главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шёлковом пути. К 190-летию Азиатского музея: каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2008. [ каталог выставки ]

Пещеры тысячи будд.
Российские экспедиции на Шёлковом пути.
К 190-летию Азиатского музея.

/ Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2008. 480 с. ISBN 978-5-93572-340-8

 

Глоссарий

 

Абхáя-мудра — жест правой руки, «дарующий защиту»: рука согнута в локте, ладонь развёрнута наружу на уровне груди; это жест, характерный для Будды Шакьямуни.

Авадáна — жанр древнеиндийской литературы; это поучительные истории о благочестивых или греховных деяниях и отражении их на последующих воплощениях совершивших их существ.

Авалокитéшвара (кит. Гуаньинь) — бодхисаттва милосердия и сострадания, наиболее почитаемый во всех буддийских странах: «Владыка, взирающий на существа милостиво», «Владыка, внимающий мольбам страждущих». Считается духовным сыном будды Амитабхи, имеет множество иконографических форм. Воплощением Авалокитешвары считается Далай-лама Тибета и иерарх тибетской школы карма кагью.

«Аватáмсака-сýтра» (кит. «Хуаянь цзин») — «Сутра о величии цветка», одна из важнейших сутр махаяны и одна из самых длинных, см. Хуаянь цзун.

«Áгама» — название четырёх сборников сутр, в которых изложено учение хинаяны.

Áгни — древнейший, известный по «Ригведе» («Книге гимнов»), бог огня в индуизме. В буддизме входит в группу восьми или десяти дикпал — хранителей стран света.

Акшóбхья — один из пяти дхьяни-будд, владыка Востока.

Амитáбха — будда бесконечного света, владыка Чистой земли, расположенной на Западе, или Сукхавати (Земли радости). В китайском буддизме махаяны культ Амитабхи был самым популярным. Чистая земля Амитабхи — сюжет многих росписей в пещерных храмах Могао ку (Дуньхуан) и в Хара-Хото.

Амитáюс — будда беспредельной жизни, другая форма Амитабхи, к которому обращаются с просьбой о здоровье и долголетии.

Áмрита — в индийской мифологии напиток богов, делающий их бессмертными.

Áнанда — любимый ученик Будды Шакьямуни, он изложил другим ученикам проповеди учителя, которые составили канон буддизма — Трипитаку.

Áнджали-мудра — символизирует приветствие, уважение, благоговение; традиционный молитвенный жест, жест приветствия младшего по отношению к более старшему по положению: ладони соприкасаются на уровне груди.

Áпсары — в ведийской и индуистской мифологии небесные танцовщицы, прекрасные полубожественные обитательницы небес. Часто изображаются в рельефах и росписях храмов в виде летящих или спускающихся с небес юных дев, нарядно одетых, увитых шарфами, украшенных драгоценностями, с цветами в руках.

(456/457)

Архáт — в буддийской мифологии праведник, достигший благодаря нравственным подвигам, благочестивым деяниям и цепью длительных перевоплощений высшего совершенства, близкого к состоянию нирваны.

Áсана — определённое положение тела, пребывание в котором направлено на физическое и духовное совершенствование человека. Асаны являются практической частью философии йогов. Были усвоены буддийской иконографией и получили широкое распространение в искусстве.

Ашóка — знаменитый правитель династии Маурьев в Индии (правил в 268-232 гг. до н.э.), покровитель буддизма.

Бодхгáйя — место, где Будда Шакьямуни достиг просветления, одно из самых почитаемых мест в Индии (совр. штат Бихар).

Бóдхи — 1) дерево, под которым все будды, в том числе и Шакьямуни, достигали просветления; 2) термин, означающий главную цель любого буддиста, — полное просветление и постижение природы вещей, событий и явлений, совершенную мудрость и сострадание. Путь к просветлению возможен через сострадание и исполнение обетов.

Бодхисáттва — существо, посвятившее себя пути сострадания и практики «шести парамит». Бодхисаттва принимает обет избавить все живые существа от страданий. Бодхисаттвы бывают земные и высшие; земные отличаются состраданием и альтруизмом, а также стремлением достичь просветления, высшие бодхисаттвы достигли совершенства в практике «шести парамит», но в силу своего обета не ушли в нирвану. Четыре «великих обета» бодхисаттв: 1) «сколь бы ни было велико число живых существ, без устали выводить их на путь спасения; 2) освободиться от всех земных привязанностей, как бы многочисленны они ни были; 3) постичь все учения будды, как бы многочисленны они ни были; 4) достичь ануттара-самьяк-самбодхи (наивысшего и полного просветления), как бы ни был труден к нему путь». В литературе махаяны часто приводится список из восьми великих бодхисаттв: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Маньджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Махастхамапрапта. В Индии наиболее популярными бодхисаттвами являются Маньджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея; в Китае и Японии — Авалокитешвара и Кшитигарбха; в Тибете и Монголии — Авалокитешвара, Ваджрапани и Маньджушри.

Брáхма — в индуизме верховный четырёхликий бог, демиург, его вахана — лебедь. Брахма был включён в пантеон буддизма, где вошёл в группу дикпал; его вместе с тысячеглазым Индрой изображают в сцене рождения Шакьямуни.

Брáхман — член касты жрецов, высшей из четырёх индийских каст.

Брáхми — вид древней и раннесредневековой индийской письменности. Самые ранние надписи этим письмом брахми датируются III в. до н.э. (эдикты Ашоки), рукописи — II-V вв. н.э. Различается индийское и центральноазиатское брахми. Последнее было приспособлено для фиксации местных языков Восточного Туркестана и развилось в две разновидности: вертикальное (в южных оазисах) и наклонное (в северных).

Бýдда — 1) имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы, см. Шакьямуни; 2) вероучитель, достигший духовного просветления, нирваны.

Бяньвэ́нь — повествовательный жанр простонародной литературы конца периода Тан в Китае; для него характерно чередование прозаического текста со стихотворными вставками, которые пелись.

Вáджра — в древней Индии холодное оружие ударного действия, палица бога Индры в форме двух своеобразных трезубцев, составлен-

(457/458)
ных основаниями друг к другу; буддийских религиозных практиках и иконографии (особенно центральноазиатской) — атрибут многих «грозных» персонажей пантеона; символизирует прочность и неуничтожимость Пути, искусных средств, мужского начала, активности, является символом буддийского учения, которое неразрушимо, как алмаз.

Ваджраварáхи — дакини, спутница Чакрасамвары, изображается пляшущей на трупах или на подставке в форме треугольника остриём вверх — символе мужского начала.

Ваджрапáни — эманация будды Акшобхьи, может изображаться милостивым, в виде бодхисаттвы, и гневным, в виде дхармапалы, его атрибут — ваджра; этот персонаж символизирует силу, уничтожает заблуждение и глупость.

Ваджрáсана — сидячая поза: ноги скрещены, пятки вывернуты наружу; характерна для иконографии Будды Шакьямуни.

Ваджрая́на — направление буддизма, распространённое ныне в Тибете, Монголии, Туве, Бурятии и Калмыкии; его последователи ориентированы на достижение просветления в настоящем рождении посредством обретения «тайного знания», которое передаётся изустно, от учителя к ученику. Ваджраяна начала формироваться в Восточном Туркестане в IV в. н.э. и окончательно оформилась в тибетском буддизме к середине XI в.

Вайрóчана — будда Великого Солнца, один из дхьяни-будд, главных будд школы хуаянь махаяны и школ эзотерического буддизма. Он почитался как «первобудда», и в этой роли его называют космическим буддой.

Вайшрáвана — один из локапал хранителей сторон света, владыка Севера, популярный на Дальнем Востоке; одно из имён индуистского бога богатства Куберы; одно из главных божеств-хранителей Хотана. По традиции, сложившейся, как предполагают, в Хотане, у него тело жёлтого цвета, его атрибутами являются штандарт (или трезубец в правой руке) и мангуст, его ваханы конь или лев, в зависимости от функции, которую он выполняет. Вайшравана — предводитель якш.

Вáю — в индийской мифологии бог ветра; был включён в пантеон буддизма.

Bápa-мудра, вáрада-мудра — жест принесения дара: кисть опущенной (лежащей на колене) правой руки развёрнута ладонью наружу.

Вáруна — в индийской мифологии бог мировых вод, а также хранитель справедливости и судья; позднее функции его сужаются до управления водной стихией и хтоническим миром.

Вáхана — средство передвижения или троны божеств, «ездовое животное».

Винáя — свод нравственных заповедей, обетов, которые должны выполнять члены общины. Также первая часть Трипитаки буддийского канона.

Вирáсана («героическая поза») — сидячая поза: ноги согнуты в коленях, правая нога положена на левую.

Витáрка-мудра — жест поучения, наставления в учении, а также успокоения: кисть поднятой руки развёрнута наружу, большой и указательный пальцы сомкнуты, остальные направлены вверх.

Вихáра — культовая буддийская постройка, монастырские помещения — монашеские кельи, расположенные по периметру вокруг зала для молитв.

Вья́кхана-мудра — разновидность витарка-мудры, имеет тот же сакральный смысл.

Вэньшуши́ли — см. Маньджушри.

Гампóпа (1079-1153) — третий после Марпы (1012-1096) и Миларепы (1040-1123) иерарх тибетской школы кагью. Его ученики основали подшколы: черноша-

(458/459)
почную кармапа (с 1179 или 1189 г.) и красношапочную кагьюпа (с XIII в.). Свои наименования школы получили от цвета шапок иерархов.

«Гандавью́ха-сутра» — последняя, тридцать девятая глава «Аватамсака-сутры», издававшаяся как самостоятельное произведение. Повествует об отроке Судханакумаре (кит. Шаньцай тунцзы), который в поисках Учения посетил многих буддийских учителей. Пятьдесят третьим из них был бодхисаттва Майтрея, пятьдесят четвёртым — бодхисаттва Маньджушри. Отрок выслушал проповедь бодхисаттвы Самантабхадры, которая известна как «Обеты практики бодхисаттвы Самантабхадры» из «Аватамсака-сутры».

Гáнджур (Ганьчжур, Кагьюр) — тибетский канон, многотомный свод буддийских сочинений, переведённых с санскрита на тибетский и монгольский языки.

Гандхáра — древнее название области на северо-западе Индии (совр. Пакистан), где под влиянием эллинизма в первых веках нашей эры появились первые изображения Будды и бодхисаттв.

Ганч — белый вяжущий материал, получаемый обжигом камневидной породы, содержащей гипс и глину; применяется с древности для штукатурки, резного и лепного декора, скульптуры и как основа для росписи.

Гармоника — форма брошюровки дальневосточных и центральноазиатских рукописей в средние века. Применялась для удобства пользования длинными рукописями. Полоса бумаги складывалась в виде ширмы, створки которой образовывали подобие страниц.

Гридхракýта (кит. Лин цзю шань) — место, где Будда проповедовал «Лотосовую сутру».

Гуаньи́нь — см. Авалокитешвара.

Гýпта — династия в Индии, правившая одноимённым государством в 320-550 гг. и объединившая под своей властью всю Северную Индию; период правления Гупта считается золотым веком древнеиндийской культуры.

Дáкини — 1) в традиционной индуистской мифологии — демонические существа женского пола, злобные и вредоносные духи женского пола; 2) в учениях тантрических школ — спутницы богов и небожителей, символизирующие энергетический аспект их сущности (праджню). Несмотря на свой гневный и уродливый облик, считаются воплощением женского начала и почитаются как защитницы просветлённых и носительницы высшего знания. Могут изображаться обнажёнными, устрашающего облика, летящими по воздуху, в экстатическом танце.

Дáнджур (Танчжур, Тэнгьюр) — свод комментариев к тибетскому канону Ганджур, насчитывает в полном варианте двести двадцать пять томов, содержащих около трёх с половиной тысяч текстов.

Даоси́зм — религиозное и натурфилософское учение, возникшее в Древнем Китае и сохранившее свою культурно-историческую роль до настоящего времени. Основатель учения — Лао цзы, основные тексты — «Дао дэ цзин», «Чжуан цзы». Дао — путь, которому следует вся природа.

Дашичжи — см. Махастхамапрапта.

Джамбхала — одно из имен Вайшраваны.

Джáтака — жанр древнеиндийской литературы — короткий нравоучительный рассказ; в буддийской традиции — повествование о прежних рождениях Будды Шакьямуни. Всего насчитывается пятьсот сорок семь таких повествований.

Дикпáлы — божества индуистского пантеона, охраняющие восемь сторон света: Восток — Индра, его вахана слон; Юго-Восток — Агни, вахана — козёл; Юг — Яма, бык; Юго-Запад — Наиратта верхом на жёлтом антропоморфном

(459/460)
существе; Запад — Варуна на макара (фантастическом морском чудовище — полудельфине-полукрокодиле); Северо-Запад — Ваю (бог ветра) на антилопе; Север — Кубера на коне; Северо-Восток — Исана (Шива) на быке.

Доугýны — система деревянных балок и кронштейнов, поддерживающих крышу, которая использовалась в дворцовом и храмовом зодчестве Древнего Китая.

Дхáрани — сакральный текст, служащий для фиксации мысли во время медитации. Дхарани обычно длиннее мантр и могут включать последние в свой состав.

Дхáрма — «закон», «порядок», «норма» существования и развития как космоса, так и общества; учение Будды.

«Дхармапáда» (пали) — одна из важнейших канонических книг буддистов, содержит четыреста двадцать три поучения на морально-этические темы, изложенные в стихотворной форме и приписываемые самому Будде Шакьямуни.

Дхармапáла — «защитник закона», один из персонажей махаяны и ваджраяны.

Дхармачáкра — «колесо учения», символ учения Будды. Одна из важных деталей декора тибетских храмов. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. См. также чакра.

Дхья́на (кит. чань) — медитация, сосредоточение, концентрация сознания (самадхи, кит. саньмэй) на объекте созерцания как средство достижения освобождения от страданий и круга рождений в сансаре.

Дхья́на-мудра — жест медитации; у персонажа, сидящего в позе созерцания, кисти обеих рук сложены ладонями вверх одна на другой.

Дхья́ни-будда — в буддизме махаяны персонификация духовных сил, которыми обладают живые существа; почитаются пять дхьяни-будд: Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддха, Вайрочана.

Дэ́ва — в мифологии и фольклоре ираноязычных народов Среднего Востока злые духи; в индийской мифологии — благие, светлые боги.

Дэвáта — в индийской мифологии многочисленные небесные существа, божества, населяющие верхние миры.

Жуи́ жезл — в китайской символике символ счастья и благополучия в виде изогнутого жезла; верхняя его часть имеет форму гриба личжи, символа бессмертия. Преподносился императору, мудрецам, знати. Изготовлялся из бронзы, нефрита, дерева ценных пород.

Знамёна буддийские — иконы, живописные свитки на буддийские сюжеты, а также сшитые из шёлка треугольники, к основанию которых пришиты длинные ленты. Последние были подношениями прихожан и служили украшением храма.

Идáм — личный бог-покровитель, защитник отдельного верующего, или монастыря, или школы буддизма в ваджраяне.

И́ндра — в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов. Был включён в пантеон буддизма как один из дикпал. Изображается трёх- или тысячеглазым, синего цвета, его вахана — слон. Часто составляет пару Брахме.

Индрабхýти (Индрарýчи) — один из махасиддх.

Йога — особая техника медитации, обеспечивающая вхождение в состояние транса и отключение от любых раздражителей.

Йогачара — 1) школа эзотерического буддизма, основанная в IV в. Адептом этой школы был Сюань-цзан; 2) учитель или мастер этой школы.

Кагьюпá — школа тибетского буддизма, основана в XI в. Марпой, который получил учение от знаменитого индийца Наропы, который, в

(460/461)
свою очередь, был учеником махасиддха Тилопы, a тот получил учение от будды Ваджрадхары. Дальнейшая цепочка воспреемников учения в Тибете: Миларепа, Гампопа, Дусумкьеньпа.

Карика — древнеиндийская стихотворная форма, благодаря особому размеру (арья) удобная для суггестивно-афористического выражения мысли и лёгкого запоминания на слух. В период раннего средневековья часто использовалась для составления религиозно-философских трактатов (шастр), в том числе буддийских. Карики сопровождались прозаическим комментарием, разъясняющим содержание каждого афоризма.

Кáрма — сумма всех поступков человека, влекущая за собой череду повторных рождений; будущее рождение любого существа определяется тем, какие поступки — хорошие или плохие — он совершал в прошлой и настоящей жизни.

Кармапá — глава линии карма кагью, крупнейшей подшколы школы кагью тибетского буддизма; также см. Гампопа.

Кáшьяпа — последний из будд прошлого, предшествовавший «земному» Будде Шакьямуни.

Киннáра — в индийской мифологии существо с телом птицы и головой женщины. Подобно гандхарбам являются небесными музыкантами.

Колофóн — заключительные строки текста, в которых указываются имя автора или переписчика и некоторые другие сведения о произведении.

Кубéра — см. Вайшравана.

Кýндика (камáндалу) — ритуальные сосуды для разбрызгивания воды.

Кэ́сы — «резаные картины», техника изготовления безворсовых тканых китайских ковров (татка); выполнялись на маленьких ручных станках из шёлка-сырца (нити основы) и шёлка (нити утка). Название объясняется тем, что при создании отдельных деталей узора между рисунком и нитями основы получались просветы, как бы разрезанные ножом.

Леогри́ф — сказочное существо, полулев-полузмея.

Лёсс — осадочная горная порода, неслоистая, однородная, светло-жёлтого или палевого цвета.

Локапáла — в буддизме «защитники места» — владыки сторон света; см. также дикпалы, тянь ван.

Мадхья́мика — одна из школ буддизма, её тексты приписываются бодхисаттве Нагарджуне, переведены впервые на китайский язык Кумарадживой.

Майтрéя — будда грядущего мирового порядка. Согласно буддийским представлениям в настоящее время обитает в облике бодхисаттвы на небе Тушита, где ждёт своего часа, чтобы возродиться в мире людей; один из восьми великих бодхисаттв.

Мáндала — графическое, скульптурное или архитектурное символическое изображение Вселенной. В мандале круг вписан в квадрат, который, в свою очередь, вписан во внешний круг. Квадрат ориентирован по сторонам света и представляет собой «дворец», местообитание божества, которому посвящена мандала. По сторонам квадрата расположены ворота дворца, он разделён по цвету на четыре сектора, каждый из которых соответствует определённому будде созерцания. Адепт, созерцающий мандалу, в конечном итоге должен отождествить себя с центральным божеством и в дальнейшем действовать от его имени.

Мандóрла — сияние вокруг тела будды, чаще радужное, реже огненное.

Мáнтра — слова или слоги на санскрите, представляющие собой определённые заклинания, символизирующие энергии будды. Эта традиция была адапти-

(463/462)
рована буддизмом из ведической литературы. Длительное повторение мантр практикуется как одна из форм медитации. Мантры также являются средством защиты ума. В буддизме ваджраяны практика повторения мантр являлась неотъемлемой частью «тайного знания».

Маньджушри́ (кит. Вэньшушили) — один из восьми великих бодхисаттв, воплощение мудрости. Иконография в свитках китайского стиля и в тибетских тангка различна.

Мáра — персонификация разрушительных демонических сил; он и его воинство искушал Шакьямуни в то время, когда Будда был близок к просветлению. Сцены искушения — частый сюжет в буддийском искусстве.

Мáрпа — знаменитый переводчик, мирянин и учитель Миларепы. См. также Кагьюпа.

Махакáшьяпа — один из десяти великих последователей Будды.

Махапаринирвáна — «великий полный уход в нирвану», часто встречающийся в живописи и скульптуре сюжет, представляющий Будду на смертном одре.

Махаси́ддха — великие индийские тантрические мастера, ставшие известными за способность изменять мир явлений с помощью духовной силы.

Махастхамапрáпта (кит. Дашичжи) — один из великих бодхисаттв, функции которого близки к функциям Авалокитешвары. Обычно изображается в сценах «Явления Амитабхи» и «Встреч праведника в Чистой земле будды Амитабхи».

Махáяна — название северного направления буддизма, возникшего в I в. н.э. Идеалом махаяны стали бодхисаттвы, существа, достигшие просветления, но отказавшиеся от прекращения цепи перерождений и оставшиеся на земле, чтобы помочь всем живым существам достичь освобождения от уз сансары.

Миларéпа — великий тибетский поэт и йогин. См. Кагьюпа.

Мироболáн — плод, обладающий целебными свойствами; изображался на памятниках индийского происхождения над колоннами трона. Атрибут будды владыки врачевания.

Митхунá — в индийском искусстве изображение возлюбленных, восходящее к традиции изображать супружеские пары богов и царей.

Мýдра — положение рук, наделенное определённой символикой. В ваджраяне та или иная мудра является иконографическим признаком персонажей пантеона.

Нáга — в индийской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами.

Нагарáджа — в индуистской мифологии повелитель мифических существ — полулюдей-полузмей. Изображается как человек с капюшоном семиглавой кобры вокруг головы.

Нарóпа — знаменитый индийский учитель, ученик Тилопы, автор сочинений, некоторые из них были переведены на тангутский язык.

Несторианство — направление в христианском учении; получило название по имени первого проповедника, сирийского патриарха Нестора (IV в.). Широко распространилось на Востоке.

Нирвáна — высшая цель буддизма, особое состояние сознания. Вступление в нирвану предполагало полное устранение страстей, удерживающих сознание в сансаре. Нирвана устраняет страдания, освобождает от закона кармы, означает высшее запредельное существование духа.

«Ом-мани-падме-хум» — шестислоговая мантра бодхисаттвы Авалокитешвары («О! Жемчужина в цветке лотоса!»). Совокупность сакральных звуков,

(462/463)
составляющих слоги мантры, олицетворяет чистоту тела, речей и разума Будды. Широко используется тибетскими буддистами, так как помогает пробудить природу Будды.

Пáгода — см. ступа.

Падмапáни — одна из форм бодхисаттвы Авалокитешвары: у него две руки, в левой он держит цветок лотоса.

Падмáсана, поза лотоса — сидячая поза, то же что ваджрасана: ноги скрещены, стопы вывернуты пятками наружу.

Пáнчика — в индийской мифологии является прообразом Куберы (Вайшраваны), божества богатства.

Парамитá («запредельная мудрость») — свойство, присущее просветлённым (буддам и бодхисаттвам); в литературе махаяны также раздел канонизированных текстов, разъясняющих один из аспектов религиозной практики.

Паридхáна — часть одеяния бодхисаттв, узкое полотнище ткани, обернутое вокруг бёдер.

Пáтра — чаша для сбора монахом подаяния (обычно деревянная). Она обладает для буддистов особой ценностью, так как является символом самого Будды, и её нельзя содержать в небрежении.

Пóтхи — тип рукописной книги; представляет собой листы удлинённого формата, которые зажимаются между корешков (например, деревянных) либо с помощью тканой оболочки. Листы обычно или прошнурованы с левого края, или не скреплены между собой. Текст наносится на обе стороны листа вертикально или горизонтально в зависимости от вида письма.

Прадáкшина — ритуальный обход вокруг культовой постройки или священного изображения по направлению движения солнца, по часовой стрелке.

Прáджня — «мудрость», «понимание»; только обретение мудрости позволяет освободиться от страданий. Праджня персонифицируется в виде женской ипостаси различных божеств.

Праджняпарамитá — «высшая мудрость»; стержневой для буддизма махаяны раздел учения; персонифицируется в виде женского божества, атрибутом которой служит книга; также — название серии сутр, получивших широкое распространение в Восточном Туркестане.

«Праджняпарамитá-сутра» — наиболее ранняя из сутр махаяны, посвящённая праджняпарамите.

Прáкрит — среднеиндийский язык или диалект. Первая письменная фиксация пракритов — III в. до н.э.

«Прани́дхи» — обет смертного следовать учению Будды. В буддийской иконографии — особый жанр живописных или пластических произведений, сюжетно иллюстрирующих религиозную практику обретения «десяти сил бодхисаттвы» (истинной веры, истинного созерцания и др.).

Проповеди Будды относятся к периоду после просветления (в местечке Гайя). Будда проповедовал открывшиеся ему истины. Первую проповедь он произнёс в Сарнатхе близ города Варанаси (совр. Бенарес). Она знаменита тем, что, открыв истины первым ученикам, Будда «привёл в действие колесо закона». Эта проповедь запечатлена в «Дхармачакра правартана-сутре» («Приведение в действие колеса закона»). Последняя проповедь была произнесена в Кушинагаре, где Будда ушёл в нирвану. Слова Будды запечатлены в сутрах, записанных его учениками и последователями спустя много лет после Махапаринирваны.

Пуся́нь — см. Самантабхадра.

(463/464)

Путóу — форменная шапка китайских чиновников; её вид изменялся во время правления разных династий.

Рáкшас — в индуистской мифологии племя злых демонов, обитающих на Шри-Ланке.

Сáдхана — ритуал призывания божества, который сопровождается описанием его внешнего вида и визуализацией.

Сáкья-пáндит (1182-1251) — иерарх школы сакья, видный учёный и политический деятель, имевший большое влияние в ставке монгольских ханов и при китайском дворе.

Сакьяпá — название школы буддизма, происходящее от названия места и монастыря, основанного в 1073 г.

Самáдхи (кит. саньмэй) — состояние изменённого сознания, путь перехода от омрачённого сознания к сознанию просветлённому. Самадхи играет важную роль в большинстве буддийских школ.

Самантабхáдра (кит. Пусянь) — бодхисаттва мудрости и знания, один из восьми великих бодхисаттв.

Самвáра — см. Чакрасамвара.

Сáнгха — община буддийских монахов, одна из «трёх драгоценностей» буддизма: Будда, дхарма, сангха.

Сансáра — процесс непрерывных перерождений живых существ в шести мирах. Причиной сансары являются жажда жизни, жажда жизненных удовольствий, вызывающая «омрачение» сознания и влекущая за собой различные страдания (голод, болезни, неудовлетворённость, старость и смерть). Вторая причина пребывания человека в сансаре — действие закона кармы.

Сасани́ды — древнеиранская династия, правившая на Ближнем и Среднем Востоке в III-VII вв.

Тамгá — родовой знак у тюркских и некоторых других народов.

Си́ддха (санскр. «тот, кто достиг совершенства») — праведник, овладевший мистическими методами эзотерического буддизма.

Стýпа (кит. пагода, монг. — субурган) — сооружение буддийской архитектуры, выполняющее несколько функций: ступы-реликварии; ступы, построенные на памятных местах, связанных с жизнью Будды; ступы, построенные над погребениями монахов. В разных странах буддийского региона ступы имеют свою характерную форму и свою стилистику.

Субургáн — см. ступа.

Судханакумáра — см. «Гандавьюха-сутра». Изображается юным спутником Гуаньинь, Маньджушри и Самантабхадры.

Сукхавáти — Земля радости, Чистая земля будды Амитабхи.

Сумбýм — собрание сочинений того или иного тибетского автора.

Сýтра (санскр. «нить», «шнур») — тексты, составленные из проповедей Будды Шакьямуни, его изречений и рассказов; по форме представляют собой диалог Будды с одним или несколькими учениками на заданную тему. Были записаны учениками Будды или его последователями.

«Сутра о великой праджняпарамите», краткое название «Алмазная сутра» — свод сутр, состоящий из шестнадцати частей, общий объём которых составляет шестьсот свитков. Проповеди Будды Шакьямуни, собранные здесь, посвящены в основном понятию «пустота» (шуньята).

Тáнгка (тиб.) — свиток, написанный (или вытканный) на буддийские сюжеты.

Тáнтра — система практик, предназначенная для достижения нового уровня сознания человека; включает в себя письменные тексты, телесные и пси-

(464/465)
хические техники, а также ритуальные действия; одна из важнейших особенностей ваджраяны.

Тáра — женщина-бодхисаттва, защитница и покровительница.

Тилопа — знаменитый индийский махасиддха, живший примерно в 988-1069 гг. Своё учение ваджрадхары, изложенное им в трактатах, получил от будды Ваджрадхары. Основатель линии преемственности, из которой возникла тибетская школа кагью. Как и все сиддха, Тилопа владел сверхъестественными способностями.

Трипи́така (Типитака) — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды, на первом буддийском соборе. Долгое время передавалась устно, а в I в. до н.э. была впервые записана на языке пали. Позже появилась санскритская редакция — Трипитака. Именно она дошла до Центральной Азии, Китая и Японии. Состоит из трёх частей: сутры, Виная, шастры.

Тхеравади́нов школа — самая ранняя в буддизме, образована последователями Будды сразу после его смерти. Тхеравадины считают Будду земным существом, благодаря уникальным способностям достигшим просветления через пятьсот сорок семь перерождений. Тхеравадины — монашеская организация, они нетерпимо относились к малейшим отступлениям от принятых ими дисциплинарных правил и от ортодоксального истолкования образа жизни и поступков Будды.

Тянь ван — см. локапалы.

Тяньтай цзун — школа «Небесные террасы». Её основной текст — «Сутра о лотосе сокровенного закона» (кит. «Мяофа ляньхуа цзин», санскр. «Саддхармапундарика-сутра»). Эта сутра была и остаётся самым авторитетным произведением буддийской литературы. Содержит проповедь Будды Шакьямуни, в которой он объявил о возможности спасения всех живых существ и сообщил о своей скорой нирване.

Урнá — особый знак в виде небольшого бугорка, покрытого волосками, на лбу будды между бровями — один из признаков будд.

Ушни́ша — возвышение под волосами на темени, свидетельствующее о достижении просветления; входит в иконографию будд и бодхисаттв.

Хáдда — в III-V вв. крупный буддийский центр древней Гандхары (ныне на территории Афганистана); центр создания многочисленных рельефов и скульптур.

Хáмса — в индийской мифологии священная птица (лебедь или гусь), часто изображалась на перекладинах тронов.

Хиная́на — название южного направления буддизма, возникшего в конце IV — начале III в. до н.э. Главная цель хинаяны — личное спасение адепта, достижение им нирваны посредством личных усилий. Название дано последователями махаяны, так как они считали свой путь более универсальным.

Хтонические божества — божества, олицетворяющие силы природы.

Хуаянь цзун — школа, в основе учения которой была сутра «Хуаянь» («Сутра широкого распространения о величии цветка Будды», на санскрите «Aвaтамсака-сутра») — один из основных текстов махаяны. Центральная идея сутры состоит в том, что будда Вайрочана воплощает в себе все миры прошлого, настоящего и будущего.

Цзи́нту цзун — школа Чистой земли будды Амитабхи, ведущего направления буддизма на Дальнем Востоке, главными текстами которой были три сутры о Чистой земле.

(465/466)

«Цзиньгуанмин цзин» — китайское название «Сутры золотого блеска» (санскр. «Суварнапрабхаса-сутра»), обладающей свойством защищать человека и правителя государства, хранящих эту сутру.

Чáйтья — одна из культовых буддийских построек: храм в виде продолговатого зала с двумя рядами колонн и ступой, помещённой в закруглённом конце зала напротив входа; вокруг ступы верующие совершали ритуальный обход — прадакшину.

Чáкра — в брахманистско-индуистской символике — колесо, диск, символ солнца, а также боевой диск, атрибут бога Вишну. См. также дхармачакра.

Чакравáртин — идеальный монарх, распространяющий свою власть на всю цивилизованную территорию и обеспечивающий на ней совершенный религиозно-нравственный порядок; универсальный духовный владыка Вселенной.

Чакрасамвáра (Самвара) — наиболее важное божество из группы идамов в буддизме ваджраяны. Тантра Самвары, изучалась всеми школами буддизма, его культ был особенно почитаем в школах кагью и сакья.

«Четыре благородные истины» — основа учения Будды: 1) истина о страдании; 2) истина о возникновении страдания; 3) истина о прекращении страдания; 4) истина пути.

Чистая земля (см. также Амитабха) — согласно воззрениям махаяны и ваджраяны каждый будда имел свою Чистую землю. После смерти праведный верующий в перерождённом теле попадал в Чистую землю того будды, которого он просил принять себя. Возможны перерождения в облике бодхисаттвы, монаха и ребёнка.

Шáкья — в Древней Индии племя и государство в предгорьях Гималаев, на границе с Непалом; из племени шакьев вышел царевич Сиддхартха, основатель буддизма, получивший прозвание Шакьямуни — «мудрец из [племени] шакья».

Шакьямýни — будда, проповедовавший учение в Северной Индии в V-IV вв. до н.э.

Шáмбала — мифическая страна в труднодоступных районах Тибета, метафизический центр мира и место обитания царя мира. Жители этой таинственной страны знают законы управления природой и человечеством.

Шари́ра — реликвии, останки после кремации Будды.

Шáстра — жанр древнеиндийской теоретической и комментаторской литературы, предназначенный для образовательных целей.

«Шесть парамит» — запредельные совершенства, основное содержание духовных практик махаяны: даяние, нравственность, терпение, усердие, медитация, мудрость.

Шрáвак — ученик.

Шунья́та — учение махаяны об иллюзорности индивидуального «Я» и совокупность созерцательных практик, направленных на познание нереальности «Я».

Юйлинь ку — знаменитый комплекс пещерных храмов, стены которых покрыты росписями. Находится в совр. уезде Аньси провинции Ганьсу. Росписи китайского, тибетского и сино-тибетского стилей. Самые поздние относятся ко времени монгольского владычества на территории к западу от Хуанхэ, к XIII-XIV вв.

Яб юм — в тибетском буддизме сакральный символ единения мужского и женского начал. Символизирует союз в религиозной практике великого сострадания («отец») и мудрости («мать»). Воспринят от индуистских культов, широко внедрившихся в иконографию ваджраяны: иконы и статуи изображают мужское и женское божества, слившиеся в любовном объятии.

(456/467)

Я́кша — в индийской мифологии полубожественные существа хтонического происхождения, связанные с плодородием. Они являются слугами бога богатства Куберы (Вайшраваны) и входят в его свиту. В иконографии буддизма приобрели различные формы: иногда антропоморфные, иногда они изображаются с головами животных и птиц.

Я́ма — «владыка мёртвых», входит в группу дхармапал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги