главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

М.И. Артамонов. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. М.И. Артамонов

Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа.

// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.+ табл.

 

Курганы VI в.

 

Мельгуновский клад. — 18

Келермесские курганы. — 18

 

Многие сведения Геродота подтверждаются археологическими данными, хотя и не всегда оказываются совершенно точными. Особенно близким к действительности оказался описанный Геродотом скифский погребальный обряд. По археологическим данным скифы хоронили своих царей под большими земляными насыпями и вместе с ними отправляли в загробную жизнь наложницу и слуг, а также лошадей и различные вещи, подчас отличающиеся высокой ценностью и художественным совершенством, хотя и выполненные не только из золота.

 

Подавляющее большинство богатых погребений скифского периода было разграблено, частично ещё своими современниками. Иногда нетронутыми при этом оставались конские могилы, вследствие чего при научных археологических раскопках скифских курганов находятся по большей части только принадлежности конского снаряжения и немногие случайно оставшиеся разрозненные предметы из человеческих могил. По устройству могилы скифского периода

(17/18)

в разных местах значительно различаются между собой. По всей вероятности, это различия этнографического порядка; в них сказываются особенности разных племён, охваченных общей скифской культурой.

 ^

Древнейшие богатые погребения скифской культуры известны и в Приднепровье и на Северном Кавказе. В первой из этих областей они представлены так называемым MEЛЬГУНОВСКИМ КЛАДОМ [ список ]. Это вещи из погребения (устройство которого осталось невыясненным), найденные в Литом кургане около Кировограда ещё в 1763 г. и поднесённые генералом Мельгуновым императрице Екатерине II. Имеются сведения, что они были обнаружены на глубине 6 футов в гробнице, обложенной каменными плитами.

 

Наиболее замечательной частью этой находки является меч с золотой обкладкой ножен, украшенной изображениями фантастических существ с туловищем то быка, то хищника, с хвостом в виде скорпиона, с головой то барана, то льва, то человека, то орла и с крыльями в виде рыбы со звериной головой (табл. 1). Каждое чудовище имеет руки, в которых держит лук со стрелой (табл. 3, рис. 3), На верхнем сердцевидном конце ножен представлены два крылатых гения по сторонам древа жизни (табл. 2), нижний конец снабжён овальным расширением с двумя геральдически сопоставленными фигурами львов. На боковой лопасти у верхней части ножен, служившей для подвешивания меча к поясу, изображение лежащего оленя. Сердцевидная крестовина плохо сохранившейся рукоятки меча украшена двумя фигурами лежащих козлов (рис. 2). Рукоятка увенчивалась овальной головкой и была покрыта стилизованным растительным орнаментом.

 

Кроме того, в составе находки имеются: золотая диадема из трёх рядов цепочек, пропущенных сквозь 9 розеток (рис. 4), золотые пластинки с изображениями обезьян и птиц (рис. 6), 17 массивных фигурок птиц с распущенными крыльями (рис. 5), бронзовая застёжка с головками львов на концах и ряд других менее значительных вещей, относящихся к инвентарю человеческого погребения. Предметов конского снаряжения среди них нет, вероятно, потому, что конское погребение, если оно было, осталось необнаруженным.

 ^

На Северном Кавказе древнейшие богатые погребения скифского типа обнаружены в Прикубанье. Принадлежность их собственно скифам весьма сомнительна, так как в Прикубанье по данным античных писателей жили не скифы, а меоты. Но именно в этих погребениях ранняя скифская культура выступает в наиболее ярких и полных комплексах. К сожалению, богатейшие КЕЛЕРМЕССКИЕ КУРГАНЫ [ список ] были раскопаны не специалистами археологами, а кладоискателем, неким техником Д.Г. Шульцем в 1903 г. Он раскопал четыре, по-видимому, неразграбленных кургана, в которых нашёл ряд дорогих вещей, составлявших уборы и вооружение погребённых. Об устройстве погребений в этих курганах почти ничего неизвестно. Раскопанные в 1904 г. в этой же группе Н.И. Веселовским ещё два кургана оказались ограбленными, но зато об устройстве их имеются определённые данные.

 

В обоих курганах могила была устроена в виде обширной прямоугольной ямы уступами. На дне её обнаружены следы деревянных столбов, выделявших большую часть площади в особое помещение, по всей вероятности предназначавшееся для человеческих погребений. По двум сторонам этого помещения, вдоль стен

(18/19)

ямы, лежали скелеты лошадей; в первом кургане их было 24, по 12 с каждой стороны, во втором — 16, по 8 с каждой стороны (рис. III).

 

Лошади не были потревожены грабителями, при них поэтому сохранились части упряжи в виде железных и бронзовых удил, уздечных блях, множества белых рубленых бус и др. Особо следует отметить многочисленные костяные украшения узды в виде головок баранов, барано-птиц, лошадиных копыт, свернувшегося хищника и цилиндриков (рис. 7). Вместе с лошадьми в обоих курганах были найдены характерные для скифских погребений навершия, по-видимому, служившие для украшения колесниц. В первом кургане их было 14 штук: два из них бронзовые в виде голов животного с длинными ушами (осла или мула) (табл. 5), остальные в виде ажурных шаров или эллипсоидов с двумя-тремя шариками внутри; три такие навершия железные, другие бронзовые; одно навершие такого рода увенчано головой грифона (табл. 4). В другом кургане найдено семь шарообразных наверший. Кроме того, у лошадей собраны тонкие золотые листки, частично орнаментированные спиралями, служившие обкладками несохранившихся кожаных или деревянных частей уздечек (табл. 49). Человеческие погребения в обоих курганах были разграблены и разрушены. Ввиду этого от погребальной обстановки и инвентаря погребённых уцелело очень мало. В первом кургане нашлись части медного котла, несколько обломков глиняных сосудов, мелкие золотые, стеклянные, сердоликовые и другие бусы, три золотые розетки, золотая же пластинка с головой зайца, бронзовые наконечники стрел и кусок известняковой плиты с четырёхугольным углублением — жертвенника. Во втором кургане медный котёл с двумя ушками, медный же котелок, два бронзовых шлема (табл. 48), наконечник жезла, украшенный накладкой листового золота, вырезанной острыми зубцами (рис. 12), бронзовое зеркало с двумя столбиками в центре обратной стороны, прикрытыми сверху бляшкой с изображением свернувшегося хищника (табл. 35), подобного представленному на костяном украшении узды из тех же курганов, несколько десятков бронзовых наконечников стрел, несколько белых бус и одна сердоликовая бусина.

 

Оба эти близко сходные погребения относятся к первой половине VI в., 70-80-ми годами того же века датируются и дорогие предметы, найденные в той же группе Келермесских курганов Д.Г. Шульцем. Из них в первую очередь надлежит отметить меч с обложенными золотом ножнами (табл. 6, 7, рис. 8), близко сходный с описанным мечом Мельгуновского клада. Хотя среди памятников переднеазиатского происхождения нет изображений, полностью совпадающих с фигурами на обкладках келермесского и мельгуновского мечей, по общему характеру они тесно примыкают к известным ассирийским керубам, охранявшим дверь во дворце Ассурназирпала, а особенно к встречающимся на печатях чудовищам, поражаемым Гильгамешем или Мардуком. По сюжетам и по стилю эти образы, как и композиции, представляющие гениев по сторонам древа жизни, — переднеазиатского, скорее всего, ассирийского происхождения. К произведениям переднеазиатского художественного стиля относится и другой образец парадного вооружения из Келермесских курганов — железный топорик с обложенными золотом втулкой и рукояткой (табл. 9-19). Наряду с композициями уже известного нам типа с древом жизни, по сторонам которого стоят

(19/20)

здесь, однако, не гении, а козлы (табл. 19), на втулке и рукоятке топора представлены разнообразные, главным образом лежащие животные — львы, пантеры, козлы, олени, антилопы и др. Среди них имеются также лошадь с уздечкой на голове, кабан и фантастический зверь. Все они выполнены в смешанном стиле, сочетающем приёмы обобщённой светотеневой моделировки широкими плоскостями с дробной графической разделкой отдельных частей фигуры.

 

Из других украшений предметов вооружения следует отметить: большую золотую прямоугольную пластину, служившую, по всей вероятности, обивкой горита (табл. 21). Она разделена рельефными линиями вертикально и горизонтально на 24 части, каждая из которых заполнена одинаковым штампованным изображением оленя, такого же как на лопасти меча или на обкладке топора. Вертикальные края этой пластины снабжены бордюром из рядов одинаковых фигурок хищника (по 16 с каждой стороны).

 

Тот же самый хищник и в той же позе представлен массивной золотой бляхой, служившей украшением щита (табл. 22-[23]-24). У него изображены все четыре ноги, шея с опущенной и как бы принюхивающейся мордой вытянута сильнее, а хвост и лапы заняты изображениями такого же, как он, только свернувшегося зверя (рис. 11). Свернувшийся в кольцо хищник изображался и отдельно — на оборотной стороне бронзового зеркала и на костяных украшениях узды из Келермесских курганов, раскопанных Н.И. Веселовским. Миндалевидное ухо хищника, представленного массивной нащитной бляхой, разделано треугольными вставками, подобными тем, какие украшают уздечные бляхи из 1-го Келермесского кургана Н.И. Веселовского и какие близко напоминают декорацию ножен меча из раннего кургана в Приднепровье — Острой Томаковской могилы. Выпуклый круглый глаз его инкрустирован белой и серой эмалью, зрачок — коричневой, ноздри заполнены белой пастой.

 

Далее надлежит отметить три золотые диадемы, все в виде лент, украшенных розетками. У одной из них, найденной, по словам Д.Г. Шульца, надетой на бронзовом шлеме (курган №I), розетки чередуются с фигурками сидящих птиц; к верхнему краю ленты прикреплены маленькие розетки и фигурки сидящих и летящих птиц, а к нижнему — одни розетки (табл. 27, 28). В центре второй диадемы скульптурная головка грифона, а нижний край её обрамлён каплевидными подвесками, заканчивающимися у краёв ленты двумя головками барана на длинных цепочках (табл. 25, 26).

 

Одним из замечательнейших предметов из Келермесских курганов является серебряное зеркало, с тыльной стороны украшенное гравированными изображениями и обложенное тонким золотым листком, на котором оттиснут весь рисунок. Выступающие края зеркала образуют с этой стороны высокий бортик. В центре остатки ручки в виде двух столбиков. Вся тыльная поверхность зеркала разделена радиусами в виде двойной веревочки на 8 секторов, острые углы которых заполнены двумя лепестками, в целом образующими в центре зеркала большую розетку. Остальная часть каждого сектора занята изображениями животных и композициями мифологического содержания, причём те и другие правильно чередуются между собой (табл. 29-30). В одном из секторов представлена в рост в длинной до пят одежде восточная крылатая богиня «владычица зверей» — Кибела; она держит за передние лапы двух львов с трусливо

(20/21)

поджатыми хвостами (табл. 31). В соседнем секторе справа изображена борьба быка со львом, а под этой сценой фигура кабана (табл. 31). Следующая композиция в том же направлении представляет двух геральдически сопоставленных крылатых сфинксов, а под ними — того же хищника, который в виде массивной золотой бляхи послужил украшением щита (табл. 32). Далее вправо превосходное по жизненности изображение льва, стоящего на фоне дерева. Ниже его — фигура лежащего барана (табл. 31). В следующем секторе — две волосатые человеческие фигуры держат сопротивляющегося крылатого грифона и орнаментальная полоса плетёнки (табл. 33). Шестой сектор заполнен фигурами медведя и летящей над ним птицы, а внизу — фигурой бегущего волка или лисицы (табл. 33). В седьмом секторе — два сидящих друг против друга крылатых сфинкса и крылатый грифон (табл. 30), в восьмом — два геральдических льва, живо напоминающие изображения на нижних концах келермесского и мельгуновского мечей, и фигура лежащего козла, позади которого виднеется голова барана (табл. 30). Это зеркало представляет собой один из самых выдающихся памятников греко-ионийского искусства с исключительным сочетанием религиозных сюжетов глубочайшей древности.

 

Далее следует отметить два предмета неясного назначения (возможно, подлокотников трона) в виде полуцилиндрических полых золотых стержней с львиными головками на концах (табл. 34, 36-[37, 38]-39). С каждого бока такого стержня имеется по две скульптурные головки баранов и между ними по одной шишке с розеткой на конце (табл. 38). Цилиндрическая поверхность стержня разделена перегородками на треугольники и квадраты, инкрустированные янтарём.

 

Из числа найденных в Келермесских курганах сосудов наиболее замечателен серебряный, первоначально, как и зеркало, обложенный золотом ритон с гравированными изображениями в том же восточноионийском стиле, как и на зеркале (табл. 20). К сожалению, он сильно фрагментирован. Тем не менее можно установить, что изображения на нём были расположены в три ряда. Из лучше сохранившихся можно отметить фигуры птиц (дроф) в верхнем ряду и двух идущих рядом козлов. В следующем ряду частично сохранилось изображение богини Кибелы, держащей в опущенных руках крылатых грифонов. Ещё ниже, в третьем ряду, почти целиком сохранилась большая фигура кентавра. Хорошо сохранились две золотые чаши, найденные, по словам Д.Г. Шульца, вместе, одна в другой. Первая из них полушаровидная, из толстого листового золота, с гладкими краями и донышком, в остальной части покрыта миндалевидными и четырехгранными выпуклостями (табл. 46). Вторая чаша той же формы из тонкого листового золота с тремя рядами штампованных изображений по стенкам и с розеткой на дне (табл. 40-45). В верхнем ряду представлено 14 следующих друг за другом дроф с распущенными крыльями. В среднем ряду четыре фигуры лежащих животных — оленей и козлов — и две сцены — лев, терзающий оленя, и волк, преследующий козу. В нижнем ряду пять фигур лежащих животных: оленя, козлов и кабана.

 

Этим далеко не исчерпывается количество вещей, добытых кладоискательскими раскопками Келермесских курганов. В числе их находятся бронзовые котлы с ручками в виде фигурок козлов (табл. 47), наконечники (табл. 50, 55, рис. 10, 12), несколько других фрагментированных металлических сосудов, серебряная

(21/22)

чаша, застёжки-костыльки (табл. 52, 53), значительное количество предметов вооружения: фрагментов мечей, наконечников копий, обломки деревянного лука, множество бронзовых наконечников стрел, несколько ножей. Довольно много предметов конского снаряжения: уздечных пронизок (рис. 13), золотых полушаровидных бляшек с ушками на оборотной стороне и в виде многолепестковых розеток с двумя ушками на обороте, золотых пластинок с рельефными изображениями (табл. 51, 54), множество различных бус — золотых, сердоликовых, стеклянных, золотые плетёные цепочки и др. предметы (рис. 11). Судя по этим предметам, можно считать вполне достоверным сообщение Д.Г. Шульца о находке в раскопанных им четырёх курганах как мужских, так и женских погребений с обильным, дорогим и высокохудожественным инвентарём. Были ли в этих курганах, кроме женских, другие сопровождающие человеческие погребения, а также какое количество коней находилось в могилах — остаётся невыясненным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги