главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

М.И. Артамонов. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. М.И. Артамонов

Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа.

// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.+ табл.

 

Раннескифская культура.

 

Цукур-лиман. — 25

Темир-гора. — 25

 

Для древнейших комплексов скифской культуры, таких, как Мельгуновский клад и Келермесские курганы, характерно преобладание форм и мотивов переднеазиатского происхождения, что и не удивительно в свете приведённых выше данных о тесных исторических связях скифов и других племён Северного Причерноморья с азиатскими странами. Вместе с тем в этих же комплексах находятся вещи с элементами греко-ионийского происхождения, которые не могли попасть в варварскую среду Причерноморья через Переднюю Азию и Закавказье, а являются результатом прямого контакта греков и скифов в самом Северном Причерноморье. Это тем более вероятно ещё и потому, что среди вещей раннескифских комплексов, представляющих прямой импорт из стран Востока, таких, как золотые чаши или полуцилиндрические украшения из Келермеса или части трона из Мельгуновского клада, сравнительно немного, значительная часть других представляет сочетание стилистических черт различного происхождения и определённые признаки местного производства. Наряду с мотивами и формами переднеазиатского или греко-ионийского происхождения в них выступают своеобразные черты, свидетельствующие о сложении в Северном Причерноморье местного художественного стиля. Это стиль, формирование которого началось ещё в Передней Азии у иранских племён, в том числе и у самих скифов в период пребывания их в Азии, путём заимствования и переработки культурного наследия Древней Месопотамии в его ассиро-вавилонском варианте.

 

В настоящее время ещё нельзя сказать с полной уверенностью, какие именно формы вещей, характерных для скифской культуры, выработаны на месте — у племён степной Евразии, а какие заимствованы у иранского населения Переднего Востока или созданы им совместно со скифами Северного Причерноморья и саками Средней Азии. Основные элементы вооружения и конского снаряжения, по всей вероятности, выработаны самими евразийскими варварами, поскольку исходные формы их могут быть указаны в предшествующей, доскифской культуре той же области. Так, например, лёгкие бронзовые наконечники стрел не

(22/23)

имеют ничего общего с наконечниками стрел, известными в Передней Азии доскифского времени, но зато листовидные втульчатые наконечники, лежавшие в основе форм характерных скифских типов, находятся ещё в комплексах андроновской и срубной культур эпохи бронзы Евразии. Вообще, именно северным иранцам — скифам и сакам — надо приписать создание легковооружённой конницы, которой не могли противостоять тяжеловооружённые, неповоротливые войска, состоящие из пехоты и колесниц, с которыми они встретились в Передней Азии. Зато предметы роскоши, украшения, произведения искусства во многом обязаны традициям Востока. В произведениях так называемого звериного стиля, характерного для скифского искусства, в древнейших комплексах скифской культуры, таких, как Келермесские курганы или Мельгуновский клад, преобладают сюжеты и формы переднеазиатского происхождения. Так, например, на золотой чаше из Келермеса изображения животных представлены в стиле ассирийско-вавилонского искусства, известного по рельефам из дворца в Куюнджике. На золотых обкладках мечей из Келермеса же и Мельгуновского клада культовые композиции с древом жизни не только воспроизводят древнемесопотамский сюжет, но и стилистически не отличаются от ассирийских и урартских изображений того же рода. То же самое можно сказать и об изображениях фантастических существ на этих ножнах, хотя и не имеющих аналогий в древневосточном искусстве, но по своему характеру и стилю относящихся к произведениям переднеазиатского происхождения. Даже на золотой обкладке топорика из Келермеса преобладающее положение занимают формы явно древневосточного стиля.

 

Вместе с тем у некоторых фигур животных на обкладке топорика, а в особенности у изображений оленей на лопастях ножен келермесского и мельгуновского мечей, выступают такие стилистические черты, которые вовсе не свойственны передне-

(23/24)

азиатскому искусству. Наиболее яркое выражение эти черты получили в таких замечательных произведениях, как нащитная бляха в виде пантеры из Келермеса и такого же назначения олень из станицы Костромской. Эти изображения представляют собой наиболее характерные примеры собственно скифского искусства, сложившегося путём стилистической переработки древневосточных образцов. Скифское искусство относится к так называемому звериному стилю, сюжетами изображений которого являются преимущественно животные или их части и который характерен для многих народов на ранней (архаической) ступени их истории. Стиль скифского искусства, органически связанного с вещами практического назначения: оружием, конским снаряжением, одеждой, и в этом смысле прикладного или декоративного, отличается реализмом и вместе с тем замечательной приспособленностью к ограниченным, заранее данным формам этих вещей, изумительной изобретательностью в использовании пространства, компактностью и экономной чёткостью контуров. Замечательно умение передавать характерные черты животного, в конечном счёте, условными формами. Замкнутое построение фигуры, несмотря на жизненность образа, приводит к упрощению и деформации, соответствующим её декоративному назначению. Другой характерной чертой скифского стиля является расчленённость изображения на большие резко очерченные поверхности или грани. Всё изображение строится из нескольких гладких, но резко отделённых одна от другой поверхностей. Это существенный признак скифского стиля, заключающийся в обыкновении превращать цилиндрические или выпуклые поверхности в наклонные плоскости, пересекающиеся под углом в виде ребра. Этот приём скифской стилизации совершенно справедливо возводится к технике резьбы по дереву.

 

В литературе о скифском искусстве неоднократно отмечалось, что стиль его обусловлен материалом, в котором первоначально сложилось это искусство, а именно деревом и костью. Употребление последней вызвало умение располагать изображение в ограниченной плоскости, приспосабливая его к пространству, данному формой декорируемого предмета. В кости и дереве родилась трактовка формы в технике резьбы, сделавшаяся настолько привычной, что оказалась перенесённой в металл как характерная принадлежность стиля.

 

Скифское искусство действительно широко пользовалось деревом и костью, хотя до нас дошли главным образом произведения, выполненные в металле. Совершенно несомненно, что оригинальные произведения скифского искусства резались из дерева, а затем во многих случаях, как это видно по находкам из курганов Алтая, где, благодаря вечной мерзлоте, хорошо сохранились вещи из органических материалов, обкладывались снаружи тонким золотым листком, на котором и выдавливалось изображение, представленное на его основе. При серийном изготовлении тех или иных изображений оттиски, полученные с одной и той же деревянной или металлической матрицы, для сохранения их формы заливались снизу воском или другой быстро твердеющей массой и в таком виде применялись для декорации соответствующих предметов.

 

Вопреки распространённому мнению, большинство сюжетов и мотивов скифского искусства не местного происхождения. Они, как это видно по Келермесскому и Мельгуновскому комплексам, заимствованы из стран Древнего Востока, но в скифской среде приобрели новые специфические черты. Наиболее распростра-

(24/25)

нённые сюжеты уже в этих комплексах оказываются настолько сильно переработанными в скифском стиле, что их восточное происхождение устанавливается с большим трудом и лишь благодаря тому, что в некоторых случаях наряду с чертами скифского стиля сохраняются и некоторые признаки, характерные для ассиро-вавилонского или урартского искусства. Большое значение для этого имеет также клад из Зивие в Иранском Курдистане, относящийся к концу VII в. до н.э. В составе этого, по-видимому, погребального комплекса с вещами ассирийского и, вероятно, манейского стилей, имеются произведения, близко сходные со скифскими как по сюжетам, так и по стилю изображений. Они свидетельствуют, что скифское искусство начало формироваться на периферии Ассирийского царства среди иранских племён, откуда и распространилось как в Северное Причерноморье, так и Среднюю Азию и Сибирь, прежде всего среди родственного с ними ираноязычного населения. Только общностью происхождения можно объяснить поразительную близость искусства и культуры скифского периода в Северном Причерноморье и южной Сибири до Алтая включительно. Лишь немногие, наиболее ранние произведения скифского искусства обнаруживают связь с Кавказом.

 ^

Что касается греческого влияния на скифскую культуру Причерноморья, то оно началось тоже очень рано. Греческие вещи и мотивы греческого происхождения появляются в Северном Причерноморье вместе со скифской культурой. Так, в древнейших погребениях с инвентарём скифского типа, датируемых началом VI в., а именно: в одном — на западном берегу ЦУКУРСКОГО ЛИМАНА [ список ] на Таманском полуострове — и другом — на вершине ТЕМИР-ГОРЫ [ список ] к северо-востоку от Керчи — находились древнегреческие энохои. Вместе с ними в первом из этих погребений обнаружены: бронзовая секира с клевцом на месте обуха и бронзовое украшение в виде двух хищников, стоящих на задних лапах друг против друга (рис. 14), а в другом — резные костяные предметы: один в виде птичьей головки (рис. 15), а другой — в виде свернувшегося зверя (рис. 16). В Келермесских курганах греко-ионийское искусство выступает в сочетании с местными формами не только вещей, но и художественных мотивов. В дальнейшем, с укреплением связей между греческими колониями и местным населением, количество вещей греческого происхождения в скифских погребениях значительно увеличивается. Погребения V в. содержат уже не только предметы греческого быта, но и вещи скифского обихода и произведения искусства с признаками греческого происхождения. Такого рода изделия находятся даже в значительном удалении от Чёрного моря, по берегам которого обосновались греческие колонии, — в Среднем Приднепровье. Ещё больше было их в прилегающих к Чёрному морю степях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги