главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: 1989. П.П. Азбелев

Значение архивных материалов
для изучения культуры енисейских кыргызов

// Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: 1989. С. 131-133.

 

Большинство материалов, полученных при раскопках в 1960-1980-х гг. на минусинских чаатасах, не опубликовано или опубликовано не полностью. Привлечение отчетных материалов из Архива ИА АН СССР позволяет учесть новые данные о культуре енисейских кыргызов и сопоставить их с известными. Для такого сопоставления особенно важны памятники: чаатасы Гришкин Лог (Л.П. Зяблин, 1960-1961 гг., Абакано-Перевоз (Л.П. Зяблин, 1967-1968 гг., Койбальский или Утинский (Л.Р. Кызласов, 1970 г.), Абаканский (Л.Р. Кызласов, 1974, 1984 гг.), Чалбах (С.П. Нестеров, 1980), материалы которых не имеют аналогий в комплексах, использованных авторами основополагающих работ Л.А. Евтюховой (1948) и С.В. Киселёвым (1951).

 

Следует указать на наиболее важные особенности перечисленных памятников. Чаатас Гришкин Лог — над погребениями по обряду кре-
(131/132)
мации и ямами без следов погребений сооружены квадратные, округлые и шестиугольные ограды. Чаатас у д. Абакано-Перевоз — новая форма наземного сооружения (квадратные платформы) и новый способ погребения (ингумация в сопровождении жертвенного коня); под квадратными и округлыми оградами без стел погребения совершены по обряду ингумации. Койбальский чаатас — ряд новых существенных деталей конструкции наземного сооружения (по способу размещения стел одна из оград сопоставима с копёнским курганом № 6, ранее не имевшим аналогий); подбойный "тайник" в стенке могилы (за тыном) для керамики, представляющий новый способ размещения инвентаря в яме. Абаканский чаатас — платформы, аналогичные перевозинским, погребения, под которыми совершены по обрядам кремации, ингумации и ингумации в сопровождении жертвенного коня. Чаатас Чалбах — погребение подростка под прямоугольной оградой без стел (ингумация).

 

Сопоставление новых материалов с ранее опубликованными позволяет сделать ряд наблюдений:

 

1. Над погребениями по обряду кремации возводились ограды различной формы со стелами и без стел, платформы без стел, округлые каменные курганы, кольцевые выкладки.

 

2. Над погребениями по обряду ингумации в сопровождении жертвенного коня возводились платформы без стел, округлые каменные курганы, кольцевые ограды и выкладки; весьма вероятно, что на Копёнском чаатасе над погребениями по обряду ингумации с конем или со шкурой коня (Гаврилова, 1965) были сооружены ограды со отелами.

 

3. Над погребениями по обряду ингумации сооружались прямоугольные ограды без стел, округлые каменные курганы или кольцевые выкладки.

 

4. Погребения по обряду кремации сопровождались типовым набором керамики (1 ваза и 1-3 лепных горшка) и несколькими кусками жертвенной пищи или же "всадническим" набором (оружие и снаряжение всадника и предметы конской упряжи и сбруи).

 

5. Погребения по обряду ингумации в сопровождении жертвенного коня сопровождались "всадническим" набором вещей, а в ряде случаев — кыргызской вазой или её лепным вариантом.
(132/133)

 

6. Как погребения по обряду кремации, так и погребения по обряду ингумации с конем сопровождались богатыми наборами предметов из драгоценных металлов, или железных и бронзовых предметов, иногда были без инвентаря.

 

Таким образом, с привлечением неопубликованных архивных материалов картина погребальной обрядности в государстве енисейских кыргызов оказывается более сложной, чем это предполагалось ранее. Варианты наземных сооружений, способов погребения, наборов и богатства сопровождения жестко не коррелируют и, соответственно, чётко разграниченных групп памятников не определяют. Этот факт, по-видимому, может служить свидетельством (и одновременно — одним из исходных пунктов анализа) сложных интеграционных процессов, проходивших в Минусинской котловине в эпоху раннего средневековья.

 

Новые данные о культуре енисейских кыргызов показывают необходимость комплексного подхода как при кабинетных, так и при полевых исследованиях. Монографическое изучение хотя бы одного крупного чаатаса позволит поставить вопросы о соотношении различных обрядов погребения, наземных сооружений и наборов сопровождения, и после этого — о соотношении погребальных комплексов в целом. Учёт даже незначительных на первый взгляд особенностей каждого памятника позволяет выйти на уровень клаооификационно-типологического исследования погребальных комплексов, необходимогo для разработки относительной хронологии минусинских чаатасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки