главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

М.И. Артамонов. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. М.И. Артамонов

Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа.

// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.+ табл.

 

Солоха.

 

Одно из редчайших, сохранившихся в целости, неограбленных скифских погребений найдено в кургане СОЛОХА [ список ], на левой стороне Днепра, в 21 км к юго-востоку от Никополя (рис. IX). Это была громадная насыпь высотою в 18 м, возведённая в два приёма и содержащая два погребения. Центральная могила имела форму неглубокого прямоугольного колодца с двумя камерами, вырытыми по его длинным сторонам; пол камер находился на 2 м ниже дна входной ямы. Это погребение оказалось ограбленным. В одной из его камер найдены некоторые остатки погребального инвентаря; золотые бляшки в виде крестообразных фигур, человеческих голов, сирен и птиц (рис. 77), золотая игла, золотые пластинки, служившие обивкой деревянной чаши, большая амфора с висевшей на её горле медной черпалкой на длинной ручке, серебряный килик с греческой надписью «ΛΥΚΟ», напоминающей имя одного из упомянутых Геродотом скифских царей. Здесь же найдены бронзовые наконечники стрел и бычьи кости. В другой камере, не тронутой грабителями, находились неценные и громоздкие вещи служебного назначения, как-то: большой медный котёл с бараньими и бычьими костями, решётка на колёсиках, возможно, служившая для развоза по сотрапезникам жареного мяса, деревянный ковш, железный заострённый стержень для вынимания мяса из котла, три амфоры и медный позолоченный сосуд. Здесь же был маленький деревянный столик с точеными столбиками и планками по сторонам.

 

Как и в других случаях, вблизи колодца с камерами оказалась целой могила лошадей. Она была перегорожена стенкой из сырцовых кирпичей и содержала два лошадиных скелета с почти одинаковыми золотыми украшениями узды. Эти украшения были набиты на деревянные резные фигуры и состояли из налобника в виде двух вплотную прижатых друг к другу рыб, по туловищу которых оттиснуты небольшие изображения рыбок и птиц, и парных нащёчников в форме стилизованного заострённого уха (табл. 146).

 

Вторая могила с человеческим погребением, находившаяся в необычном месте — под полою кургана — и поэтому, вероятно, оставшаяся не обнаруженной грабителями, состояла из глубокого колодца и камеры, соединённых между собою длинным коридором. В камере были устроены три ниши разной величины (рис. X). В наибольшей из них лежал скелет главного покойника. У ног его собрано множество золотых бляшек с изображениями грифонов, лежащего оленя (рис. 78), льва, терзающего голову оленя (рис. 80), львов (рис. 79), пьющих из рога скифов (рис. 81), треугольников с зернью и др.; этими бляшками были обшиты штаны погребённого. У ног же лежал нож с костяной рукояткой. С правой стороны скелета находился меч в ножнах, покрытых золотой обкладкой со звериными изображениями (табл. 145); сердцевидная крестовина его украшена геральдически расположенными головками кабанов, а набалдашник рукоятки обработан в форме волют, трактованных в виде птичьих голов. Рукоятка отделана так же, как у меча из Томаковки, мелкими поперечными рубчиками и двумя полосами с изображениями животных, расположенными на широких сторонах. Ножны были деревянные, с резными обложенными золотом изображениями львов, терзающих оленей. В этой сцене, повторённой дважды

(42/43)

вдоль ножен меча, олень представлен одной головой с ветвистыми рогами. Одна сцена отделена от другой полоской плетёнки. Нижняя часть ножен занята двумя фигурами хищников, а расширяющийся в форме круга конец заполнен стилизованной головой льва. В отличие от других ножен найденные в Солохе имеют не одну, а две выступающие сбоку лопасти для подвешивания; на обеих из них представлены фигуры львов.

 

На правой руке погребённого находилось три золотых браслета, на левой — два (рис. 82). На шее была золотая гривна с украшенными цветной эмалью львиными головками на концах (рис. 83). У головы лежал бронзовый греческий шлем (табл. 149), a близ него знаменитый золотой гребень (табл. 147, 148, 150). Верхняя часть этого гребня украшена рядом из пяти скульптурных фигурок лежащих львов и расположенной над ним группою сражающихся скифов. Группа состоит из трёх воинов: одного на коне, поражающего копьём другого воина, стоящего напротив и прикрывающегося щитом; раненый конь этого воина лежит под ногами всадника. Третий воин, пеший, спешит с мечом на помощь всаднику. Два первых конных воина представляют, вероятно, скифских вождей. Их одежда и вооружение полускифские, полугреческие. На ногах они носят скифские штаны и охваченные ремнём мягкие сапоги. Но на голенях у всадника греческие кнемиды, на головах у обоих греческие шлемы. На туловищах обоих воинов надеты панцири — у всадника чешуйчатый, а у спешенного гладкий с длинными полукруглыми пластинками внизу. Третий воин с непокрытой головой, в обычном скифском кафтане, украшенном, как и штаны у второго воина, нашивными бляшками. Всадник держит в руке короткое копьё с широким листовидным наконечником; два других воина вооружены короткими мечами. У всех небольшие лёгкие щиты разной формы. Пешие воины держат щит левой рукой за рукоятку, находящуюся посредине его обратной стороны; у всадника, держащего левой рукой повод, щит повешен на левое плечо. С левого боку к поясу воинов привешены в двух случаях гориты, а в одном — ножны акинака. Большинство деталей одежды и предметы вооружения, представленные на изображениях, находят полное соответствие в вещах, находимых в скифских погребениях. Очень характерны лошади небольшие с длинными хвостами и коротко подстриженными гривами. Всадник круто осадил свою лошадь, и она поднимается на задние ноги. Раненная в шею лошадь лежит на спине с поднятыми вверх согнутыми ногами. Из раны течёт кровь. Конское снаряжение, включая удила с фигурными псалиями, полностью отвечает обычным скифским типам.

 

Вдоль правой руки скелета лежала шестопёрая булава. Далее за нею стояли шесть серебряных сосудов, в большинстве воспроизводящих туземные формы, но сделанных греческими мастерами. Три из них украшены изображениями.

 

Самый большой сосуд имеет форму шара со срезанным верхним сегментом, с кольцевой низкой ножкой и с двумя выступами с дырочкой для подвешивания по бокам. По верхнему краю он охвачен гирляндой из плюща, а нижняя часть его, отделённая узким бордюром из плетёнки, покрыта вертикальными канеллюрами. Средняя часть сосуда занята фризом, представляющим сцены охоты скифов с собаками на львов (табл. 152-[153, 154]-155). С одной стороны сосуда изображён пронзённый дротиком зверь, поднявшийся на задние лапы и вцепившийся передними в ногу

(43/44)

круто остановившейся перед ним лошади. Всадник, сидящий на этой лошади, замахнулся на льва копьём. Между ногами лошади помещена испуганная собака с поджатым хвостом (табл. 155). Второй всадник подъезжает ко льву сзади; он нацелился в него из лука (табл. 153). Под ногами его коня также собака, но она смело несётся на льва, загнув хвост кверху. На другой стороне сосуда два скифа поражают фантастическую рогатую львицу (табл. 154). Поднявшись на задние лапы, она бросается на одного из охотников, направившего на нее копьё. Другой охотник сзади львицы готовится пустить в неё стрелу из лука. Под ручками сосуда помещены в одном случае два льва, прижавшиеся друг к другу головами, а в другом — два геральдически сопоставленных хищника с повёрнутыми назад головами и загнутыми хвостами. Ручки украшены двумя обращёнными в противоположные стороны головами баранов и трёхлепестковым цветком между ними. В изображённых на этом сосуде живых реалистических сценах повторяется выработанный греческим искусством тот же, что и на гребне, тип идеального скифа, в данном случае молодой, безбородый, с длинными волосами на непокрытой голове. Скифы одеты в обычные короткие кафтаны и широкие штаны, украшенные нашивными бляшками, а также в мягкие сапоги, перехваченные на щиколотке ремешками. Вооружены они дротиками или копьями с длинным узким наконечником и луками со стрелами. Лошади того же типа, как и на гребне. На них детально изображены украшенные круглыми бляхами уздечки с удилами, снабжёнными изогнутыми псалиями. Мягкие сёдла, или точнее чепраки, украшены по краю бляшками, нередко встречающимися при скелетах лошадей в погребениях. Охотничьи собаки двух пород: одна с узкой мордой и гладкой шерстью, другая с более тупой мордой. На собаках надеты ошейники. Все изображения и орнаменты на сосуде были покрыты позолотой, тогда как фон оставался белым, серебряным. Это одно из наиболее прекрасных произведений греческой торевтики, отличающееся не только высоким совершенством композиции, но и замечательной техникой чеканки изображений.

 

Второй сосуд с рельефными изображениями, шаровидный, с невысоким горлом и отогнутыми краями (табл. 151). Он повторяет форму местных часто встречающихся глиняных сосудов, украшенных геометрическим нарезным орнаментом, заполненным белой массой. На нём представлены две пары крылатых сфинксов, сидящих лицом друг к другу по сторонам лотоса. Фриз с этими изображениями очерчен поясками, верхний из которых находится у основания горла, а нижний отделяет нижнюю часть сосуда, украшенную рельефными угловатыми зигзагами. Третий сосуд в виде кружки покрыт гравированными изображениями, представляющими группы женщин с цветами и музыкальными инструментами (табл. 156). Одна женщина с арфой сидит, другая танцует. Здесь же изображена антилопа. Остальные серебряные сосуды гладкие; два из них по форме соответствуют первому из описанных, со сценами охоты, а один — второму, со сфинксами. Тут же находились: греческий чернолаковый килик и деревянная миска, прототип металлических сосудов с выступами вместо ручек, обитая золотыми пластинками со штампованными изображениями рыб (рис. 84) и одной пластинкой с фигурою лежащего оленя (рис. 85). Вблизи головы скелета лежали бляшки с изображением козла или лося и ожерелье из золотых рубчатых цилиндриков, чередующихся с миндалевидными подвесками с ро-

(44/45)

зеткой на конце. Возле этого же скелета были найдены бронзовые наконечники стрел, второй железный меч, остатки пояса, железный чешуйчатый панцирь и нож с костяной ручкой.

 

Кроме того, в боковой стене ниши оказался небольшой тайник, в котором были помещены, видимо, самые ценные вещи погребённого: золотая фиала и обложенный серебром и золотом горит со сценой битвы. В горите находилось 180 стрел с бронзовыми наконечниками. Фиала представляет собой чашу, наружная сторона которой сплошь покрыта чеканными изображениями, расположенными в три ряда, в каждом из которых по несколько раз повторяется одна и та же сцена (табл. 157-[158]-159). В верхнем ряду — два льва, терзающие копытное животное, в среднем — лев и львица, грызущие лань, в нижнем — лев, терзающий оленя. По наружному ободу чаши сохранилась сделанная пунктиром греческая надпись, причём буквы изображены в обратном виде. Предположительно она читается: «элевферия Гермон Антисфеней». Здесь же — более мелким шрифтом ещё написано слово «ΛΟΚΟ» — засада или отряд, что так же, как и другая надпись, не имеет никакого отношения к последнему владельцу греческой ритуальной чаши.

 

Горит, от которого сохранились части тонкой серебряной, местами позолоченной обкладки и заполняющей рельефные изображения на ней гипсовой подкладки, был обычной скифской формы и украшен с наружной стороны изображениями, разделенными на три части (табл. 160, 161). В средней, наиболее широкой, представлена сцена сражения конных скифов с пешими. Слева — схватка молодого воина с обнажённым торсом и бородатого всадника. Всадник осадил лошадь и замахнулся на своего противника копьём. Молодой воин, прикрывшись щитом, поднял над головой секиру. К левому бедру его привешен горит с луком. Справа — молодой воин с длинным мечом в правой руке левой рукой схватил своего бородатого врага за волосы. Этот последний только что соскочил с раненой и упавшей на согнутые передние ноги лошади, представленной на заднем плане, и, пытаясь одной рукой освободить свои волосы, другой вытаскивает меч из ножен, подвешенных к поясу. За лошадью виден ещё один молодой воин, прикрывающийся щитом, с копьём, нацеленным для удара. В верхней полосе над этой сценой изображены грифон и лев, терзающие оленя. В прямоугольном выступе горита, разделённом на две части, на одной изображены два чудовища, а на другой — орнамент из завитков (рис. 87).

 

Вдоль северной стенки камеры головой к главному покойнику лежал скелет, вероятно, оруженосца. С правой стороны его находился меч, на костях — остатки чешуйчатого панциря, слева — три наконечника копий и наконечники стрел. У соединения погребальной ниши с коридором лежал третий скелет — подростка-слуги. У левой руки его находились бронзовые наконечники стрел, в ногах — два железных наконечника копий, а вблизи скелета лежали бараньи астрагалы, употреблявшиеся для игры.

 

Во второй нише, находившейся рядом с погребальной, стояли три котла для мяса с лошадиными, коровьими и бараньими костями. В самом большом котле, кроме того, лежали железный стержень с заострённым концом, служивший для вынимания мяса, и медный ковш. Здесь же находились: большой медный таз, серебряный ободок от питьевого рога (ритона), медное ситечко с рукояткой

(45/46)

в виде лебединой головки, предназначавшееся для процеживания вина, и длинные треугольные обивки от деревянных сосудов. В третьей нише стояло 10 греческих амфор, в которых, вероятно, было вино и масло. Подросток, положенный недалеко от этой ниши, по-видимому, исполнял обязанности виночерпия. Возле боковой могилы так же, как и близ центральной, находилась особая могила для пяти лошадей, а на краю её — ещё могила для конюха. Принадлежности лошадиной упряжи здесь были менее роскошны, чем в центральном погребении. Они состояли из медных, обложенных золотом, головок хищных животных (рис. 88), украшавших перекрестья уздечных ремней, из нащёчников в виде стилизованной ноги животного или пары звериных ног, из множества лунниц, колокольчиков, подвесок, блях, ворворок от кистей, пряжек и удил с псалиями. При скелете конюха найдено только несколько наконечников стрел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги