главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. А.К. Акишев

Культовые бронзы ранних кочевников Семиречья.

// Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. С. 147-148.

 

1. Большинство «кладов» бронзовых изделий сако-усуньского времени обнаружены во время интенсивного освоения «культурного пояса» предгорий Северного Тянь-Шаня (последняя треть 19-20 вв.). Очевидно, эти предметы составляли комплексы (котёл, часто трипод, курильница, жертвенный стол или алтарь) культурного [культового] назначения.

 

2. Судя по данным спектрального анализа, древние мастера использовали местную полиметаллическую руду. Она содержит примесь молибдена. Отпечатки половы и зёрен на металле некоторых триподов — аргумент в пользу предположения, что изготовлением некоторых бронз занимались люди, знакомые с земледелием и осёдлостью. Многие «клады» найдены в районе сако-усуньских могильников. Известна находка курильницы для конопли в сакском погребении. Часть предметов, судя по условиям находки, были атрибутами долговременных капищ, предназначенных для отправления общеплеменных обрядов.

(147/148)

 

3. Хронология культовых бронз не разработана. Нет сомнения, что они разновременны. Однако, это не оправдывает широкие расхождения (до 1000 лет) между датировками одних и тех же комплексов разными исследователями.

 

4. Особо интересны бронзовые курильницы. Они имеют конический, либо пирамидальный поддон и, соответственно, круглое или квадратное блюдо. Многие из них украшены фигурками зверей. Известны курильницы с антропоморфными фигурами. В районе с. Чильпек в Приисыккулье найден жертвенник с ножками в виде 3-х скульптур женщин.

 

5. Конструкция курильниц была символическим выражением мифемы мировой горы (мирового дерева). Она являлась сакральной космограммой, моделирующая роль которой актуализировалась в культе огня, особо значимом для общественного сознания. Зоо- и антропоморфные изображения связывались с этими представлениями (хранители границ мира, божества — организаторы космоса).

 

6. Прототипы семиреченским курильницам происходят из Передней Азии (3-2 тыс. до н.э.). Иконографические признаки изображений на курильницах и аналогии им в торевтике Центральной Азии заставляют утверждать, что они изготовлены местными мастерами не ранее начала 4 в. до н.э. Ощутимо влияние бактрийской школы торевтики. Самые ранние курильницы не эллинизированы. Поздние несут следы явной эллинизации. Характерны курильницы с антропоморфными изображениями. Здесь налицо синтез эллинизированных (бактрийских) и кочевнических признаков. Большая часть их относится к 3-1 вв. до н.э. Чильпекский комплекс по стилистическим признакам должен быть отнесён к II-I вв.до н.э. Интересно, что иссыкская серебряная чаша на 8-лепестковом поддоне по конструкции и размерам сопоставима с курильницами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки