● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2024. [ каталог выставки ]

Эпохи, курганы, находки.
К 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского.

Каталог выставки [в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 24 сентября 2024 — 26 января 2025 года].

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2024. 352 с. ISBN 978-5-907653-55-9

 

Автор концепции, куратор выставки, составитель и научный редактор каталога Т.В. Рябкова.

аннотация: ]

Каталог выставки, посвящённой 175-й годовщине со дня рождения выдающегося русского археолога и востоковеда Н.И. Веселовского, более 30 лет прослужившего в Императорской Археологической комиссии, подготовлен коллективом специалистов Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры РАН и Санкт-Петербургского государственного университета. Одной из важнейших составляющих деятельности Н.И. Веселовского были труды по спасению культурного достояния Российской империи. Благодаря его самоотверженной работе в области археологических исследований памятников юга России уникальные находки стали частью собрания Эрмитажа, где уже более ста лет осуществляется изучение и популяризация этого огромного и драгоценного научного наследия. Для выставки отобрано более 200 уникальных экспонатов, характеризующих памятники и археологические культуры, открытые Н.И. Веселовским, а также ранее не публиковавшиеся архивные документы.

Издание адресовано специалистам – археологам, историкам, искусствоведам, культурологам, музееведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся культурно-историческим наследием России.

 

Содержание

 

М.Б. Пиотровский. От оссуариев к курганам. — 9

 

I. Николай Иванович Веселовский:
биография и архивные документы.

Т.В. Рябкова. Археолог Императорской России. — 10

И.Л. Тихонов, М.В. Медведева. От Афрасиаба к скифским курганам. — 14

Каталог 1-15. — 36

 

О.В. Григорьева. «Ведение археологических раскопок есть дело серьёзное, дело научное»: летопись археологических работ Н.И. Веселовского. — 50

 

II. Открытие майкопской и северокавказской культур.

Ю.Ю. Пиотровский. Майкопский курган (Ошад). Раскопки Н.И. Веселовского. — 66

Р.С. Минасян. Способы изготовления золотых, серебряных и медных сосудов из Майкопского кургана. — 74 (См. на academia.edu)

Ю.Ю. Пиотровский. Ульский аул, курган 5 (Иван-курган). Раскопки Н.И. Веселовского. — 80

Каталог 16-31. — 84

 

III. Скифские и Сарматские памятники Северного Причерноморья.

Т.В. Рябкова. Работы Н.И. Веселовского на Кубани. — 94

Каталог 32-88. — 114

А.Ю. Алексеев. Открытие скифских памятников Приднепровья. — 158

Каталог 89-103. — 164

С.В. Воронятов. Н.И. Веселовский и Зубовские курганы. — 186 (См. на academia.edu)

Каталог 104-133. — 192

 

IV. Средневековые памятники Закубанья.

А.Н. Теплякова. Позднее Средневековье: Белореченские курганы. — 220

Каталог 134-149. — 222

 

V. Археологические исследования в Средней Азии.

А.В. Омельченко. Исследования Н.И. Веселовского в Самарканде. — 240

А.И. Торгоев. Курумы предгорий Ферганской долины и наследие Н.И. Веселовского. — 250

Каталог 150-204. — 252

 

VI. Собиратель древностей. Находки и приобретения.

Т.В. Рябкова. Древности Кубанской области. — 300

А.А. Чижова. Коллекция из сборов Н.И. Веселовского в Мощевой Балке. — 302

Каталог 205-223. — 305

 

VII. Археологические исследования Государственного Эрмитажа: по следам экспедиций Веселовского.

Т.В. Рябкова. Хранение, исследование, реставрация, экспедиции. — 320

Каталог 224-247. — 324

 

Сокращения.

Литература. — 337

Прочие сокращения. — 349

 

Summary. — 351

 


 

Авторы каталожных описаний:

А.Ю. Алексеев (A.A.), Д.О. Васильева (Д.В.), М.Ю. Вахтина (М.В..), С.В. Воронятов (С.В.), А.И. Иванов (А.И.), Ю.И. Ильина (Ю.И.), Л.Ю. Кулакова (Л.К.), М.В. Медведева (М.М.), Ю.Ю. Пиотровский (Ю.П.), А.Д. Притула (А.П.), Т.В. Рябкова (Т.Р.), Д.В. Садофеев (Д.С.), М.В. Сологубова (М.С.), А.Н. Теплякова (А.Т.), А.И. Торгоев (Ас.Т.), А.А. Чижова (А.Ч.).

 


 

От оссуариев к курганам.   ^

 

Археология – наука, связанная с приключениями, и потому в ней всегда есть фактор везения, удачи. Николай Иванович Веселовский был везучим археологом. Лучшие памятники древности, которые составляют уникальный «бренд» Эрмитажа, пришли в музей из его рук. Костромской олень, Солохский гребень, майкопский сосуд с пейзажем, амфора с кулачными бойцами…

 

Говорят, что это не везение, а результат поспешности – только на Кубани он раскопал более 500 курганов, документировав раскопки не совсем в соответствии с сегодняшними, да и многими тогдашними правилами. Говорят, что будучи крупным востоковедом, воспитанным грандиозными памятниками Средней Азии, он не ценил рядовой археологический материал и раскопочную рутину. Пусть говорят…

 

Николай Иванович Веселовский был одержим курганами, этими огромными символами величия прошлого, хранящими память и шедевры ушедших времён. Рядом работали и другие «одержимые» – расхитители гробниц, переплавлявшие найденное золото или увозившие его за границу.

 

Получалось «соревнование», надо было успеть. Вспомним, что Пётр Великий в Сибири сумел поймать момент, когда сокровища курганов «иссякали». После него аналогичные находки появились столетиями позже. Вспомним, что и сегодня деятельность «чёрных копателей» реально лишает музеи десятков шедевров скифо-сарматского искусства. Видели фотографии.

 

Тогда была острая необходимость обратить внимание на сокровища недр, сенсационно обогатить музеи и тем стимулировать заботу об охране археологических памятников, защитой которых Веселовский занимался активно и не только методом раскопок. Он и сам неустанно работал и широко привлекал местных жителей, понимая все риски, но также и то, что их опыт полезен и порой в его работе незаменим.

 

Он научился этому в Средней Азии, где заложил на века основы сочетания охраны памятников с археологией. Он понимал, что университетская наука трудносовместима с широкой полевой археологией. Времени не хватало даже ему. Он учил правильным и щадящим методикам раскопок, а сам торопился, чтобы спасти вещи для Эрмитажа. Так, эрмитажные реставраторы XIX века применяли неодобряемый сегодня метод перевода живописи с дерева на холст, спасая её для Эрмитажа. Именно – для Эрмитажа, где в северном климате деревянные основы погибали.

 

Он был выдающимся учёным периода, когда археология начинала отделяться методически от истории и филологии. Это разделение не раз создавало сложные коллизии и в ХХ веке. Он спас больше, чем потерял.

 

Он открыл миру не только скифское искусство, но и Гур Эмир, и Афрасиаб, и оссуарии, и ещё один из «брендовых» шедевров Эрмитажа – Гератский котелок, блестяще им опубликованный.

 

Надо помнить, что археология вообще построена пока на разрушающих исследованиях, и наши «точные» методики и фиксация, гордо взирающие на Веселовского, через несколько десятилетий будут выглядеть в глазах потомков столь же «варварскими», сколь и работы наших предшественников. Иногда археологи задают вопрос: а, быть может, надо прекратить копать, дожидаясь более щадящих методов изучения? Нет. Общество жаждет знать историю, видеть всё новые и новые её страницы, на которых стоит его самосознание и память.

 

Археология продолжается и как точная наука, и как приключение.

 

Михаил Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа,
академик Российской академии наук и Российской академии художеств

 


 

Summary.   ^

 

The exhibition ‘Epochs, Burial Mounds, Findings: Honouring the 175th Anniversary of Nikolay Veselovsky’ pays homage to the life and career of the prominent Russian scientist who ushered in a whole new era in historical science.

 

Not of noble birth, Nikolay Veselovsky (1848-1918) owed all his merits, including the acquisition of a hereditary noble title, to nothing else but his own diligence, perseverance and thirst for knowledge. More than thirty years he spent with the Imperial Archaeological Commission was a lifetime of unconditional commitment to Russia and its people.

 

Veselovsky started out as an archaeologist in 1884. A young professor of Oriental studies at St Petersburg University then, he set off on his first expedition to Turkestan. In 1886 he joined the Imperial Archaeological Commission, taking regular part in expeditions in the years that followed. He went to great lengths to save the cultural heritage and antiquities of the Russian Empire in the face of dangers posed by nature and people. In the Region of Kuban alone, he unearthed some 500 burial mounds – discoveries that contributed to the map and timeline of the sites uncovered in Russia’s European part abutting on the Sea of Azov. This framework is still used as a reference by modern researchers. Excavations of ancient burial mounds such as Maykop, Kelermes, Ul and the Golden Cemetery brought to light the previously unknown Maykop and Scythian cultures and epochs as well as Roman-time antiquities and artefacts from the Belorechensk burial mound. Veselovsky also examined ancient Alan churches on the Zelenchuk River, Moschevaya Balka and ancient Samarqand.

 

Veselovsky’s dedicated archaeological pursuits in the south of Russia brought one-of-a-kind finds to the Hermitage holdings. It has been over a century that the museum has been exploring and popularising this rich and enormous scientific legacy.

 

This exhibition is the first event in Russian history to commemorate the famous scientist. It has pulled together archival records about his service in the Imperial Archaeological Commission along with artefacts from a wide cross-section of periods and cultures, once excavated or acquired by him. The exhibition also presents the finds of the Hermitage’s archaeological expeditions that continued exploring the sites discovered by Nikolay Veselovsky. The wealth of unique exhibits on display pays tribute to the energy, self-giving, industriousness and commitment of the scholar.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки