● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

«Ветер в соснах...». 5000 лет корейского искусства. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2010. [каталог выставки ]

«Ветер в соснах...»

5000 лет корейского искусства.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2010. 304 с. ISBN 978-5-93572-373-6

 

Содержание

 

Михаил Пиотровский. Сосны и зеленоватый селадон. — 7

Чхве Гвансик. К открытию выставки искусства Кореи «„Ветер в соснах...”. 5000 лет корейского искусства». — 9

 

Ан Хвичжун. Корейское искусство: его особенности и развитие. — 10

 

Каталог. — 44

 

Список использованной литературы. — 298

Хронологическая таблица истории Кореи. — 300

 

Summary. — 302

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сосны и зеленоватый селадон.   ^

 

Выставка классического искусства Кореи в Эрмитаже — событие долгожданное. Давно и долго мы работали вместе с корейскими коллегами над тем, чтобы она состоялась и состоялась именно такой, какой она предстаёт перед зрителем в торжественном Николаевском зале.

 

Искусство и история Востока — давняя и любимая тема Эрмитажа. Однако так получилось, что культурное наследие Кореи в наших коллекциях почти не представлено. Сегодня и на несколько месяцев этот пробел заполняется исключительными по качеству вещами, происходящими из знаменитого как коллекциями, так и высоким уровнем музейной работы Национального музея Кореи.

 

Без Кореи наши представления об искусстве Дальнего Востока не просто неполны, они ущербны. Особая стилистика корейской культуры и её особые корни не только тесно связаны с культурами соседей, но и имеют совершенно чётко ощущаемые различия. Они именно ощущаемы, а не просто описуемы. В традиционном корейском стиле строгая простота сочетается с воздушной утончённостью. В этом смысле очень характерны различные фигуры будд и бодхисаттв, рассказывающие нам об особом и специфическом оттенке буддизма. Монументальность, граничащая с жёсткостью, неожиданно переходит в удивительную нежность в повороте головы, движении рук.

 

Пять тысяч лет начинаются с самого древнего искусства, и с удивительной наглядностью мы видим то, о чем хорошо знаем в теории, — центральноазиатские культуры кочевников близки Дальнему Востоку так же, как и степям Сибири, Урала и Южной России. Удивительная корона с древом жизни легко становится в один ряд со знаменитыми эрмитажными экспонатами скифского круга. На выставке прекрасный корейский кинжал выставлен рядом с фрагментами очень похожего кинжала, найденного в Средней Азии и хранящегося в Эрмитаже. Корейский буддизм породил удивительные по «прозрачности» и успокоенности образцы созерцательного искусства и искусства созерцания. Они выходят далеко за пределы одной лишь религиозной эстетики. Корейские пейзажи удивительны. В них на самом деле слышится музыка гор, долин, лесов и отдельных деревьев, и потому романтическое название выставки оказывается очень уместным.

 

Корейские портреты вместе торжественны и психологичны. От них трудно оторвать глаз. Портреты много рассказывают об изображенном человеке, но для нас они ещё и подробный и убедительный образ корейской культуры. Корейская керамика — это тоже особое явление, особая художественная музыка. Болотно-зеленоватые сосуды (селадоны) — общеизвестный вклад Кореи в мировую сокровищницу. Сегодня мы имеем возможность увидеть лучшие из образцов, признанные шедевры этого искусства-ремесла, и лишний раз подумать о том, чем подлинник отличается от реплики. Однако палитра корейской керамики значительно богаче. В ней множество специфических техник и удивительных оригинальных художественных приёмов. В керамике воплощены единство и разнообразие мира, утончённого труда и строгой красоты.

 

Открытие следует за открытием, и все они радостны. Среди них и история изобретения корейского алфавита, и почти религиозное его почитание в Корее. Есть и удивительные точки совпадения с Россией. Один из шедевров выставки — потрет великого правителя, тэвонгуна Ли Хаына, чей сын нашёл поддержку в русской дипломатической миссии во время японского вторжения. Вспомним также, что корейские музеи сохранили реликвии крейсера «Варяг», который геройски погиб в сражении с японским флотом в корейской бухте Чемульпо. Мы имели честь показывать эти реликвии в том самом Георгиевском зале Зимнего дворца, где наш император чествовал героев «Варяга». Сегодняшняя выставка тоже является точкой соприкосновения наших культур, и мы ещё долго будем видеть замечательные результаты. Пять тысяч лет проходят перед нашими глазами, и снова хочется сказать спасибо всем, кто сделал эту выставку возможной.

 

В Николаевском зале Зимнего дворца сосны стали символом корейского искусства и корейской музыки. Сосны — характерная черта пейзажа к северу от Петербурга. Они не совсем такие, как в Корее, но если, научившись внимательности у корейского искусства, прислушаться к ним, то мы почувствуем, как ветер рождает в них похожую музыку. Корейское искусство учит нас лучше слышать свою природу и свои традиции.

 

В этом мудрость и урок тысячелетий.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

 


 

К открытию выставки искусства Кореи «„Ветер в соснах...”. 5000 лет корейского искусства».   ^

 

В первую очередь позвольте выразить искреннюю радость по поводу открытия специальной выставки, приуроченной к 20-летию установления дипломатических отношений между Республикой Корея и Россией, которая организована общими усилиями ведущего российского музея — Государственного Эрмитажа — и Национального музея Кореи. Кроме того, я очень рад, что после проведения в Республике Корея в 1991 году совместной с Эрмитажем выставки «Скифское золото» мы поддерживали отношения, и результатом наших контактов стала открывающаяся ныне выставка.

 

Минувший 2009 год ознаменовался столетним юбилеем начала музейной деятельности в Корее. На протяжении этого периода Национальный музей Кореи, будучи учреждением, представляющим своеобразие культурного облика своей страны, вносил значительный вклад в сохранение и развитие культуры Кореи. Пожалуй, теперь наступило время, когда следует направлять усилия на распространение информации о корейской культуре за рубежом, что будет способствовать выходу её на международный уровень. Одновременно с этим, шагая в ногу с эпохой глобализации, требуется познакомить граждан нашей страны с культурой других стран, тем самым способствуя развитию мировой культуры.

 

И открытие выставки в Эрмитаже, одном из величайших музеев мира, имеет огромное значение как первый шаг в этом направлении. Более 300 экспонатов из коллекций Национального музея Кореи и десяти региональных музеев Кореи впервые предлагаются вниманию россиян. Они повествуют о различных сторонах и тенденциях корейской культуры за большой промежуток времени: начиная с доисторических времен до конца эпохи Чосон. Среди них есть уже такие широко известные в мире достижения, как селадоновая керамика эпохи Корё, а также новые для зарубежного посетителя экспонаты, к примеру деревянные предметы интерьера. Обаяние выставки ещё и в том, что экспонаты, представляющие различные виды искусства, продемонстрируют историю самостоятельного развития каждого вида в рамках корейской культуры, а также их взаимодействие. Надеюсь, что предлагаемая Вашему вниманию специальная выставка послужит широкому распространению сведений о корейской культуре среди как российских посетителей выставки, так и представителей других культур.

 

В завершение хочу выразить чувство глубокой признательности всем тем людям, благодаря усилиям которых состоялась выставка. В первую очередь благодарю директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского и всех сотрудников музея, оказавших искреннюю поддержку и проявивших высокий профессионализм в процессе подготовки выставки. Кроме того, благодарю за проявленный интерес и поддержку генерального консула Республики Корея господина Ли Сокпэ. И конечно же, я благодарю сотрудников Национального музея Кореи, без жертвенного труда которых проведение выставки было бы просто невозможным.

Чхве Гвансик, директор Национального музея Кореи.

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки