[ каталог выставки ]
Александр Македонский. Путь на Восток.
Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа
[«Эрмитаж – Казань», 23 февраля – 8 октября 2023 г.].
// СПб: «Славия». 2023. 240 с. ISBN 978-5-9501-0304-9
Содержание
А.А. Трофимова. Лицо, обращённое к небу. — 13
М.М. Дандамаева. Александр и Восток: предыстория контактов. — 23
А.Ю. Алексеев. Александр и северные кочевники. — 29
М.Б. Пиотровский. Два рога Александра Македонского. — 35
А.В. Ипполитов. «Отойди и не заслоняй мне солнце». — 39
Д.А. Никитин, Ю.Б. Балаханова, М.Н. Химин. Русская античность: роман с Александром. — 51
А.А. Трофимова. Восточный поход Александра: хроника событий. — 57
[Карта: Восточный поход Александра Македонского. — 60-61]
[Каталог выставки]
Великий поход.
А.А. Трофимова. Классическая Эллада: Греция до Александра [кат. 1-22]. — 62
Д.П. Алексинский. Между Элладой и варварами [кат. 23-73]. — 77
А.М. Бутягин. Монеты Александра Великого на Боспоре и мирмекийский клад 2022 года. — 89
А.А. Трофимова. Средиземноморье в эпоху эллинизма [кат. 74-115]. — 91
Ю.П. Калашник. Монументальные расписные памятники из Херсонеса [кат. 116-126]. — 110
[резной камень и монеты, кат. 127-140]. — 116
Египет.
А.О. Большаков. Птолемеевский Египет. Македонская династия на троне фараонов [кат. 141-148]. — 120
М.М. Дандамаева. Мумийные портреты [кат. 149]. — 126
[резной камень и монеты, кат. 150-167]. — 116
М.М. Дандамаева. Греческий язык на Востоке [кат. 168-171]. — 132
Птолемеевский Египет.
М.М. Дандамаева. Ахеменидский Иран [кат. 172-176]. — 135
М.В. Сологубова. Печать на древнем Ближнем Востоке [кат. 177-193]. — 138
М.М. Дандамаева. Селевкидская Сирия [кат. 194-198]. — 144
А.Б. Никитин. Пальмира [кат. 199-200]. — 146
Г.Л. Семёнов. Эллинизированный Восток [кат. 201-227]. — 148
А.В. Омельченко. Терракота Среднего Востока эпохи античности и средневековья [кат. 228-243]. — 160
О.П. Дешпанде. Индийский поход: его последствия для Запада и Индии [кат. 244-247]. — 166
За пределами Ойкумены.
Ю.И. Елихина. Некоторые археологические находки из Хотана [кат. 248-253]. — 171
Александр на Западе и на Востоке в средние века.
В.Н. Залесская. Византия — третий мир античности [кат. 254-258]. — 173
О.В. Опарина. Коптский Египет: античная традиция на христианском Востоке [кат. 259-273]. — 176
Александр Македонский в искусстве ислама.
А.В. Моисеева. Искандар в персидской литературе: от заклятого врага к законному царю [кат. 274-286]. — 182
А.Т. Адамова. Александр Македонский (Искандар) в персидских миниатюрах [кат. 287-288]. — 188
История и миф.
М.Н. Химин. «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена в западноевропейской литературной традиции [кат. 289-297]. — 190
Судьба Александра.
Александр Македонский в западно-европейском и русском искусстве [кат. 298-344]. — 196
Ю.О. Каган. Александр Великий и герои троянского цикла на екатеринбургских камеях [кат. 345-354]. — 226
Глоссарий. Библиография. Основная литература по истории Александра. Список сокращений. — 229
Глоссарий. — 230
Библиография. Основная литература по истории Александра. — 232
Список сокращений. — 239
[со стр. 2:]
Общая научная редакция: М.Б. Пиотровский.
Автор концепции выставки, куратор и научный редактор каталога: А.А. Трофимова.
Авторы вступительных статей: А.Ю. Алексеев, Ю.Б. Балаханова, М.М. Дандамаева, А.В. Ипполитов, Д.А. Никитин, М.Б. Пиотровский, А.А. Трофимова, М.Н. Химин.
Авторы аннотаций: В.А. Абинякин, А.Т. Адамова, А.Ю. Алексеев, Д.П. Алексинский, Е.Б. Ананьич, Е.И. Арсентьева, И.С. Артемьева, А.О. Большаков, А.В. Виленская, Е.В. Власова, Л.К. Галанина, А.Г. Гейко, И.С. Григорьева, Н.П. Гуляева, Л.И. Давыдова, М.М. Дандамаева, О.П. Дешпанде, Ю.И. Елихина, Ю.Г. Ефимов, В.Н. Залесская, А.А. Иванов, Е.Н. Иванова, А.В. Ипполитов, Ю.О. Каган, Ю.П. Калашник, СВ. Кокарева, Е.Ф. Королькова, О.Г. Костюк, А.В. Круглов, Е.А. Кувшинова, Л.Ю. Кулакова, Н.З. Кунина, А.О. Ларионов, М.Н. Лопато, Л.В. Ляхова, Р.С. Минасян, А.В. Моисеева, О.Я. Неверов, Л.А. Некрасова, А.Б. Никитин, А.В. Омельченко, О.В. Ошарина, А.Е. Петракова, А.Д. Притула, Т.В. Рябкова, Г.Л. Семёнов, Н.Л. Семёнов, Н.С. Сэпман, О.Ю. Соколова, М.В. Сологубова, Е.В. Степанова, О.А. Степанова, А.И. Торгоев, А.А. Трофимова, М.Н. Химин, Е.Н. Ходза, А.Ю. Чеботарёв, В.М. Успенский.
Величие Александра. ^
Александр Македонский велик для мира тем, что в результате его походов на Восток возник удивительный синтез цивилизаций, называемый эллинизмом. В мире едва ли найдётся ещё один музей, кроме Эрмитажа, который на своих собственных экспонатах может рассказать всю эту историю. При этом — на примере уникальных шедевров: от диадемы с геракловым узлом до фрески с волчицей, от нимфейского изображения корабля «Изида» до серебряного блюда с возносящимся на небо Александром, от бактрийских чаш до камеи с Зевсом и т.д.
Сегодня Эрмитаж верен своей миссии представления всей мировой культуры в динамичном диалоге; ей подчиняется его выставочная стратегия в Петербурге и в «спутниках»: культура России, культура Европы, культура Востока. В Казани Александр сменяет блестящих предшественников — Китай и Фландрию. А общий контекст — «Александр Первый» — в Омске, «Русский портрет» — в Выборге, «Лоренцо Лотто» — во Владивостоке, «Испанское искусство» и «Бухара» — в Екатеринбурге и т.д.
И ещё одно направление рассказа — сам Эрмитаж как явление культуры и истории. В этом контексте Александр тоже многолик. Имя Александр (защитник) характеризуется о. Павлом Флоренским как «типичное для великих людей» и как «имя не самое глубокое, но самое гармоничное, само внутри себя пропорциональное». В Эрмитаже одна из историко-культурных парадигм экспозиции построена на перекличке памяти нескольких Александров: Александр Македонский (с копией знаменитой мозаики из Помпей), Св. Александр Невский — победитель шведов и тевтонов (украшение надгробия), названный в честь их двоих Александр Первый, победитель Наполеона (Военная галерея); Александр Второй — Освободитель (Мундир, бывший на императоре в момент покушения); Александр Третий — Миротворец (изуродованный революционерами бюст и только что приобретённый громадный портрет). Так строится матрица понимания русской истории.
Эрмитажные выставки предполагают внимательное отношение к каждому предмету, этакое «медленное чтение». Именно на это рассчитаны небольшие по размеру шедевры — камеи, печати, монеты. Глядя на монеты Александра, на которых он изображён с символами бога Амона, легко понять, почему на Востоке, где эти монеты ходили повсюду и долго, Александра прозвали Двурогим. И ещё так случилось, что накануне этой выставки экспедиция Эрмитажа в боспорском поселении Мирмекий обнаружила целый клад золотых монет Александра Великого. Связь времён не обрывается.
Михаил Пиотровский,
генеральный директор Государственного Эрмитажа
(9/10)
«Я провёл вас победителями через всю землю…» ^
Я не стыжусь того, что отношусь к Александру с восхищением…
Арриан (Arr. An. VII, 30, 3)
Нет другого человека, который — один — совершил бы столько и таких дел. Никого нельзя, ни у эллинов, ни у варваров, сравнить с ним по размерам и величию содеянного.
Арриан (Arr. An. I, 12, 4).
В конце марта 334 года до н.э. Александр Македонский с 40-тысячной армией и флотом из 160 кораблей пересёк Геллеспонт — узкий пролив, разделяющий Европу и Азию. Царь сам вёл один из кораблей. Подплывая к берегу, он метнул копьё, и оно вонзилась в землю Азии. Завоеватель первым сошёл с корабля и провозгласил, что отныне эта земля дарована ему богами. Так начался Восточный поход Александра.
Поход продолжался одиннадцать лет и стал самым далёким военным походом в истории человечества. Он принёс завоевателю мировое господство и навсегда изменил судьбу цивилизаций Древнего мира. Короткая жизнь Александра была целиком посвящена восточной экспедиции: через три месяца после её завершения 10 июня 323 года до н.э., в Вавилоне — столице новой империи, царь внезапно скончался.
Восточный поход Александра Македонского привёл к глубоким необратимым последствиям как в странах Запада, так и в странах Востока. Везде, где прошёл Александр, начался процесс эллинизации: распространились греческая архитектура и искусство, греческий язык и образ жизни. Это влияние затронуло огромную территорию от Греции до Индии; вплоть до Монголии и других государств за пределами Ойкумены (т.е. мира, о котором знали греки). Греческий язык и культура укоренились на Востоке благо-
(10/11)
даря тысячам колоний поселенцев, возникших в странах, которые завоевал Александр. И хотя первая волна греческой колонизации состоялась в эпоху Архаики, теперь античный полис был перенесён на такие территории, о которых и помыслить было сложно. В ходе военной кампании Александр основал около 100 городов, некоторые из которых стали настоящими мегаполисами — новыми центрами цивилизации. Крупнейшим и самым известным среди них была Александрия Египетская. На основе этих поселений — как и всей системы управления, заложенной Александром, в эпоху эллинизма, начавшуюся после смерти царя, — возникло несколько царств. Три столетия спустя столицы и города эллинистических монархий стали базой восточной части Римской империи и до конца античности оставались форпостами античной культуры на Востоке.
Александр уделял немалое внимание созданию новой административной системы и в завоёванных странах всегда опирался на местную аристократию. Он демонстрировал уважение к местным устоям и был открыт для веры в новых богов. Если в начале похода главным лозунгом завоевания было отмщение персам за поруганные святыни эллинов, то по мере продвижения на Восток Александр стал проникаться идеей равенства народов. Македонский царь стремился к соединению религий и культур, что принципиально отличало его от других завоевателей древнего мира.
Безусловно, быстрому падению Персидский империи способствовали исторические обстоятельства. К началу Восточного похода Греция была ослабленной, погрязшей в политических раздорах. Великий персидский царь утратил контроль над вассальными народами и даже над собственным двором. Отец Александра Филипп II сумел создать в Македонии непревзойдённую, мощную армию и подготовить почву для политической гегемонии небольшой и, в недавнем прошлом, незначительной балканской страны. Но именно юный Александр совершил невозможное. Он не только одержал победу в войне с самой могущественной империей Востока, он дошёл до Индии и утвердил свое господство на огромной территории. Гениальный тактик и стратег, Александр не проиграл ни одного сражения. За Александром шли на край земли его «гетайры» и греко-македонская армия: через пустыни, горы и неведомые земли, сквозь малярийные тропики и неприступные города. Их вела не только умелая политика завоевателя и щедрая оплата золотом, захваченным у персидского царя. Уникальная харизма Македонца была залогом веры в его божественность, непобедимость и в его успех.
Александр хорошо понимал значение религии и мифа, он был прекрасно образован и воспитывался на идеалах гомеровского эпоса. Царь верил в то, что состязается не со смертными, а с героями и богами. Александр считал себя реинкарнацией Ахилла и шёл по следам Геракла и Диониса. Сравнение с богами и героями проводил он сам, его окружение, историки и создатели царских портретов. Со временем в сознании народов образ Александра стал сливаться с мифами о защитнике человечества и о боге, принёсшем цивилизацию далёким народам.
Универсальным инструментом власти стали монеты Александра, которые начали чеканить повсеместно, в крупных центрах империи. Новая валюта служила для оплаты армии и для строительства городов. На монетах помещали имя Александра, с титулом «царь» (или без него), изображение Афины, Зевса или Геракла. Монеты циркулировали на всей территории Евразии; новый чекан символизировал вездесущность Александра, его всемогущество и поддержку со стороны олимпийских богов. Монеты Александра — зримое воплощение империи: её военной и экономической силы, твёрдой политики правителя, идеологии, понятной разным народам.
Ещё при жизни Александр стал восприниматься не как смертный, а как божество или мифологический герой. В эллинистическом искусстве черты Александра можно встретить повсюду — в портретах правителей, в статуях богов и героев и даже в декоративном искусстве. Образ великого царя, возникший в смешении традиций и культур, надолго пережил античную эпоху. В западноевропейских миниатюрах Александр изображался как странствующий рыцарь, в русском лубке XVII-XVIII веков — как авантюрный герой. В XIV-XV веках на Востоке Александр-Искандер — идеальный герой и грозный воин, в искусстве Возрождения — мудрый государь. Особенную актуальность «Истории Александра» приобрели в период абсолютных монархий при дворах правителей Франции, Англии, Испании, России.
В течение последних двух столетий фигура Александра получила большое значение в философии, истории, в идеологии и культуре. Можно сказать, что после античности XX век стал истинной эпохой Александра. Оценка его личности и деяний определялась не только развитием академической науки, она была зеркалом мировоззрения, надежд и амбиций разных поколений. С античной эпохи этот образ стал универсальным символом; по выражению А. Хойсса, «как бокал, который каждый может наполнять своим вином».
Помимо кинофильмов, романов и исследований интерес к эпохе Александра проявился в выставках, прошедших в музеях Европы, США и России. Первая выставка Государственного Эрмитажа, посвящённая Восточному походу и эпохе эллинизма, состоялась в Санкт-Петербурге в 2007 году, в 2010 году она была показана в Амстердаме, в 2012 году — в Сиднее. Сейчас обновлённая экспозиция предстанет перед жителями Татарстана. В фокусе внимания — историческая роль Александра для судеб Западной Европы, России и Востока, эллинизм как глобальный процесс взаимодействия цивилизаций и культур.
Вот уже два тысячелетия человечество обращается к истории Александра Македонского, предпочитая забыть других завоевателей, но не его. Как все завоеватели мира, Александр многое разрушил, но и многое создал. В эпоху эллинизма была рождена и воплотилась в жизнь идея культурного единства мира, которая явилась главным последствием Восточного похода македонского царя.
А.А. Трофимова
наверх
|