее распространёнными на Востоке. Месторождения сердолика разрабатывались древними во многих местах. Древнейшие халцедоновые копи действовали на севере Малой Азии, полуострове Халкедон (отсюда и название камня). Обычный халцедон — полупрозрачный камень серых и желтоватых тонов.

 

Во II тысячелетии до нашей эры была открыта его редкая разновидность — прозрачный камень небесно-голубого цвета (древнее название иа-аш-пу, современное сапфирин). Это было потрясением. Сапфирин стал первым драгоценным камнем восточного мира. Из дали веков до нас дошло свидетельство, вырезанное на сапфириновой гальке: «Я, Шильхак-Иншушинак, расширил своё царство, этот ia-ash-pu из страны Пуралиш я взял. То, что я усердно сделал, я поместил здесь, и Пар-Ули, моему любимому сыну, я его подарил» (перевёл И.М. Дьяконов). Надпись вырезана по приказу царя Элама (Южный Иран) где-то между 1150 и 1120 годами до нашей эры. Она занимает узкий конец гальки, а в центре представлена сцена: Шильхак-Иншушинак передаёт камень своему сыну. Гемма (шириной 4 см) имеет сквозное отверстие для подвешивания на шнурке. Эламский царевич носил её на шее. Ныне гемма украшает экспозицию Британского музея (Лондон).

 

Позднее из сапфирина вырезали царские печати в Ассирии, печати и амулеты в Ахеменидском Иране. Пик популярности пришёлся на V — первую половину IV веков. Ко времени (или во время) азиатских походов Александра Македонского месторождение сапфирина было исчерпано или сведения о нём утрачены. Единичные сапфириновые геммы появляются снова спустя тысячу лет. Зато входят в моду другие камни.

 

Создание Ахеменидской империи, объединившей в VI-IV веках до нашей эры территории от Египта до Средней Азии, от Кавказа до Индии, и последовавшее за ней образование мировой державы Александра обеспечило резчиков гемм рисунчатыми агатами и множеством других прозрачных и непрозрачных камней. Все они продолжают широко использоваться в эллинистических государствах Востока (конец IV-I века до нашей эры), восточных областях Римской империи (I-III века нашей эры), Византии и Сасанидском Иране (середина III — середина VII веков).

 

Многоцветье камней, из которых вырезали древние геммы, и сейчас поражает воображение. В настоящем альбоме представлены серые и желтоватые халцедоны, их равномерно окрашенные благородные разновидности, сказочный голубой сапфирин, сердолики от бледно-жёлтых до ярко-оранжевых и сургучно-красных, прозрачный как вода хрусталь, агаты розовые, голубовато-коричневые, красно-коричнево-белые, матово-чёрный гематит и блестяще чёрная яшма, а

(10/11/12)

также яшмы жёлтая и зёленая, синий лазурит, прозрачный алый альмандин, фиолетовые аметисты и др. С середины I тысячелетия до нашей эры палитра гемм дополняется амулетами и печатями из стекла разных цветов, а также стекла, покрытого золотой фольгой.

 

Распространение самоцветов, вывезенных из дальних стран, породило веру в сверхъестественную силу камней. Человеческое воображение связало их с воздействием звёзд на жизнь и здоровье людей. Учёный из Вавилона по имени Захалия в I веке до нашей эры написал труд о влиянии камней на человеческие судьбы. А в I веке нашей эры Сократ и Дионисий выступили с трактатом «О камнях», где сообщали, на каких минералах и какого рода изображения следует вырезать для противостояния болезням. Многие геммы изготавливали как средства любовной магии.

 

Создание гемм требовало глубокого профессионализма. Резчику гемм следовало быть не только художником, но и минерологом, знать технологию обработки камней разных пород, а также иметь точный глаз и твёрдую руку. Судя по сообщениям древних писателей и материалам археологических раскопок, для резьбы на одних камнях было достаточно резца, для других требовалось сверло, а прозрачные минералы высокой твердости поддавались только резьбе на специальном станке, где металлический инструмент вращался с помощью ножной педали с приводом. Резьба на таких камнях осуществлялась не самим металлическим резцом, а направляемым им корундом или алмазной пылью, и завершалась обсидиановыми или алмазными остриями. Для шлифовки готовой геммы использовали толчёные ракушки. Работая с абразивным материалом, покрывающим камень, мастер до самого конца не видел результата. Нужно было держать в голове весь рисунок, точное положение каждой детали, и при этом помнить, что на инталье он делает изображение обратное тому, которое будет на отпечатке. Детали, вырезанные глубже, в отпечатке станут наиболее рельефными, левая сторона станет правой, а правая левой. Миниатюрное изображение появлялось медленно, но ускорить процесс нельзя. Сделанную ошибку не исправить, камень при неосторожном обращении может треснуть или вообще расколоться. Профессиональные знания и секреты передавались в узком кругу из поколения в поколение. На острове Крит, где находился центр камнерезного искусства Эгейского бассейна, нашествие греков-ахейцев в середине II тысячелетия до нашей эры привело к гибели цивилизации. Была утрачена и высокая технология резьбы. Только через тысячу лет грекам удалось достичь того же уровня, изобретя заново (согласно историческим легендам), а, скорее, просто позаимствовав технологию, сохранявшуюся в государствах Передней Азии.

 

В I тысячелетии до нашей эры в столичных городах стран Ближнего и Среднего Востока действовали мастерские по изготовлению гемм, которые одновременно служили школами подготовки резчиков. Молодые люди, проявившие способности к работе такого рода, проходили здесь специальное обучение. В одном из документов, составленном в ахеменидском Вавилоне в 531 г. до н.э., сообщается следующее: «Итти-Мардук-балату, сын Набу-аххе-

(12/13/14)

иддина, потомка Эгиби, добровольно отдал своего раба Гузу-ина-Белл-ацбата для [обучения мастерству] изготовления печатей Куддая, резчику печатей, рабу царевича Камбиза [сроком] на четыре года... Он должен обучить его в совершенстве [мастерству] изготовления печатей» (перевёл М.А. Дандамаев). Резчики, достигшие высокого мастерства, ценились чрезвычайно. Знаменитых специалистов, работавших при дворе последних Птолемеев, после римского завоевания Египта в 30 г. до н.э. Октавиан Август вывез из Александрии в Рим, где они создали имперскую школу глиптики.

 

Собрание древних гемм Государственного музея Востока сложилось на основе частных коллекций, купленных музеем или подаренных музею. Начало собранию положили геммы М.А. Ратнера, агента Российско-Азиатского товарищества по торговле хлопком в Мерве (Туркменистан) в 1905-1916 гг., купленные у его семьи в 1938 г. Интересные геммы поступили из коллекции Н. Петросова (Петросяна), бакинского купца, ведшего дела в Иране и Турции в конце XIX — начале XX веков. Несколько гемм принадлежало Н.К. Рериху, художнику, философу, исследователю духовной культуры Востока. Геммы были переданы в музей наследниками Рериха вместе с его картинами и другими художественными ценностями. Из последних приобретений музея следует отметить коллекцию В.В. Павлова, известного специалиста по искусству древнего Востока, знатока и любителя гемм. В 1970х-1990х годах собрание обогатилось геммами из раскопок Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Института этнографии Академии наук. С 1980-х годов геммы поступают из раскопок Кавказской археологической экспедиции самого музея. В конце 90-х годов поступления такого рода стали регулярными.

 

Музейное собрание публикуется впервые. Для альбома были отобраны геммы, дающие представление о типичных формах и образах древневосточной глиптики, а также наиболее интересные и значительные в историко-художественном плане. В издание вошли шедевры древневосточного искусства, такие как критский амигдалоид с изображением оленя (№4), раритеты древнего мира — как сапфириновый скарабеоид с летящим грифоном (№13), великолепно выполненный любовный амулет с трёхликой Гекатой (№44), а также все геммы с надписями: древнеегипетскими иероглифическими (№№1, 10, 35 — прочёл А.Е. Демидчик, №№2-3 — прочла С.Я. Берзина), древнегреческой надписью (№40 — прочла С.Я. Берзина), надписью пехлеви (№83 — прочёл А.Б. Никитин). Хризограмму (№66) дешифровала В.Н. Залесская. Включены также геммы восточных сект с надписями, которые не удалось прочитать (№№48, 50-54). По мнению И.М. Дьяконова, знаки надписи №5 восходят к древнему лидийскому или карийскому письму Малой Азии.

 

Готовя публикацию, я увлеклась задачей выявить семантику изображений, определить значение этих изображений для людей древневосточных цивилизаций и, соответственно, назначение гемм. В своих исследованиях мне пришлось обращаться к обширной литературе, зачастую выходящей далеко за пределы собствен-

(14/15/16)

но глиптики, а также к помощи своих коллег. В определении сюжета геммы №32 мне помог О.Я. Неверов, геммы №60 — Б.И. Маршак. Гемму №5 атрибутировала В.К. Афанасьева, гемму №62 атрибутировали Б.И. Маршак и А.Б. Никитин.

 

Давно известно, что малые геммы есть памятники высокого искусства. Как никакие другие, они отражают духовную жизнь древних обществ и до сих пор хранят многие секреты.

 

Итак, смотрите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги