главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

М.И. Артамонов

История хазар.

// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.

Под редакцией и с примечаниями Л.Н. Гумилёва.

18. Мадьяры и печенеги.

 

Во время Константина Багрянородного степи к западу от Дона были заняты сильными и многочисленными племенами печенегов, на границе с которыми Саркел оказался настолько кстати, что Георгий Кедрин самоё построение этой крепости объясняет необходимостью защиты от печенежских набегов. Вопреки этому указанию надо признать, что Саркел был выстроен раньше появления печенегов в Северном Причерноморье, тогда, когда эти степи занимали мадьяры-венгры.

 

Происхождение мадьяр-венгров, только в самом конце IX в. вошедших в систему западноевропейских народов и до сих пор сохранивших в индоевропейском окружении язык, относящийся к другой языковой семье — угро-финской, остаётся не вполне ясным. [1] Сами себя они называют мадьярами, имя же венгры является языковой разновидностью древнего наименования «угры», [2] которое с давних пор связывается с населением Поволжья и Приуралья. Ещё в VI-VII вв. в Нижнем Поволжье и Приуралье упоминаются огуры или огоры. Это название обнимало ряд племён, принимавших большое участие в этногенезе гунно-

(336/337)

Серебряная бляха от венгерской сумки.
Венгрия.

(Открыть в новом окне)

 

болгар. Из их среды вышли вархониты. Русская летопись именует эти племена югрою, а современное языкознание выделяет манси и хантов (вогулов и остяков) как уцелевших до сих пор представителей некогда весьма обширной группы угорских народов, и отмечает близкое родство мадьярского языка с их языками, особенно с языком манси. [3]

(337/338)

 

В венгерском языке, наряду с древнеиранскими, имеется много древнетюркских элементов, [4] и самих венгров византийские и арабские писатели именовали тюрками. Тюрками же в Византии называли и хазар, поэтому для отличия от последних, венгров называли западными тюрками. Название хазар тюрками объясняется тем, что это был тюркоязычный народ, к тому же находившийся в политической зависимости от Тюркютского каганата. Что же касается венгров, то на них это название могло распространиться вследствие их длительного подчинения тюркютам и последующей связи с хазарами. [*]

 

О времени я условиях проникновения в венгерский язык тюркских элементов существуют разные мнения. [5] Указывают, что в венгерском языке, в отличие от терминов рыболовства, сходных с ханто-мансийскими, значительное число терминов скотоводства — тюркские. На этом основании полагают, что венгры вышли из среды лесных охотничье-рыболовческих племён, воспринявших тюркскую скотоводческую культуру (до этого иранскую).

 

Заслуживает особого внимания тот факт, что арабские писатели называют мадьяр башкирами (баджгард), и путают их с последними. [6] Название «мадьяры» связывается по происхождению с наименованием башкир (баджгард-маджгар). [7] Ещё в XIII в. среди венгров существовало представление о родине мадьяр — Великой Венгрии, находящейся в Приуралье, и о наличии там племён, говоривших на близких к венгерскому языках. [8] В числе их в первую очередь назывались башкиры, в настоящее время говорящие на языке тюркской системы, но в прошлом, возможно, если не полностью, то частично относившиеся к той же языковой группе, что и мадьяры-венгры. [9]

(338/339)

Костяные обкладки седла из Венгрии.

(Открыть в новом окне)

 

Для характеристики той среды, из которой вышли мадьяры, определённый интерес представляет Стерлитамакский могильник VIII-IX вв., где обнаружены погребения воинов с характерным вооружением и конской сбруей. Представленные здесь вещи — сабли, боевые топоры, наконечники стрел, стремена и прочие — не отличаются от вещей того же времени, распространённых у всех кочевых и полукочевых народов Евразии. Зато здесь находится своеобразная керамика в виде грубых круглодонных сосудов, украшенных рядами вдавлений, вовсе не свойственная аланским и тюркским погребениям и генетически восходящая к формам, характерным для местного населения с глубокой древности. [10] Этот могильник оставлен не аланами и не тюрками, а народом финно-угорского круга, к которому принадлежали и мадьяры. [11]

 

Точное время и обстоятельства переселения мадьяр в Причерноморские степи неизвестны. Если наши соображения о связи их появления с восстанием кабар верны, то это надо относить к 20-м годам IX в.

(339/340)

Бронзовые украшения венгерского пояса.

(Открыть в новом окне)

 

Считается, что из своего прежнего местожительства к востоку от Волги мадьяры были вытеснены печенегами, которые в дальнейшем прогнали их ещё дальше на запад.

 

По словам Константина Багрянородного, мадьяры поселились в Причерноморских степях в местности, которая называлась Леведия, но прожили в ней всего три года, после чего переместились в область, называемую Ателькузу. [12] По всей видимости, Константин Багрянородный в своём рассказе о мадьярах приводит два разных сообщения об одном и том же событии, не сумев разобраться в информации, идущей из разных источников. [13] Местом действия обоих сообщений является одна и та же область, но в одном случае названная Леведией, а в другом — Ателькузу. Что это так, вытекает из наименования реки, находившейся в Леведии — Хингулос, которое легко отожествляется с именем

(340/341)

правого притока низового Днепра — Ингулом. [14] В общем это та же область, в которой находились реки Варух (Днепр), Куву (Буг), Трулл (Днестр), Врут (Прут) и Серет и которая называлась Ателькузу. [15]

 

Мы не можем останавливаться на рассмотрении существующих мнений о значении этого наименования; первая часть его «атель» — река — совершенно прозрачна, а вторая, «кузу» вызывает зато немало разногласий. [16] Для нас важно, что страна Ателькузу обнимала только степи северо-западного Причерноморья от Днепра до Дуная, так как примыкающая к ним полоса лесостепи, не говоря уже о простирающихся к северу и северо-западу от неё лесах, была в это время, как свидетельствуют археологические данные, занята славянами, и нет решительно никаких признаков, что они были оттеснены оттуда пришельцами. Русская летопись называет здесь уличей по Бугу и тиверцев по Днестру; поселения последних простирались вдоль Карпат до низового Дуная.

 

Другим названием занятой мадьярами территории в целом или только в части было Леведия — по имени мадьярского вождя или воеводы Леведия. Поиски Леведии где-то в другом месте, да ещё с помощью топонимических обозначений с основою «лебедь», в роде пресловутой Лебедяни, не могут привести к положительным результатам уже по одному тому, что имя венгерского воеводы не имеет ничего общего с названием птицы, а тем более травы — лебеды, так как должно произноситься Левед, с «в», а не с «б». [17] Венгерское предание возводит происхождение этого народа к предку Элёд, имя которого связано с венгерским корнем «лел», «лелек», «лёве» — душа, дышать, жить, быть, существовать. Вполне возможно, что и имя Леведии возникло на той же основе.

 

При отожествлении Леведии с Ателькузу вопрос о передвижении мадьяр в Причерноморье под новым натиском печенегов совершенно снимается. Для вопроса о времени появления мадьяр в Ателькузу большое значение имеет сообщение византийских хроник об их участии в делах Дунайской Болгарии во второй четверти IX в. У продолжателя Георгия Амартола и некоторых других византийских авторов имеется рассказ о том, как македонские пленники, захваченные болгарами в 813 г. в Адрианополе в количестве 12 тысяч человек и поселённые ими

(341/342)

Наконечник копья и стремя из Венгрии.

(Открыть в новом окне)

 

на северной стороне Дуная между Серетом и Днестром, подняли мятеж, стремясь вернуться на родину на судах, присланных за ними из Византии. Болгары, пытавшиеся им воспрепятствовать, были отбиты. Так как военные силы болгар в это время были заняты войной с Византией, болгары обратились за помощью в обуздании непокорных к уграм (венграм), которые и напали на македонских греков. Греки обратили их в бегство и благополучно вернулись на родину. [18] Весь этот рассказ приводится хрониками потому, что он имеет отношение к императору Василию Македонянину, который был в болгарском плену вместе со своими

(342/343)

родителями и вернулся оттуда при императоре Феофиле 25-летним молодым человеком. Дата этого события определяется годами византийско-болгарской войны 836-837 гг. В это время мадьяры жили поблизости от Дуная, т.е., очевидно, находились уже в стране Ателькузу. В начале 60-х годов IX в. шайки мадьяр проникали в Крым, где их встретил Константин Философ на своём пути в Хазарию. [19]

 

По сообщениям франкских летописцев, в 862 г. венгры появились на франкской границе в области Эльбы (Гинкмар); Сангалленский монах относит это событие к 863 г. [20] В 881 г. венгры вместе с кабарами упоминаются возле Вены, [21] а в 892 г. они в союзе с королём франков Арнульфом воевали против моравского князя Святоплука. [22] Затем в 894 г. они совершили поход в Паннонию. Во время этих походов венгры могли хорошо ознакомиться со страной, которая стала родиной их потомков.

 

К сказанному выше можно добавить, что никаких сведений о мадьярах-венграх в Причерноморье ранее IX в. нет. По всей вероятности, они появились лет на десять раньше основания Саркела, когда вызванное их вторжением, вместе с другими вышеизложенными событиями, изменение политической ситуации в Северном Причерноморье привлекло к этой стране пристальное внимание Византии, озаботившейся и своевременным ознакомлением с положением на месте (миссия Петроны) и усилением своих позиций в Крыму (преобразование Херсона в фему).

 

Мадьяры прорвались из-за Волги в Причерноморье, воспользовавшись гражданской войной в Хазарии, когда правительство этого государства не могло оказать им надлежащего отпора. К тому же кабары, по-видимому, привлекли их на свою сторону и втянули в борьбу с хазарским иудейским правительством, чем и объясняется присоединение кабар к мадьярам после разгрома восставших. Строительство укреплений по западной (донской) границе собственно Хазарии, о чем сообщает Ибн Русте, [23] самым значительным из которых и был Саркел, свидетельствует о том, что в течение некоторого времени отношения между хазарами и мадьярами, подстрекаемыми к тому же кабарами, были остро враждебными. Мадьяры предпринимали нападения на хазарскую территорию. Однако после стабилизации внутреннего положения и укрепления границы по Дону хазары не только отодвинули мадьяр дальше на запад, но и подчинили своему влиянию. Если три года пребывания мадьяр в Леведии, указанные Константином Багрянородным, [24] считать за время нахождения их в непосредственном соседстве с Хазарией, то приведённая цифра не нуждается в исправлении ни на 30, ни на 33, тем

(343/344)

более на 203, 300 или 303, как полагают некоторые исследователи, считавшие мадьяр древними обитателями Причерноморья. [25] Это были годы, в течение которых мадьяры находились в Хазарии, принимали участие в раздиравшей её гражданской войне и притом, вероятно, не в начале её, а в конце, в 20-х г. IX в., примерно в то время, которым датирует их появление Бюри — 822-826 г. [26]

 

Венгерский учёный Моравчик, связывая венгров-мадьяр с оногурами, думает, что они появились в степях восточного Приазовья ещё в V в. и до IX в. жили вместе с хазарами. [27] Г. Вернадский в качестве предков венгров прибавляет к оногурам сарагур — белых угров и ведет тех и других из Предкавказской степи на Северский Донец в область салтовской культуры, которая якобы им и принадлежала. [28] Всё это не подтверждается фактами, хотя оногуры и сарагуры, как и другие гунно-болгарские племена, представляли собой смешавшихся с тюрками и отюреченных угров. По-видимому, сарагуры слились с хазарами, что же касается оногур, то их история в основных чертах прослеживается вплоть до переселения их под именем болгар на Дунай. Во всяком случае, ни то ни другое из названных племён так же, как и салтовская культура, не имеют никакого отношения к венграм-мадьярам, ставшим известными в IX в. [29] Ни в области салтовской культуры между Донцом и Доном, ни где-либо в другой части лесостепи мадьяры не останавливались, и поиски в северном пограничье Причерноморских степей пресловутой «Лебедии» явно безнадёжны. Мадьяры прорвались прямо в степи Причерноморья и вскоре под давлением хазар отошли на крайнюю западную оконечность хазарских владений в междуречье Днепра и Дуная, в Ателькузу.

 

В 839 г. мадьяры уже хозяйничали на Днепре и закрыли дорогу для возвращения послов русского кагана из Константинополя, вынудив их тем самым искать обходного пути, вследствие чего они и оказались у франкского короля в Ингельгейме. [30]

 

Отогнав мадьяр, хазары постарались привлечь их на свою сторону и использовать в своих интересах. В то время мадьяры состояли из семи племён или родов, управлявшихся своими вождями — воеводами. Главного из них, имя которого уже упоминалось, звали Леведий. Хазарский царь женил его на хазарке знатного происхождения, после чего, по сло-

(344/345)

вам Константина Багрянородного, мадьяры стали союзниками хазар и участвовали во всех их войнах. [31] Должно быть это случилось около середины IX в., если не раньше, так как около 860 г., по свидетельству Жития Константина (Кирилла), венгерский вспомогательный отряд участвовал вместе с хазарами в усмирении какого-то непокорного города в Крыму. Этот отряд был встречен Константином Философом на пути к хазарам.

 

Далее Константин Багрянородный рассказывает, что через некоторое время после поселения мадьяр в Ателькузу хазарский царь вызвал к себе главного воеводу мадьярского Леведия, причём, вероятно потому, что путь через степь был преграждён врагами, послал за ним суда для проезда по Чёрному морю. [32] Опасными врагами Леведия на сухопутной дороге из Ателькузы в Хазарию могли бы быть присоединившиеся к мадьярам кабары, продолжавшие питать враждебные чувства к хазарскому правительству и опасавшиеся сближения с ними мадьяр. Но так как мадьяры вступили в тесные дружественные связи с хазарами ещё до приглашения Леведия к хазарскому царю, можно заключить, что враждебность кабар к хазарам нисколько не влияла на отношения между мадьярами и хазарами и что мадьяры были достаточно сильны, чтобы держать кабар в рамках своей политики. [33] Константин Багрянородный отмечает, что кабары храбрее мадьяр, ибо в бой идут первыми, но он ошибается, считая, что передовое место в бою кабары заслужили своей храбростью. [34] Гунны, авары и уйгуры имели обыкновение посылать в бой перед собою отряды из подвластных племён. Вероятно, и венгры обращались с кабарами не как с единоплеменниками, а рассматривали их в качестве подвластного племени.

 

А если это так, то единственными возможными врагами мадьяр и хазар в степях Причерноморья остаются печенеги. Отсюда следует, что визит Леведия в Хазарию должен относиться, самое раннее, к 890-м гг., так как только в 889 г., как мы увидим ниже, печенеги прорвались сюда из-за Волги. Поэтому, надо полагать, что главной темой переговоров между хазарским царём и мадьярским воеводой могла быть только совместная борьба с этими вклинившимися между хазарами и мадьярами опасными врагами.

 

Когда Леведий прибыл в Хазарию, царь предложил провозгласить его князем мадьяр с тем, однако, условием, что он будет находиться в полном подчинении у хазар. По-видимому, главной целью, которую преследовали хазары в интересах борьбы с печенегами, было сплочение мадьяр под властью одного наследственного вождя, находящегося в вассальной зависимости от них. Именно для этого они хотели присвоить ему высокий сан и облечь полномочиями от лица хазарского кагана. Не имевший детей старик Леведий отказался от предложенной ему

(345/346)

чести и вместо себя указал в качестве возможных кандидатов на второго после него мадьярского воеводу Алмуция или его сына Арпада. Хазарское посольство, прибывшее к мадьярам, поставило этот вопрос на обсуждение самих мадьяр. Было решено назначить князем Арпада, «как более достойного, известного своим умом, дельными советами и храбростью». Арпад по обычаю, вероятно заимствованному из Византии, был поднят на щит и провозглашён мадьярским князем. [35] Однако новый порядок не успел утвердиться и принести желаемых результатов. Через пять лет мадьяры были разгромлены болгарами и печенегами и вынуждены были удалиться в Паннонию, где связь их с хазарами порвалась.

 

О мадьярах в Ателькузу имеются путаные известия арабских писателей. [36] По их словам, мадьяры жили между двумя большими реками, впадающими в Чёрное море. Одна из них называется Дунай, другая Итиль, в данном случае не Волга, а скорее всего Днепр. Страна их степная, частично занятая лесами и болотами. Мадьяры кочуют по ней с места на место в поисках пастбищ для скота. Зимы они проводят возле рек, занимаясь рыболовством. Кроме того, у них было много пахотных полей. Мадьяры господствовали над соседними славянами, налагая на них тяжёлые подати и обращаясь с ними, как с рабами. Они часто делали набеги на славян и русь, захватывали пленных и продавали их в рабство в Византию. [37] По сообщению арабских писателей, мадьяры были огнепоклонниками.

 

По словам Гардизи, верховная власть у мадьяр была разделена между двумя лицами. Одному из них принадлежало предводительство на войне, для которой мадьяры могли выставить 20 тысяч всадников. Титул этого вождя был «кенде». В руках другого лица с титулом «джила» было сосредоточено управление всеми остальными делами. [38] Константин Багрянородный указывает у мадьяр двух главных после верховного князя сановников — «гиласа» и «кархана», причём по положению первый выше второго. [39] «Кенде» арабских авторов, видимо, был титул верховного или великого князя из рода Арпада. Этот титул близко на-

(346/347)

поминает «кендер-кагана» у хазар [40] и, по-видимому, был титулом, данным Арпаду хазарским царём. Кендер-каган у хазар занимал первое место после царя (бека). Гила (джила) и кархан в основном имели судебные функции. Указанные выше сановники ограничивали власть верховного князя, являясь одновременно вождями отдельных племён, составлявших мадьярскую федерацию. Отсутствие развитой единоличной княжеской власти у мадьяр доказывается ещё и тем обстоятельством, что византийские императоры адресовали свои послания не главному вождю, князю, а вождям мадьяр. [41]

 

В 890 г. вспыхнула война между Византией и дунайскими болгарами. В византийском войске были отряды хазар, вероятно, присланные в качестве союзников из Хазарии по морю. Разгромив византийские войска, болгары с особой жестокостью обошлись с пленными хазарами: они отрезали им носы и в таком виде отправили в Византию. Не надеясь справиться с болгарами своими силами, император Лев VI в 894 г. отправил посольство к мадьярам, вожди которых Арпад и Курсан обещали ему содействие. Присланные греками суда переправили мадьяр на правый берег Дуная и те опустошили страну, грабя и убивая её население. Когда слух об этом дошёл до болгарского царя Симеона (с 893 г.), он вышел навстречу новым врагам, но был разбит и должен был искать спасения в бегстве. Мадьяры дошли до самой столицы болгар Преславы и захватили громадную добычу и множество пленных, которых затем перепродали грекам. [42] Симеон вынужден был просить мира, но он не оставлял мысли отомстить врагам. Собравшись с силами и заключив союз с исконными врагами мадьяр — печенегами, он воспользовался случаем, когда основные силы мадьяр находились в походе, и вторгся в их страну. Печенеги и болгары жестоко расправились с оставшимися дома немногочисленными мужчинами и беззащитными

(347/348)

семьями мадьяр, частью их вырезали, а частью заставили спасаться бегством. Вернувшиеся из похода мадьяры нашли свою страну опустошённой и потому решили поселиться на новом месте. Через Белецкий перевал они ушли за Карпатские горы в долину верхней Тиссы. [43]

 

Разгром мадьяр болгарами и печенегами относится к 895 г. Осенью того же года мадьяры были уже в Паннонии. Первым их делом на новом месте было пополнение недостатка в женщинах, происшедшего в результате погрома, произведённого болгарами и печенегами в Ателькузу. Их первые набеги на славян в Паннонии преследовали главным образом цель захвата молодых женщин в жены. [44]

 

Под 898 г. русская летопись сообщает: «Идоша Угре мимо Киева горою, иже ся зоветь Угорьское, и пришедше к Днепру, сташа вежами, беша бо ходящи аки се половцы». [45] Непосредственно вслед за тем в летописи говорится, что пришедшие с востока угры (венгры) устремились через великие горы, названные Угорскими (Карпаты) и, начав войну с волохами и славянами, прогнали волохов и заняли их землю, получившую после этого название Угорской. Обычно полагают, что мадьяры попали к Киеву на пути в Ателькузу. [46] Однако это мало вероятно по чисто географическим соображениям. Если исключить вздорные поиски «Лебедии» в лесостепи или даже в лесной полосе Восточной Европы, то путь мадьяр от Дона к Днепру можно представлять себе только по Причерноморской степи далеко в стороне от Киева. Скорее всего у киевлян жили смутные воспоминания об одном из набегов мадьяр на Русь, о которых сообщают арабские писатели. Эти воспоминания летописец и присоединил к рассказу о передвижении венгров за Карпаты, о чём он имел, как можно видеть, довольно точные сведения даже в отношении хронологии.

 

Появление мадьяр произвело большое впечатление на средневековую Европу, со времени разгрома авар не сталкивавшуюся со степными кочевниками, натиск которых на запад до сих пор успешно сдерживался хазарской плотиной. Малорослые, с тремя косичками на бритой голове, одетые в звериные шкуры, на маленьких, но выносливых лошадях, мадьяры одним своим видом и непривычными для европейцев приёмами войны наводили панику на своих врагов. Император Лев Мудрый в своей «Тактике» оставил обстоятельное описание их военных приёмов, обычных среди кочевников, но новых для европейцев. [47] Выступая в поход, мадьяры высылали вперёд разведку, во время стоянок окружали лагерь стражею. При столкновении с неприятелем они осыпали его

(348/349)

тучей стрел, а затем стремительно налетали, стараясь разъединить и рассеять строй врагов. Когда это не удавалось, они обращались в притворное бегство, а затем вновь нападали на рассыпавшихся во время преследования неприятелей и принуждали их в свою очередь, уже непритворно, искать спасения в бегстве. Войско мадьяр, состоявшее из небольших отрядов, отличалось подвижностью и инициативой. Перед сражением они всегда выделяли резерв, который вступал в дело в критический момент боя и обеспечивал окончательную победу. Они неутомимо преследовали разбитого неприятеля, не давая никому пощады.

 

У Константина Багрянородного имеется загадочное указание о том, что мадьяры в Леведии назывались саварти-асфалами (крепкими савартами). Когда под натиском разбитых хазарами печенегов (кангар) мадьяры вынуждены были оставить эту страну, то одна часть их двинулась дальше на запад в Ателькузу, а другая направилась на восток и поселилась в Персии, где ещё во времена Константина сохраняла своё название саварти-асфалами и поддерживала связь с мадьярами, находившимися уже в нынешней Венгрии. [48]

 

Армянские и арабские источники знают в Закавказье севордик или савардиев, которых некоторые учёные и отожествляют с саварти-асфалами Константина Багрянородного. [49] Однако савардии известны в Закавказье с 752 г., когда они восстали против арабов и разрушили г. Шамхор. [50] Следовательно, они не могут быть частью мадьяр, поселившейся в персидских владениях в IX в. Остается думать, что Константин Багрянородный что-то напутал и, скорее всего, смешал мадьяр с савирами, которые много раньше не только IX, но и VIII в. действительно проникли в Закавказье и, поселившись там, стали известны под именем севордик (савардиев), причём название это распространялось и на позже появившихся в Закавказье хазар. Савиры, как мы видели, происходили из той же среды, что и мадьяры и это могло послужить поводом считать тех и других частями одного народа.

 

Вторжение печенегов в степи Северного Причерноморья, по словам Константина Багрянородного, произошло вследствие победы, одержанной над ними хазарами в союзе с гузами. [51] Весьма странная «победа», в результате которой враги с одного фланга переместились на другой, оставаясь не менее опасными, чем были. Надо полагать, что хазары, находясь в союзе с гузами, некоторое время сдерживали натиск печенегов, но в конце концов последние, не выдержав ударов тех и других, оторвались от гузов и, прорвавшись через хазарский заслон, заняли Причерноморье. Вследствие этого хазары оказались один на один перед

(349/350)

лицом врагов куда более многочисленных и дерзких, чем мадьяры, и хазарам стоило не мало забот, чтобы оттеснить их от своей границы. В результате, как мы видели, серьёзно пострадали мадьяры, хотя хазары и пытались организовать их в целях совместной борьбы с печенегами.

 

Древнее местожительство печенегов было к северу от Аральского моря, включая нижнее и среднее течение Сыр-Дарьи. Орхонская надпись упоминает их под именем Кенгерс, когда они в 710/11 г. воевали с тюргешами. [52] Самоназвание их было Кангар, о чём сообщает Константин Багрянородный. [53] Когда и по какой причине они переместились в область между Волгой и Уралом — неизвестно. По-видимому, здесь они пробыли недолго. По словам Константина Багрянородного, писавшего между 948 и 952 гг., [54] печенеги появились в Причерноморье за 50-55 лет до этого, [55] т.е. не раньше 893 г. Это не совсем точно соответствует дате разгрома ими мадьяр в Ателькузу. К востоку от Днепра они, по-видимому, появились раньше. По сообщению хроники Регино, печенеги вторглись в Причерноморье в 889 г. [56] Никаких данных о проникновении их сюда в более раннее время не имеется.

 

Часть печенегов, как свидетельствует Константин Багрянородный, по собственному желанию осталась с гузами «и доселе остается среди них... их верхние одежды укорочены до колен и рукава обрезаны, начиная с предплечий; этим они показывают что отрезаны от своих сородичей и соплеменников». [57] Ибн Фадлан на своём пути к болгарам в 922 г., т.е. лет за тридцать до Константина Багрянородного, встретил этих печенегов близ р. Урала на берегу озера Челкар. По словам этого писателя, это были бедные печенеги, жившие разведением овец. [58] Наоборот, печенегов, переселившихся в Причерноморье, персидский географ Гардизи (XI в.) характеризует как богатый народ, владеющий большим количеством лошадей и баранов, золотыми и серебряными сосудами, серебряными поясами и хорошим оружием. Между прочим упоминаются трубы в виде бычьих голов, в которые они трубят во время боя. [59]

 

По Константину Багрянородному, печенеги делились на 8 колен, во главе каждого из которых стоял особый вождь. Право на место вождя принадлежало определённым родам, но не семьям. Должность вождя переходила не от отца к сыну или к брату, а или к двоюродному брату умершего, или к одному из сыновей его двоюродных братьев, т.е.

(350/351)

к двоюродному племяннику. Такой порядок, по словам Константина Багрянородного, был установлен с той целью «чтобы власть всецело не оставалась у одной части рода, но чтобы честь падала на долю и ожидалась и в разветвлениях». [60] Каждое колено состояло из нескольких родов со своими старейшинами или вождями во главе. Всего во всех восьми коленах у печенегов было 40 родов. [61]

 

В персидской географической компиляции X в. Худуд ал’алем, известной как «Рукопись Туманского», [62] различаются две группы печенегов — тюркская и хазарская. К сожалению, в описании местоположения каждой из этих групп столько явной путаницы, что положиться на него совершенно невозможно. Так, соседями тюркских печенегов указаны: с востока гузы, с юга — буртасы и бардасы, на западе мадьяры и русь, на севере река Рута. [63] Исходя из этого, территорию тюркских печенегов следует, во-первых, считать занятой ими ещё до вытеснения мадьяр в Паннонию, поскольку мадьяры и русь ограничивают её с запада, а во-вторых, протяжённость её определять от Днепра до Среднего Поволжья (до буртас и гузов). Какая река называлась Рута, остаётся предметом различных и притом произвольных догадок. Не менее странным выглядит определение границ хазарских печенегов. К востоку от них Хазарские горы, к югу — аланы, на западе — Гузское море, а на севере — мирваты. [64] Если за Хазарские горы считать Ергени и Ставропольскую возвышенность, а под Гузским морем подразумевать Азовское море, то хазарских печенегов надо поместить в Предкавказской степи к северу от алан и от р. Кубани. [65] Но как эти печенеги могли простираться на север до мирватов, страна которых отожествляется с Моравией, [66] — совершенно непонятно.

 

По данным Константина Багрянородного, [67] печенеги тоже делились на две части, границей между которыми был Днепр. Каждая часть состояла из 4 колен или племён. На правой стороне Днепра южнее других находилось колено Гиазихопон, оно соседило с Дунайской Болгарией. Колено Гила помещалось вблизи мадьяр, вероятно по Днестру, колено Харовой соседствовало с Русью т.е. кочевало по Днепру, а колено Явдиертим — с подвластными Руси славянскими племенами: ултинами, деревленинами, лензенинами и др. [68] Хотя названия славянских племён и извращены, положение печенежских колен определяется без

(351/352)

особых затруднений. На левой стороне Днепра помещались колена: кварципур, сирукалпеи, вороталмат и вулацоспон, о расположении которых ничего не известно. Владения, а в особенности разбойничьи набеги этих печенегов могли простираться далеко на восток. Они могли, как свидетельствует Константин Багрянородный, делать набеги и грабить Херсон и другие климаты, т.е. византийские владения в Крыму, могли окружать Боспор, т.е. появляться возле него и со стороны Крыма и со стороны Таманского полуострова. Вероятно, эти две группы — западная и восточная — и названы в Худуд ал’алем тюркской и хазарской по имени их ближайших соседей — западных тюрок, как называли в Византии мадьяр и хазар.

 

О западных или тюркских печенегах сохранилось довольно много сведений: Болгария, Венгрия и Русь часто подвергались их грабительским набегам. [69] Именно с ними Византия поддерживала постоянные сношения с целью использования их в своей политике, особенно против руси и болгар. Сведений о восточных или хазарских печенегах почти нет, по всей вероятности потому, что их активность направлялась главным образом на восток. Надо полагать, что они причиняли хазарам, буртасам, аланам и другим народам Подонья, Поволжья и Северного Кавказа не меньше неприятностей, чем западные печенеги своим соседям. Хазарам приходилось вести с ними систематическую борьбу. По сведениям Ибн Русте и Гардизи, хазары каждый год совершали походы в страну печенегов и приводили от них пленных. [70] По Худуд ал’алему’у, «хазары приводят рабов в страны ислама преимущественно отсюда», [71] т.е. из страны хазарских печенегов.

 

Как бы ни удачны были отдельные походы хазар против печенегов, окончательно разгромить и вытеснить их из занятых областей они не могли. Не могли хазары и подчинить печенегов своему влиянию, подобно тому, как они распространили его на мадьяр. Северное Причерноморье в X в. вышло из-под контроля хазар, что не могло не означать весьма значительного ослабления их могущества. Не могли хазары противостоять и дальнейшему напору кочевников с востока, откуда прорывались гузы (торки), к середине XI в. оттеснившие хазарских печенегов за Днепр, где и сосредоточились все колена печенегов прежде чем остатки их нашли убежище в Венгрии и в Византии. [72]

 


 

[1] К.Я. Грот. Моравия и мадьяры с половины IX в. до начала X в. СПб., 1881, стр. 150, сл.; В.Н. Чернецов и В.И. Мошинская. В поисках древней родины угорских народов. По следам древних культур. От Волги до Тихого океана. М., 1954, стр. 165, сл. Мольнар. Проблемы этногенеза; Библиографию см.: G. Moravcsik. Byzantinoturcica. I, 1958, стр. 134, сл.

[2] Венгерские учёные считают название «венгры» восходящим к имени гунно-болгарского племени «оногуры», которое якобы было перенесено на мадьяр то ли в период их совместного проживания с ними, то ли потому, что мадьяры поселились в стране «Оногурия».

[3] Герберштейн (XIV в.) сообщает о стране «Югарии», из которой происходят угры и где говорят на языке, понятном для мадьяр.

[4] H. Vambéry. Die primitive Cultur des türko-tatar Volkes auf Grund Sprachlicher Forschungen. Leipzig, 1879, стр. 44, сл.

[5] Z. Gombocz. Die bulgarisch-türkischen Lehnwörter in der ungarischen Sprache. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne, XXX. Helsinki, 1912, стр. 194, сл.

[6] Xвольсон. Известия Ибн Даста, стр. 103-107, 114.

[7] S. Klaproth. Tableaux historiques de l’Asie. Paris, 1826, стр. 275.

[8] Доминиканец Юлиан, побывавший в Башкирии на р. Белой в 1235 г., нашёл там людей, говоривших на языке, близком к венгерскому (С.А. Аннинский. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах в Восточной Европе. Исторический архив, III. М.-Л., 1940, стр. 81). С Великой Венгрией отожествляют Башкирию Плано Карпини (1246 г.) и Рубрук (1253 г.), сами посетившие эту страну (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957, стр. 48, 57, 72).

[9] Обзор теорий о происхождении башкир см. у А.П. Смирнова в МИА, №58, М., 1957, стр. 5-6. Два башкирских племени носили имена Еней и Юрмат, полностью соответствующие названиям венгерских племён Енё и Дьярмат периода переселения их в Венгрию (Д.П. Соколов. О башкирских тамгах. Труды Оренбургской уч. архивной комиссии, 1904, стр. 3). Существует мнение, что названия «мадьяр» и «манси» представляют собой варианты одного и того же имени. Об антропологическом составе башкир см. С.И. Руденко. Башкиры. Опыт этнологической монографии, ч. I, Пгр., 1916, стр. 267-270.

[*] Предки мадьяр входили в состав Западнотюркютского каганата и освободились не раньше 631 г., после чего, возможно, были в сфере влияния хазар, а поэтому причисление их к культуре, которую в VII-XI вв. называли тюркской, вполне закономерно, так как в эту эпоху термин «тюрк» ещё не имел лингвистического значения. — Л.Г.

[10] П.Ф. Ищеpиков. Аланский могильник близ г. Стерлитамака. КСИИМК, в. 67, 1952, стр. 78, сл.; МИА, №58, М, 1957, стр. 46-49.

[11] Археологические памятники венгров до переселения в Среднюю Европу остаются неизвестными. Можно указать лишь отдельные вещи, сходные с венгерскими (см. А.А. Спицын. Венгерские вещи X в. в России, ИАК, 53, п., 1914, стр. 107-110). В погребении с трупосожжением близ с. Веселовского Хмелевского района Горьковской области недавно найдена бляха от сумки характерного венгерского типа (не опубл.). Ранее таких блях за пределами Венгрии не находилось. Могильник близ с. Веселовского датируется IX-XI вв. и считается марийским.

[12] Константин Багрянородный, стр. 17.

[13] H. Grégoire. L’habitat primitif des Magyars et les Εαβατοιαοφαλοί. Byz., XIII, 1938, стр. 266-278.

[14] S. Сassеl. Magyarische Altertümer, Berlin, 1848, стр. 124; Ф. Бpун. Черноморье, I, Одесса, 1879, стр. 106; Г.И. Ильинский. Лебедия Константина Багрянородного, Byzantinoslavica, t. II, Praga, 1930.

[15] Константин Багрянородный, стр. 18; Ф. Вестбеpг. К анализу, ЖМНП, XIV, стр. 52.

[16] В древнейшей венгерской хронике страна венгров называется Дентумогер (Anonimus, Rerum Hungaricarum, ed. S.Z. Endlicher, Sangalli, 1849, стр. 5, 6). В дигорском диалекте осетинского языка форма родительного падежа doenti почти полностью совпадает с венгерским dentü. Исходя из этого, «Дентумогер» может значить «речные мадьяры» или «мадьяры междуречья». Иначе говоря, Дентумогер — то же самое, что и Ателькузу, только на разных языках (L. Gaal, Dentümoger. Magyar Nyelv, №404, 1957, стр. 33-35).

[17] Г. Ласкин. Сочинения Константина Багрянородного, стр. 141; А.Я. Даниленко. Письмо в ИРГО, т. XIX, 1883, стр. 239.

[18] Грот. Моравия и мадьяры, стр. 88, 199, сл., 225-233.

[19] Лавров. Материалы, стр. 12.

[20] G. Кunn. Relationum Hungarorum, t. I, Claudiapoli, 1892, стр. 134, 243; Грот. Моравия и мадьяры, стр. 247; Monachus Sangallensis. MGH, SS. II.

[21] Schünemann. Neue Nachrichten über die hungarischen Landhehmezeit. Ung. Jahrb, II, стр. 221.

[22] Liudprandi Antapodosis, ed. Pcrtz. MGH, V, Script. III; F. Wright. The Works of Lindprand of Cremona, 1930; К.Я. Грот. Моравия и мадьяры, стр. 138, сл.

[23] Xвольсон. Известия Ибн Даста, стр. 121-122.

[24] Константин Багрянородный, стр. 18.

[25] П.Ф. Сум. Исторические рассуждения. М., 1846, стр. 29; S. Thunmann. Untersuchungen über die Geschichte der öst. curop. Völker. Leipzig, 1774, стр. 105-107; Becтбepг. К анализу, ЖМНП, XIV, стр. 51; С.A. Масarthney. Le nom et l’origine de Hongrois. Zeitschrift für Deutschen Morgenländischen Geselschaft, 91, 1937.

[26] The Cambridge Mediaewal History, III, 1922, стр. 160, прим. 2.

[27] Moravczic. Zur Geschichte, стр. 53-90.

[28] Vernadsky. Ancient Russia, стр. 239-240; О принадлежности салтовской культуры см.: A. Zakharоw und W. Arendt. Studia Levedica. Archaelogia Hungarica. Bd. XVI. Budapest, 1935; N. Fettich. Die Metallkunst der landnehmenden Ungarn. Archaelogia Hungarica. Bd. XXI, Budapest, 1937.

[29] М.И. Apтамоиов. Рецензия на книгу Захаром и Арендта. ПИДО, №9-10, 1935; Н.Я. Мepпepт. Из истории оружия племён Восточной Европы в раннем Средневековье. СА, XXIII, 1955, стр. 132-168.

[30] Annales Bertiniani, ed. G. Pertz. MGH, Scriptores, I, 1883, стр. 419-420.

[31] Константин Багрянородный, стр. 17.

[32] Там же, стр. 17, 63, прим. 57.

[33] В это время кабары называются просто «зависимые военные союзники». Georges Cyorffy. Du clan Hongrois. Szàzadok. 1958, т. 92, вып. 5-6, стр. 950.

[34] Константин Багрянородный, стр 18.

[35] Константин Багрянородный, стр. 17-18.

[36] Xвольсон. Известия Ибн Даста, стр. 25-27; Известия ал-Бекpи, 1, стр. 68; Бартольд. Отчет, стр. 121-122; V. Мinorsky. Hudud al’Alam, стр. 101, 317; Вестберг. К анализу, ЖМНП, XIV, стр, 20, сл.

[37] С.A. Maсarthnеу. The Magyars in the Ninth Century. Cambridge, 1930, стр. 208; Ф. Вестберг (К анализу, ЖМНП, XIV, стр. 15) считает упоминание Руси у Гардизи интерполяцией. В так называемой хронике Анонима, составленной в духе средневекового рыцарского романа на рубеже XII-XIII вв., рассказывается о том, что «вождь Альмош и его воины после победы захватили землю русских» и отняли их имущество. (Magyar Anonimus, стр.33). О степени достоверности Анонима см. Грот. Моравия и мадьяры, стр. 181, прим. 1. Домыслом является мнение Г. Вернадского о том, что Альмуш (Алмуций) был посажен хазарами правителем Киева и его области (Lebedia. Studies on the Magyar Background of the Kievan Russia. Byz., XIV, 1939, стр. 179-203; G. Vernadsky, M. de Ferdinandу. Studien zur ungarischen Frühgeschichte, I. Lebedia, München, 1957, стр. 7-31.

[38] В.В. Бapтольд. Отчет, стр. 122.

[39] Константин Багрянородный, стр. 19.

[40] Zajaczkowski. Ze studiów, стр. 32-33.

[41] Согласно Анониму, семь вождей заключили между собой договор, по которому один из них — Альмой (Алмуций Константина Багрянородного) был избран «вождём и повелителем» с тем, чтобы должность вождя переходила по наследству, а остальные князья и их потомки пользовались правом занимать место в совете вождя и получали долю из военной добычи (Magyar Anonimus, стр. 76).

[42] По свидетельству Константина Багрянородного (стр. 19) князем венгров в это время был Леунтин, сын Арпада, тогда как Георгий Амартол вождями их называет Арпада и Курсана. Перечисляя сыновей Арпада Константин Багрянородный вовсе не упоминает Леунтина, по догадке Macarthney (стр. 110), потому что тот не был сыном от брака с хазарской царевной и поэтому не имел права на престол. Возможно Леунтин не занимал место Арпада, а был командиром венгров во время нападения их на Болгарию. Ко времени Константина Багрянородного сыновья Арпада уже умерли, а жили его внуки. Правнук Арпада Термацу вместе с Вульцу, «третьим князем и карханом Туркии» около 948 г. посетили Константинополь. Эти гости, вероятно, и сообщили Константину некоторые данные по истории венгров, нашедшие место в его сочинении. Вестберг сделал попытку использования приведённой у Константина Багрянородного генеалогии венгерских князей для вычисления времени пребывания мадьяр в Ателькузу; начальной датой у него получился 825 г. Однако цифра, принятая им для исчисления длительности поколения в 30 лет, не может дать надёжных результатов, тем более, что, как мы показали выше, провозглашение Арпада великим князем относится к 890 г., а следовательно, жизнь его сыновей и внуков до времени Константина Багрянородного обнимает всего около 60 лет.

[43] Грот. Моравия и мадьяры, стр. 282-304; В.Н. Златарски. История, стр. 301. В хронологии болгаро-мадьярской войны Грот и Златарский расходятся на несколько годов. По Златарскому, эта война была в 894 г., разгром мадьяр печенегами около 897 г., а занятие мадьярами Паннонии около 899 г. См. также: Morawcsik Byzantinoturcica, l, 1958, стр. 131.

[44] Грот. Моравия и мадьяры, стр. 315-316.

[45] Повесть временных лет, 1, стр. 21.

[46] Грот. Моравия и мадьяры, стр. 260.

[47] Грот. Моравия и мадьяры, стр. 317-318. G. Moravcsik. Тактика Льва Мудрого как венгерский исторический источник. Acta Historica Academiae Scient, Hungaricae, 1, 1952, стр 161-184.

[48] Константин Багрянородный, стр. 17, 18.

[49] Мarquart, Streifzüge, стр. 36-40; Грот. Моравия и мадьяры, стр. 217; Macarthney. The Magyars, стр. 86, 174-176; Согласно совершенно фантастическим предположениям Г. Вернадского, саварты были норманнами, которые, явившись в область верхнего Донца («Лебедию»), вытеснили оттуда мадьяр. Название завоевателей ошибочно перенесено Константином Багрянородным на побежденных мадьяр (Ancient Russia, стр. 271-272).

[50] См. выше стр. 330.

[51] Константин Багрянородный, стр. 15.

[52] Грумм-Гржимайло, стр. 314.

[53] Константин Багрянородный, стр. 17.

[54] J.В. Вurу. The Treatise «De administrando imperio. Byzant». Zeitschr. XV, 1906, стр. 517-557.

[55] Kонстантин Багрянородный, стр. 15.

[56] Reginonis Chronicon, ed. Pertz, MGH, ss, I, под 889 г.

[57] Константин Багрянородный, стр. 16.

[58] Ковалевский. Книга Ахмеда Ибн Фадлана, стр. 97, 130. Через 2 года после Ибн Фадлана эти бедные печенеги также переправились через Волгу. З. Валидов. Мешхедская рукопись Ибн-ль Факиха. Изв. РАН, 1924, 1-11, стр. 246.

[59] Бартольд. Отчёт, стр. 120; В известиях арабских писателей о печенегах, в описаниях их местожительства, смешиваются данные, касающиеся разных областей их обитания. Вестберг. К анализу, ЖМНП. XIV, стр. 16, сл.

[60] Такой же порядок престолонаследия существовал в Тюркютском каганате и в Древнерусском государстве. См. Л.Н. Гумилёв. Удельно-лествичная система у тюрок VI-VII вв., СЭ, 1959, №3.

[61] Константин Багрянородный, стр. 15-16.

[62] Худуд ал’алем. Рукопись Туманского. С введением и указателем В. Бартольда. Л., 1930; V. Мinorskу. Hudud al’Alam.

[63] Там же, Hudud al’Alam, стр. 101.

[64] Там же, стр. 160.

[65] Плетнёва. Печенеги, торки, половцы, стр. 213.

[66] Мinorskу. Hudud al’Alam, стр. 160, 440.

[67] Константин Багрянородный, стр. 15-16.

[68] Ультины — уличи, деревляне — древляне, лензенины — ?. По-венгерски «лендьед» — поляки.

[69] Первое упоминание печенегов в «Повести временных лет» находится под 915 г., где сказано: «Придоша печенези перьвое на Русскую землю и створиша мир с Игорем, идоша к Дунаю». В 920 г. Игорь уже воевал с печенегами.

[70] Xвольсон. Известия Ибн Даста, стр. 19.

[71] Мinorsky. Hudud al’Alam, стр. 160.

[72] Васильевский. Труды, т. 1, стр. 9, сл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги