М.И. Артамонов
Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа.
// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.+ табл.
Греческий импорт.
Как видно из приведённых данных, скифские могилы насыщены вещами греческого производства. В соответствии с милетским происхождением большинства северочерноморских колоний первое время импорт шёл главным образом из Ионии. Наиболее отчётливо он представлен керамикой милетско-родосского, самосского и клазоменского стилей. Однако наряду с ней ещё в VI в. встречается коринфская, а также аттическая чернофигурная керамика, а с конца VI в. краснофигурная и чернолаковая посуда. В Ольвии были найдены алебастровые вазы на подставках в виде женских фигур или сидящих сфинксов, происходящие из египетского Навкратиса.
(78/79)
На рубеже VI-V вв. начинается преобладание аттического ввоза. Краснофигурные и чернолаковые сосуды широко распространяются не только в колониях Причерноморья, но и по всей Скифии. В IV в. появляется специально предназначенная для Скифии краснофигурная керамика с мифологическими сюжетами, соответствующими греческим представлениям об этой стране. Это изображения амазонок, греков, сражающихся с амазонками, амазонок и аримаспов, сражающихся с грифами. Этого рода сюжеты представлены и на замечательной вазе, сделанной афинским мастером Ксенофонтом в Пантикапее и на калафе из Большой Близницы. Малоазийский ввоз этой эпохи характеризуется чернофигурными и чернолаковыми сосудами и большим количеством винных амфор. С III в. доминирующее положение в импорте опять занимает Малая Азия, представленная сначала чернолаковой, а затем особенно краснолаковой посудой из Пергама и Самоса. Особенно же велика была в это время роль Родоса. Тогда же увеличился ввоз из Египта, известный по археологическим находкам в виде ваз из египетского фаянса и различных поливных бус и подвесок.
В Скифию проникала главным образом винная и туалетная греческая посуда. О приверженности скифов к греческому вину можно судить как по письменным, так и по археологическим данным. Из винной тары (амфор) раннего времени определяются только хиосские и фасосские амфоры. С IV в. появляются штемпелёванные амфоры не только Фасоса, но и Родоса, и Книда, и Коса, и Самоса, и Пароса, и Наксоса, и Синопы, и Гераклей, и некоторых других центров производства виноградного вина и оливкового масла. В это же время расцветает виноделие в Херсонесе и, по-видимому, появляется на Боспоре. В колонии Северного Причерноморья шло не только вино, но и оливковое масло, так как местной культуры оливкового дерева здесь не было. К варварам же амфоры проникали, видимо, главным образом с вином.
Археологически хорошо прослеживается импорт металлических изделий: оружия, сосудов и разного рода украшений, причём здесь так же, как и в керамике, к вещам иноземного происхождения рано начинают примешиваться, а затем даже и преобладают предметы, изготовленные для варварского рынка в греческих колониях Причерноморья. В скифских курганах найдено немало греческих шлемов и поножей. Среди шлемов преобладают аттические с наглухо приклёпанным назатыльником и с подвижными нащёчниками, но встречаются и коринфские с маской, закрывающей лицо до подбородка, с отверстиями только для глаз и для дыхания. Нередко находятся греческие бронзовые поножи (кнемиды), повторяющие форму ноги и иногда украшенные позолотой. Значительно реже встречаются архаические колоколовидные панцири. Прекрасный образец такого панциря, украшенный головой Медузы, происходит из Елизаветинского кургана. Многие предметы вооружения местных типов изготовлялись в греческих мастерских колоний. Для примера достаточно назвать роскошные гориты, типа найденного в Чертомлыкском кургане, или ножны меча из Чертомлыка и одного из курганов в группе «Пять Братьев» у станицы Елизаветовской вместе с родственными им ножнами, происходящими из района Никополя, но попавшими в нью-йоркский Метрополитен-музей.
Благодаря интенсивным торговым сношениям с Афинами, произведения Аттики шли главным образом через боспорские города. Из них особенно выделяется
(79/80)
превосходная посуда из серебра, отделанная преимущественно гравировкой с применением позолоты. Прекрасным примером этого рода изделий может служить найденный в Семибратнем кургане килик с изображением сидящей Ники. В IV в. следует отметить ввоз из Греции замечательных ювелирных изделий, таких, например, как знаменитые золотые серьги с подвесками, найденные в женском погребении возле Феодосии (табл. 326-[327]-328). Они состоят из диска, покрытого растительным орнаментом и ажурной ладьевидной подвески с мелкими привесками. Над ладьёй помещена миниатюрная колесница, запряжённая четвёркой коней, управляемая крылатой Никой; по сторонам две фигурки крылатых гениев. Всё это тончайшей миниатюрной работы, в особенности удивительной потому, что греки не знали увеличительного стекла. Столь же тонкой филигранной работы ожерелья, плетённые из золотых проволок и снабжённые мелкими подвесками, вроде ожерелья, найденного в богатейшем женском погребении Павловского кургана.
Импорт через Боспор не ограничивался произведениями Аттики. Старые связи Скифии с Передней Азией не только не прервались, а наоборот развивались. Наряду с ионийской продукцией в Скифию попадали предметы ахеменидско-иранского происхождения. Блестящим образцом произведений этого рода является серебряный ритон, украшенный передней частью крылатого козерога из Семибратних курганов. Ахеменидского происхождения и ручка чертомлыкского меча со сценами охоты.
В конце V в. в Пантикапее возникла крупная мастерская для чеканки монеты и производства ювелирных изделий. Отсюда вышло немало высокохудожественных изделий, приспособленных к вкусам скифов или, во всяком случае, включающих мотивы скифского происхождения и изображения самих скифов. Из этой мастерской, по-видимому, вышли такие замечательные произведения, как золотые фиалы типа Куль-Обы и Солохи, солохский золотой гребень, солохский же серебряный сосуд со сценами охоты на львов, знаменитая чертомлыкская ваза, куль-обский и воронежский кубки со сценами из скифской жизни и большая группа пластинок с композициями и отдельными изображениями культового характера вроде украшения женского головного убора из Карагодеуашха. Ювелирные изделия Пантикапея отличаются большой пышностью. Здесь делались великолепные головные уборы, роскошные сложные ожерелья, крупные височные подвески с фигурными изображениями, разнообразные бляшки и т.п. украшения. Изготовлялось здесь и дорогое, обложенное золотом оружие. Всё это широким потоком расходилось среди господствующего слоя Боспора и проникало далеко в глубь Скифии.
В производивших все это мастерских работали не только греки и их местные выученики, но и иранцы. Свойственный им стиль отчётливо выступает в вещах из Семибратних курганов. Позже, например, в произведениях из Куль-Обы, прослеживаются два стилистических направления — греческое и иранское. В этом отношении показательно сопоставление двух одинаковых по форме серебряных сосудов из Куль-Обы. На одном из них в обычном для греческого искусства стиле представлен лев, терзающий оленя, и подбегающая к ним львица, затем лев, терзающий кабана, и, наконец, два грифона, терзающие козла. На другом сосуде изображён очень сходный сюжет: лев и львица, терзающие
(80/81)
оленя; позади льва помещена ещё одна фигура кошкообразного хищника. Изображения на втором сосуде даны в орнаментальных формах. Очень характерны: плоскостность фигур, спиральные завитки на местах сочленений, спираль на бедре оленя, напоминающая стилизованную головку птицы, орнаментально трактованная грива, рёбра и соски у львицы; типичен также рубчатый поясок вдоль шеи оленя. Всё это связывает изображения на втором куль-обском сосуде не только со стилем фигур на предметах из Семибратних курганов, но и с традициями восточного, иранского искусства. Тот же стиль выступает в изображениях на обкладке меча из Куль-Обы с надписью »ΠΟΡΝΑΧΟ«, на обкладках ножен мечей из Солохи и станицы Елизаветовской и на многих других предметах.
|