главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XXXIX. Л.: «Аврора». 1974. Л.Л. Баркова, М.П. Завитухина

Культура и искусство древнего населения Сибири.

/ Новые постоянные экспозиции.

// СГЭ. [ Вып. ] XXXIX. Л.: 1974. С. 77-78.

 

Летом 1972 г. отдел истории первобытной культуры завершил один из разделов своей постоянной экспозиции «Культура и искусство древнего населения Сибири», охватывающий значительный промежуток времени — с VII в. до н.э. по XIII в. н.э. Выставка размещена в пяти залах Зимнего дворца (28-32).

 

Первые три зала, посвящённые скифскому периоду истории этих племён, были открыты ещё в апреле 1970 г. Они служат продолжением выставки культуры ранних кочевников Алтая — всемирно известных Пазырыкских курганов (залы 22-23, 25-26).

 

Если в ранее открытых залах создатели экспозиции придерживались в основном комплексного показа (например, курганы Туэкта 1 и 2, Пазырык 5 и Башадар 2), то в новой экспозиции материалы Пазырыкских курганов подобраны по темам: «Орудия труда», «Одежда», «Верховой конь», «Искусство», «Бытовая утварь», «Обычаи и обряды». На первоклассных памятниках, которые по своему художественному и научному значению не знают себе равных, освещается важнейший период истории племён Южной Сибири в скифское время.

 

Впервые с большой полнотой демонстрируются памятники скифского времени соседних с Алтаем территорий — Тувы, Среднего Енисея и Забайкалья. Памятники Тувы представлены в зале 29 могильником Саглы-Бажи II, исследованным А.Д. Грачом в 1961-1962 гг. Подкурганная мерзлота, так же как и

 

Выставка «Культура и искусство древнего населения Сибири». Ранние кочевники Алтая, V-IV вв. до н.э.

(Открыть в новом окне)

(77/78)

на Алтае, способствовала   хорошей сохранности  вещей из дерева, войлока и тканей.

 

В зале 30 экспонируются материалы тагарской культуры (Средний Енисей). Большинство предметов добыто раскопками Красноярской археологической экспедиции Института археологии АН СССР в 1958-1970 гг. под руководством М.П. Грязнова.

 

В двух соседних залах (31, 32) размещены памятники культуры последующих исторических периодов — таштыкских племён Енисея, хунну (гуннов) Забайкалья, древних тюрков Алтая и Тувы, енисейских кыргызов. В значительной части они характеризуются новыми данными последних раскопок, которые впервые предстали перед посетителями музея. Одной из выдающихся находок Красноярской экспедиции явились деревянные планки с вырезанными на них изображениями зверей, скачущих на конях всадников, сражающихся воинов разных племён. Они знакомят нас с неизвестным ранее видом памятников изобразительного искусства племён Енисея III-V вв. Новые материалы по культуре предков современного тувинского народа из раскопок А.Д. Грача и В.П. Дьяконовой доставила Тувинская комплексная экспедиция Института этнографии АН СССР.

 

Культуру осёдлых хунну Забайкалья с большой полнотой освещают материалы многолетних раскопок Иволгинского городища и могильника, находящихся вблизи Улан-Удэ. Они поступили из Ленинградского государственного университета от автора раскопок А.В. Давыдовой.

 

Несомненный интерес у посетителей вызовет исследованная в 1969 г. экспедицией Московского государственного университета под руководством Л.Р. Кызласова могила I в. до н.э. в горах Оглахты на Енисее. В центре зала (31) выставлен прекрасно сохранившийся сруб, где некогда были погребены мужчина, женщина и ребёнок, а также две «куклы» с зашитыми внутри них мешочками, наполненными пеплом сожжённых людей. Изготовленные в рост человека, куклы были одеты в такие же зимние одежды, как люди. Найденные в этой могиле меховые шубы, штаны, шапки, рукавицы, обувь необычно хорошей сохранности. Особый интерес представляют гипсовые раскрашенные погребальные маски на лицах, передающие портретные черты умерших.

 

Оформление выставки осуществлено художником Ленинградского отделения художественного фонда РСФСР Е.С. Матвеевым, который с 1955 г. принимает неизменное участие в экспозиционной работе Эрмитажа. Им создан проект декоративно-художественного оформления выставки в целом и выполнено решение отдельных её частей, включая с разработку эскизно-технического проекта витрин.

 

В этой экспозиции мы отказались от традиционной обивки плоскости витрин тканью, которая быстро «стареет», заменив её древесно-стружечной плитой, окрашенной водно-эмульсионной краской. Нейтральный колорит оформления выставки подчёркивает цветовые качества экспонатов, а на светлом фоне витрин хорошо вырисовываются силуэты вещей из дерева, кожи и войлока.

 

Как и на прежних выставках, мы стремились, по возможности, избежать перенасыщения витрин экспонатами. Так, в витрине «Искусство» из многих сотен предметов алтайского искусства отобрано лишь 13 характерных с нашей точки зрения образцов. Используя всё положительное из опыта прошлых экспозиций отдела, мы отказались от попыток «расшифровывать» историю древних племён с помощью вспомогательных изобразительных средств. Помещённые на выставке прорисовки лишь поясняют изображения на отдельных предметах.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки