главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ю.П. АлёхинКурган кимакской знати на Рудном Алтае.// Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. IX. Барнаул: 1998. С. 201-203.
В результате работ 1994 г. Рудно-Алтайской археологической экспедиции Кемеровского госуниверситета под руководством автора был исследован ряд археологических памятников в Новошульбинском районе Семипалатинской области Казахстана. Среди изученных памятников эпохи средневековья заслуживает особого внимания курган № 2 курганной группы Кондратьевка IV.
Курганная группа Кондратьевка IV находится в 2,4 км к востоку от с. Кондратьевка по дороге с. Кондратьевка — тракт с. Новая Шульба — с. Буркотово, к северу от этой дороги. Памятник открыт Ю.П. Алёхиным в 1988 г. Состоял из шести разновременных каменно-земляных курганов, вытянутых цепочкой с ЮЮЗ на ССВ. Все курганы исследованы Ю.П. Алехиным в 1989, 1993-1994 гг.
Курган № 2 имел диаметр 22 м, высоту 1,64 м. Насыпь земляная с немногочисленными камнями. Под курганом находилось две могилы.
Могила 1 (центральная). Ограблена. Размеры 4,4x3,8 м, глубина от древней поверхности — 1,05 м (от высшей точки кургана — 2,95 м), была ориентирована с ЮЗЗ на СВВ. Внутримогильная конструкция: камера-сруб из толстых брёвен в два венца с полом из каменных плит и с бревенчатым перекрытием.
Погребённого мужчину сопровождали три взнузданных лошади мелкорослой породы, уложенных на правом боку у южной стенки могилы (одна — внутри сруба, две — за срубом). После ограбления сохранились: две штампованных (толстая фольга) золотых поясных бляшки с изображением виноградной лозы, серебряная неорнаментированная и бронзовая позолоченная с растительным орнаментом литые бляшки, две бронзовые литые с железными язычками оригинальные (спаренные, бабочковидные) пряжки, крупная костяная пряжка, три костяных застёжки от пут, крупные фрагменты от деревянного седла с остатками кожаной оббивки и мелкими бронзовыми гвоздиками от этой оббивки, железные заклёпки от седла и черешковый трёхгранно-трёхлопастной наконечник стрелы, костяная накладка от лука, кусочек шерстяной ткани, фрагменты железных и роговых изделий, обрывки кожаных ремней. Найдены также крестцовые (курдючные) кости от трёх бара- нов — остатки заупокойной пищи, и остатки бараньего скелета у западной стенки могилы, за пределами сруба, вероятно, ритуальная жертва.
Могила 2 (детская). Находилась в 4,5 м к северу от центральной. Имела перекрытие из семи каменных плиток. Под перекрытием, в подбое южной стенки могилы, на глубине 0,76 м от древней поверхности (2,16 м от высшей точки кургана) находилась деревянная колода (1,38x0,3x0,18 м), ориентированная с запада на восток. Западная стенка колоды вставная, дощатая (0,17x0,17x0,026 м), окрашенная в тёмнокрасный цвет, внутренняя и внешняя поверхности остальной части колоды имели остатки кожаного (или лаково-кожаного) покрытия толщиной до 0,4 см. Погребённый в колоде ребенок 2-3 лет был уложен на спине в вытянутом положении и ориентирован головой на восток. В области шейных позвонков и под черепом находились литые бронзовые бляшки, два бубенца и месяцеподобная подвеска (рис. 1, 1-5, 7-9), вероятно, часть из них составляла ожерелье, а часть была нашита на головной убор. Здесь же находился и бронзовый трёхсоставной зажим для волос (рис. 1, 6). Сохранились фрагменты ткани от головного убора, мумифицированные остатки головного мозга погребённого ребёнка. В ногах умершего находилось деревянное блюдце.
В восточной части кургана зафиксированы остатки столбика-коновязи.
Курган датируется IX-X вв., сооружён для очень знатного представителя кимакской знати и ребёнка, предназначенного в служители культа, возможно, родственника погребённого в могиле № 1.
Ранее нами уже приводились данные о проникновении буддийско-манихейской идеологии в среду кимакской, уйгурской и кыргызской знати на Рудном Алтае в VIII-X вв. [Алёхин, 1992, 1995, 1997]. Бляшки из погребений кургана № 2 в виде Будды-воина с нимбом (рис. 1, 1, 2), бурханчиков (рис. 1, 3, 9), с изображением виноградной лозы и растительного орнамента, бубенцы (использовались буддийскими монахами для отпугивания злых духов) (рис. 1, 4, 5) являются еще одним свидетельством проникновения буддийско-манихейской идеологии в среду кимакской знати. Рис. 1. Курганная группа Кондратьевка IV. Курган 2. Могила 2.Бронзовые культовые предметы (украшения) из детского погребения.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
наверх |