|  [ сборник ]
Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий.Проблемы интерпретации и реконструкции./ Материалы XIV ЗСАЭК. Томск: «Аграф-Пресс». 2008. 392 с. ISBN 978-5-98693-018-3  Отв.ред. М.П. Чёрная. [ аннотация: ] В сборнике публикуются материалы XIV Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. В статьях рассматриваются вопросы методологии и методики изучения культуры, её устойчивости и изменчивости во времени, обыденное и сакральное как формы адаптации в окружающей среде, проблемы хронологической и культурной интерпретации обществ от палеолита до современности. Для археологов, этнографов, антропологов, историков, культурологов, лингвистов.   Содержание     1. Теория, методология, методика, источники выявления и изучения культуры.  Агальцев А.М. Социокультурные основания самопорождения человека. — 6Артюхова И.В. Традиционная культура русских в районных музеях Томской области. — 11Бардина П.Е. Полевые этнографические материалы по русским сибирякам: глубина памяти и возможности сбора. — 14Беляев Л.А. Принципы идентификации погребений исторических персонажей. — 16Березюк В.Ю. Обряд как объект научного исследования: основные подходы. — 20Бобров В.В. Современные теоретические аспекты выделения археологической культуры. — 23Бродянский Д.Л. Трансконтинентальные связи — археологическое отражение. — 27Величко Н.И. История изучения материальной культуры хантов в первой половине XX в. — 28Глушкова Т.Н., Сутула А.В. Методология и методика источниковедческого исследования археологических текстильных материалов. — 31Грачёв М.А., Данченко Е.М. О проблемах использования междисциплинарного подхода в позднесредневековой археологии Среднего Прииртышья. — 34Деревянко А.П., Холюшкин Ю.П., Воронин В.Т., Костин В.С., Загорулько Ю.А. Археология и компьютерные технологии. — 37Игнатенко З.А. Парабельская районная организация коренных малочисленных народов Томской области в 1990-2000 гг.: планы и реальность (по архивным источникам). — 39Казакевич О.А. Время и культура в рассказах о жизни кетов, селькупов и эвенков. — 43Кравченко Г.Г., Барсуков Е.В., Горошина Н.В., Чернова И.В. Об использовании картографического материала в изучении историко-культурного наследия Притымья. — 48Кузнецова А.С. Изучение химического состава древних бронз (историография вопроса). — 51Кулемзин В.М. Фридрих Ратцель и далёкие аналогии хантыйской культуры. — 54Лукина Н.В. Заметки о Вольфганге Штейнице как исследователе хантыйской культуры. — 56Маниичева А.Ю., Рудая И.М. Наследие Е.А. Ащепкова: фотографии построек верхоленских сёл (1970-е гг.). — 58Марсадолов Л.С. Реконструкция «оленного» камня из кургана Аржан-1. — 60Платонова Н.И. «Палеоэтнологическая парадигма» во французской и русской науке XIX — первой трети XX в. — 65Севостьянов А.С. Рукопись И.Г. Сафьянова «Тува в прошлом и настоящем. Художественное творчество тувинского народа» как этнографический источник. — 69Семёнова В.И., Дробышев А.Н. Реконструкция жилища по материалам городища Лангепас I. — 71Тишкин А.А. Время как культурно-хронологический показатель в археологических исследованиях. — 74Тишкин А.А. Зеркала раннего средневековья на Алтае и результаты их рентгенофлюоресцентного анализа. — 79  2. Проблемы хронологической и культурной интерпретации древних и средневековых обществ.  Аникович М.В., Анисюткин Н.К. Переход от среднего к верхнему палеолиту: Европа, Северная Азия, Ближний Восток. — 84Беликова О.Б. Земледелие в таёжном Причумымье конца XVI-XVII в. (по материалам Зырянского могильника). — 88Боброва А.И., Рыкун М.П. Тискино: время, культура, этнос, палеопопуляция. — 91Васютин А.С., Онищенко С.С. Некоторые вопросы интерпретации погребений со «шкурами лошадей» на юге Западной Сибири в VIII-XIV вв. — 95Герман П.В. К проблеме «элитных» погребальных комплексов в раннетагарской культуре. — 97Грушин СП. Бронзовые кельты Алтая в контексте проблемы формирования сейминско-турбинских традиций. — 101Дэвлет М.А. Образы быка и оленя в наскальном искусстве Саяно-Алтая. — 105Зайцева О.В., Барсуков Е.В. О функциональном назначении биметаллических «крючков» с городища Шайтан III. — 107Зиняков Н.М. Содержание культурно-хронологических признаков в металлографии железа Западной Сибири. — 110Илюшин А.М. Проблемы хронологии и периодизации в средневековой археологии Кузнецкой котловины. — 114Ковалевский С.А. Взаимодействие населения корчажкинской и ирменской культур в северо-восточном Присалаирье. — 116Корусенко М.А., Полеводов А.В. Планиграфия курганно-грунтовых могильников в низовьях р. Тара (предварительные итоги исследования). — 119Косинская Л.Л., Дубовцева Е.Н. Комплексы раннего железного века в Войкарском археологическом микрорайоне. — 125Кузнецов Н.А. Торговые пути средневековой Сибири. — 130Кузнецова Н.Г., Тучкова Н.А. Отражение миграционных процессов селькупов в топонимике бассейна р. Шудельки. — 131Леонтьев С.Н. Раннеташтыкские материалы бассейна р. Казыр. — 133Макаров Н.П. Караульненский археологический микрорайон на Среднем Енисее: проблемы хронологии и культурной интерпретации. — 138Мандрыка П.В. К вопросу о выделении новой культуры бронзового века в тайге Приенисейской Сибири. — 140Марочкин А.Г. К проблеме культурной принадлежности неолитических могильников Кузнецкой котловины и лесостепного Алтая. — 145Матвеев А.В., Татауров С.Ф. Проблемы культурно-хронологической интерпретации памятников XIV-XVI вв. в Среднем Прииртышье. — 149Михалёв В.В. Гребенчато-желобковый и фигурный орнаменты на потчевашской керамике Среднего Прииртышья. — 152Молодин В.И. Периодизация, хронология и культурная идентификация памятника Чича (Барабинская лесостепь). — 155Новиков А.В. Погребально-поминальная обрядность могильника Старобибеево-6 (Ояшинский археологический микрорайон). — 164Ожередов Ю.И. К проблеме разнообразия в погребальном обряде южной группы палеоселькупов «шиешгула». — 168Пискарёва Я.Б. Мохэская керамика бохайских памятников Приморья. — 172Полеводов А.В., Шерстобитова О.С. К проблеме соотношения лесных и лесостепных памятников красноозерской кульутры [культуры] Среднего Прииртышья. — 176Рудковская М.А. Керамика городища Козюлино II. — 179Серёгин Н.Н. Китайские монеты из погребений тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии. — 190Синицина Г.В. О хронологии стоянок Игреково I и Игреково II в Среднем Приобье. — 193Татаурова Л.В. Игры и игрушки русского населения Среднего Прииртышья в XVII-XIX вв. по данным археологии. — 197Троицкая Т.Н. Керамика как носитель этнокультурной информации (по материалам Новосибирского Приобья). — 200Угдыжеков Э.В. Рентгенофлюоресцентный анализ китайских погребальных плиток из окрестностей у. Райков в Хакасии. Проблемы и интерпретации. — 202Филимонов М.В. К вопросу о лингвоэтосе [лингвоэтносе] пазырыкской культуры. — 205Фокин С.М. К вопросу о распространении средневековой валиковой керамики в Приенисейской Сибири. — 210Харинский А.В. Захоронения в колодах как показатель процесса монголизации Южного Предбайкалья. — 214Чемякин Ю.П. Древности карымского времени в бассейне Большого Югана. — 219Чикунова И.Ю. Керамический комплекс поселения Муллашинские Юрты 7. — 224Шамшин А.Б. Культурное пространство Обь-Иртышья в конце бронзового века. — 226Шелепова Е.В. Изучение раннего комплекса ритуальных сооружений тюркской культуры Алтая. — 229  3. Устойчивость и изменчивость в культуре.  Гаркуша М.А. Отношение к смерти тарских татар в XVII-XX вв. и его отражение в погребальном обряде. — 236Данченко Е.М. Проблемы изучения процессов культурных изменений в археологии Обь-Иртышья. — 239Руденко К.А. Проблемы традиций и инноваций в материальной культуре населения Волго-Камья в XI-XII вв. — 244Старков В.Ф. Удалённые северорусские промыслы в системе поморской культуры XVI-XVIII вв. — 247Сураганов С.К. Устойчивость формы и содержания в декоративно-прикладном искусстве современных казахских ювелиров. — 251Тихонов С.С. Устойчивость и изменчивость некоторых элементов в культуре аялынских татар. — 253Фёдорова Е.Г. К вопросу о трансформации погребального обряда (по материалам обских угров). — 255Фурсова Е.Ф. Обычаи, связанные с рождением ребёнка: устойчивость и изменчивость представлений в среде сибиряков Приобья (XX — начало XXI вв.). — 257  4. Обыденное и сакральное как формы адаптации в окружающей среде: соотношение материального и духовного в культуре.  Баташев М.С. Изображения семейно-родовых святынь у кетов (предварительные результаты полевых исследований Красноярского Краевого Краеведческого Музея в 1998-2004 гг.). — 264Бичеев Б.А. Тегрианство [Тенгрианство] как центральноазиатская религиозная система. — 269Бурыкин А.А. Шаманство и структура традиционного социума: актуальные аспекты исследования. — 273Герасимов Ю.В. Предметы вооружения в погребальных комплексах населения долины р. Тара XVI-XVII вв. — 274Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Актуальные вопросы изучения мировоззрения хунну Центральной Азии. — 278Дмитриева Т.Н. «Старик с личиком» и другие антропоморфные изображения из пней у хантов р. Казым. — 283Зубова А.В. Фольклор как источник демографической адаптации манси. — 288Косарев М.Ф. «Особое состояние сознания» как ключ к пониманию языческих представлений о времени и пространстве. — 291Панкратова Л.В. Обменные отношения в кулайском обществе (по материалам керамического комплекса Саровского городища). — 293Рындина О.М. Звук металла в моделировании пространства у обских угров. — 297Сериков Ю.Б. Сакральное в обыденном (по материалам культовых памятников среднего Зауралья). — 302Скобелев С.Г. Ритуальные стрелы у енисейских кыргызов в позднем средневековье. — 306Сотникова С.В. Мотив «обновления мира» в ритуальной практике андроновского населения. — 309Сподина В.И. Обыденное и сакральное в анатомической характеристике человека у обских угров и самоедов. — 314Старцев А.Ф. Лечебные амулеты в традиционной культуре удэгейцев. — 318Тадина Н.А. «Без ворота шубы не бывает, без зайсана народ не существует» (к вопросу интерпретации символики статуса у алтайцев). — 323Тучков А.Г. Государственное регулирование охотпромысла в Нарымском крае в 1920-1930 гг. и его последствия для культуры селькупов. — 327Умеренкова О.В. К проблеме соотношения понятий «вещь-миф» в погребальной обрядности (на примере анализа бляшек-пуговиц ирменской культуры). — 332Черемисина К.П. К вопросу о критериях сакрального — обыденного в традиционной культуре хантов. — 334Шерстова Л.И. «Свои-чужие» в религиозно-мифологической традиции народов Алтая. — 335Щурова Ж.В. Значение местных православных святынь в процессе формирования духовного пространства Сибири. — 339Ковтун И.В., Русакова И.Д. Ранний комплекс петроглифов Новоромановской писаницы. — 344Морозов В.М., Дубовцева Е.Н. Керамический комплекс эпохи раннего железного века городища Перегребное VI. — 349  Литература. — 354Список сокращений. — 387  
   Томскому государственному университету — 130 лет.   ^   Томский университет был учреждён 28 мая 1878 г. Императором Александром II и стал первым высшим учебным заведением в азиатской части России. Университет был создан и развивался как центр образования, науки, просвещения и культуры национального значения, именно на него была возложена высокая миссия подготовки научно-педагогической и культурной элиты для Сибири и Дальнего Востока.   Сегодня университет готовит высококвалифицированных специалистов по широкому спектру гуманитарных, физико-математических, естественных наук. Учебный процесс, интегрированный с научными исследованиями при активном использовании инновационных подходов и информационных технологий, интеллектуальный потенциал ведущих научных школ, а также традиции международного сотрудничества позволяют студенту не только получить глубокие знания, но и самореализоваться в мировом научном пространстве.   Томский государственный университет — это вуз с мировым именем, признанный центр образования, науки и культуры, привлекающий в свои стены выдающихся учёных и ищущую знаний молодёжь со всех уголков России, СНГ, дальнего зарубежья.   За выдающиеся заслуги в развитии образования, науки и культуры указом Президента РФ ТГУ внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.   В 2005 г. университет получил сертификат компании National Quality Assurance о соответствии системы менеджмента качества ТГУ международному стандарту ISO 9001: 2000.   В 2006 г. Томский государственный университет принят в Европейскую Ассоциацию университетов (EUA).   В 2006 г. ТГУ стал одним из 17 вузов-победителей первого Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ, проведённого в рамках национального проекта «Образование». Содержание инновационной программы всецело отвечает стратегическому плану развития университета. В результате её выполнения ТГУ существенно ускорил своё развитие как университет исследовательского типа — ведущий региональный учебно-научно-инновационный комплекс, интегрированный в реальный сектор экономики, сферу услуг и социум.   Томский государственный университет динамично развивается и уверенно входит в число ведущих университетов страны.   (3/4)   Предисловие.   ^   Сборник содержит материалы исследований, представленных на XIV Западно-Сибирскую археолого-этнографическую конференцию (ЗСАЭК) «Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции», проходившую 21-23 мая 2008 г. в Томском государственном университете.   Обращаясь к истокам ЗСАЭК, важно напомнить, что первая конференция (1970 г.) рассматривала проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. В процессе острой и плодотворной дискуссии участники совещания пришли к общему мнению по ряду принципиальных вопросов историко-культурного развития Западной Сибири в древности. Исследователи признали, что для отдельных районов (Среднее Прииртышье и Томско-Нарымское Приобье) создана отдельная периодизация древних этапов (неолита, бронзы, раннего железа и средневековья), выделен и обоснован ряд культур, ставших базовыми для дальнейших исследований: кротовская, самусьская, еловская, молчановская, ирменская, кулайская, рёлкинская. В то же время ряд позиций ранее известных схем историко-культурного развития, предложенных М.П. Грязновым и В.Н. Чернецовым, был пересмотрен: начало усть-полуйской культуры отнесено к более позднему времени (со II в. до н.э.), фоминский этап верхнеобской культуры признан синхронным усть-полую, потчевашская культура отнесена к раннему средневековью.   На следующих ЗСАЭК вопросы хронологи археологических и этнографических культур не уходили из поля зрения учёных, так как являются фундаментальными для наших наук. За 38 лет археологией и этнографией региона накоплены колоссальные знания по теории и практике интересующих вопросов. Междисциплинарный синтез, системность анализа невероятно усилили методическую основу, информативность источников, возможности интерпретации и реконструкции историко-культурных исследований. Одновременно разрастался круг проблем, поэтому периодичность целенаправленного возвращения к теме имеет большое значение для подведения итогов сделанного и определения последующих задач. Это тем более важно, поскольку постоянный прилив в науку молодых сил требует совета и поддержки, а устаревшие идеи корректировки. В сборнике материалы распределены по четырём направлениям: 1. Теория, методология, методика, источники выявления и изучения культуры; 2. Проблемы хронологической и культурной интерпретации древних и средневековых обществ; 3. Устойчивость и изменчивость в культуре; 4. Обыденное и сакральное как формы адаптации в окружающей среде: соотношение материального и духовного в культуре.   Организаторы конференции и редколлегия сборника благодарят всех авторов, приславших статьи в сборник.                                   |