главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание

Эпоха Меровингов — Европа без границ. Археология и история V-VIII вв. Staatliche Museen zu Berlin. Edition Minerva: 2007. [ каталог выставки ]

Эпоха Меровингов — Европа без границ.
Археология и история V-VIII вв.

// Staatliche Museen zu Berlin.
München: Edition Minerva. 2007. 592 с.

ISBN Museum 978-3-88609-569-8

ISBN Verlag 978-3-938832-18-9

 

М.Б. Щукин.

Готы и черняховская культура.

 

Наша выставка совсем не случайно открывается показом небольшого количества предметов так называемой черняховской культуры III-IV вв. н.э., около пяти тысяч памятников которой рассыпаны на огромной территории юга Восточной Европы — от Клужа в Румынии до Курска в России, практически через всю территорию Молдавии и Украины (См. статью Менгина «Эпоха Меровингов», илл. 2).

 

Предки многих знаменитых персонажей, фигурирующих в эпоху Переселения народов в Западной Европе, были выходцами из Северного Причерноморья. Это и предки короля остготов Алариха, разорившего в 410 г. Рим и взявшего в плен Галлу Плацидию, сестру императоров Восточной и Западной Римской Империи. Это и наследник Алариха Атаульф, женившийся в 414 г. в Нарбонне на Галле Плацидии, умерший в 415 г. в Барселоне и создавший предпосылки для возникновения королевства вестготов в Южной Галлии и Северной Испании со столицей в Тулузе. Далее, это и Теодорих Великий, король остготов, в 488 г. уведший свои войска и своих людей по инициативе византийского императора Зенона с Балканского полуострова и Подунавья в Италию, где и создал своё королевство. Он был женат на Аудофледе, сестре Хлодвига, знаменитого короля франков из рода Меровингов.

 

Вообще-то говоря, ещё более отдалённые готские предки упомянутых персонажей, ещё на 6-7 поколений ранее были по всей вероятности выходцами из Скандинавии. Историк готов Иордан, живший и писавший в середине VI в., пересказывает легенду готов о переселении их прародителей с острова Скандзы на кораблях к устью реки Вислы. Минуло пять поколений, и готы двинулись далее к юго-востоку, в земли Скифии, называвшиеся на их языке Ойум, к берегам Чёрного моря.

(56/57)

 

Эти процессы достаточно хорошо отражены и археологически. В начале I в. н.э. в Польском Поморье, между Вислой и Одером образуется новая археологическая культура, не похожая ни на предшествующие, ни на соседние, и имеющая ряд элементов общих со скандинавскими памятниками. Её называют вельбаркской культурой.

 

На рубеже II-III вв. наблюдается появление вельбаркских памятников в Белоруссии, на Украине, в Молдавии и даже в Добрудже. На поселении черняховской культуры у села Лепесовка на северо-западе Украины, некоторые материалы из раскопок которого демонстрируются на выставке, тоже есть вельбаркские элементы. Это две лепные миски с маленькими ушками-ручками. Одна из них украшена пиктографическими рисунками.

 

Достоверное присутствие готов вблизи берегов Чёрного моря и Нижнего Дуная впервые фиксируется письменными источниками в связи с событиями 238 г. Далее последовал почти тридцатилетний период почти ежегодных морских и сухопутных набегов на Балканы и Малую Азию. В набегах участвовали не только готы, но и другие племена — герулы, бораны, уругунды и карпы. Корабли готов и герулов переплывали Чёрное море, достигали Кипра и Родоса, грабили Коринф, осаждали Афины. Приблизительно в этот же период на территории нынешних Украины и Молдавии происходит формирование черняховской культуры.

 

В 269 г. варвары предприняли попытку вообще переселиться на Балканы, но это окончилось для них неудачей. Римская Империя понемногу начинала выходить из глубочайшего кризиса, в котором она находилась на протяжение почти всего III века. Но в 274 г. римляне вывели свои войска и выселили колонистов из провинции Дакия на территории нынешней Юго-Западной Румынии. Земли были предоставлены готам и тайфалам, археологически представленным комплексами находок типа Сынтана де Муреш.

 

Начинается новый этап готско-римских отношений, которые были юридически оформлены договором (foedus) с императором Константином Великим в 332 г. Готы обязывались не пропускать прочих северных варваров к берегам Чёрного моря и Нижнего Дуная, к границам Империи, они брались поставлять до 40 тысяч рекрутов в римскую армию и по призыву императора участвовать по необходимости в военных предприятиях Империи. Взамен готы получали выплаты в серебре, поставки продуктов и одежды.

 

Нижнедунайская граница стала прозрачной. Идёт обмен людьми, товарами, идеями. Можно даже сказать, что области черняховс-

(57/58)

 

Илл. 1. Сосуд с тремя ручками на высоком кольцевом поддоне из поселения Лепесовка. ГЭ, Санкт-Петербург, инв. №2701/380 (по I Goti 1994, 76 Илл. I.98).

Abb. 1. Dreihenklige Schüssel mit Standfuß aus der Siedlung Lepesowka. GE St.Petersburg, Inv. Nr. 2701/380 (nach I Goti 1994, 76 Abb. I.98).

Fig. 1. Three-handled pottery bowl with pedestal foot from the settlement of Lepesovka. GE St Petersburg, Inv.no. 2701/380 (after I Goti 1994, 76 fig. I.98).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Илл. 2. Сосуд из поселения Лепесовка. ГЭ, Санкт-Петербург, инв. №2701/413 (по I Goti 1994, 77 Илл. I.101).

Abb. 2. Schüssel aus der Siedlung Lepesowka. GE St.Petersburg, Inv. Nr. 2701/413 (nach I Goti 1994, 77 Abb. I.101).

Fig. 2. Pottery jar from the settlement of Lepesovka. GE St Petersburg, Inv. no. 2701/413 (after I Goti 1994, 77 fig. I.101).

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

кой культуры становятся как бы частью Империи. Отсюда расцвет черняховской культуры. На IV в. приходится наибольшее число поселений и могильников. Возрастает население. Освоены и «высокие технологии» своего времени — гончарный круг. Черняховская керамика по качеству не уступает античной, хотя и формы, и цвет иные (Илл. 1 и 2). Железные наральники позволяют поднимать тяжёлые почвы, вместо обычных для варва-

(58/59)

ров зернотёрок появляются небольшие жернова, такие же, какими римские легионеры пользовались во время походов. Находки обломков стеклянных сосудов есть почти на каждом поселении, целые сосуды — не редкость в погребениях. Вряд ли черняховцы изготавливали стекло самостоятельно, слишком сложная технология, больше похоже на то, что артели мастеров — выходцев из Империи — работали на варварских территориях, привозя с собой необходимое сырьё и изготавливая кубки во вкусе заказчиков.

 

Среди населения черняховской культуры были грамотные люди. На поселении Лепесовка есть черепки сосудов с греческими и руническими знаками (Илл. 3). Какая-то часть готов безусловно была христианами. Ещё в 325 г. митрополит Готии ставит свою подпись под документами Вселенского собора в Никее. В IV в. среди готов проповедовал арианское христианство молодой епископ полугот Вульфила («Волчонок»). Он перевёл для своей паствы Библию алфавитом из греческих и латинских букв, а для некоторых звуков придумал особые знаки. Позднее некоторые из них будут использованы просветителями Кириллом и Мефодием при создании кириллической письменности. Благодаря сохранившемуся списку Библии Вульфилы, мы знаем готский язык.

 

Известны нам и имена двух выдающихся правителей — короля остготов Германариха и судьи (iudex) вестготов Атанариха. Германарих прославился своими военными успехами. Воевал против герулов, осевших по всей вероятности где-то в низовьях Дона, затем против сильных своей многочисленностью северных соседей, протославян — венедов.

 

В это время вещи черняховского облика, фибулы-застёжки (Илл. 4), пряжки и прочее проникают далеко на северо-восток — в междуречье Волги и Оки и даже в Прикамье. Возможно, воюя с венедами, Германарих пытался оседлать путь выгодной торговли мехами, которые в Империи стали входить в моду.

 

Всё благополучие носителей черняховской культуры, этого конгломерата различных племён под эгидой готских королей, рухнуло в одночасье. В 70-х г. IV в. с востока обрушилось страшное нашествие безжалостных кочевников гуннов. Погиб престарелый Германарих, и его остготы подчинились власти завоевателей. Вестготы во главе с Атанарихом попытались сопротивляться на Днестровском рубеже, но были разбиты. Сам Атанарих бежал в Карпаты, а большая часть вестготов осенью 376 г. столпилась на берегах Нижнего Дуная и просила у императора Валента разрешения поселиться во Фракии или Мезии, на землях Империи в нынешней Болгарии.

 

Илл. 4. Серебряная фибула с подвязанной ножкой из поселения Лепесовка. ГЭ, Санкт-Петербург, инв. №2701/5 (по I Goti 1994, 75 Илл. I.93).

Abb. 4. Silberne Fibel mit umgeschlagenem Fuß aus der Siedlung Lepesowka. GE St. Petersburg, Inv. Nr. 2701/5 (nach I Goti 1994, 75 Abb. I.93).

Fig. 4. Silver brooch with folded over foot from the settlement of Lepesovka. GE St Petersburg, Inv. no. 2701/5 (after I Goti 1994, 75 fig. I.93).

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

Илл. 3. Фрагменты керамики с буквами греческого алфавита и рунами из поселения Лепесовка. ГЭ, Санкт-Петербург, инв. №2701/456, 2701/493-494 (по I Goti 1994, 75, Илл. I.95).

Abb. 3. Keramikfragmente mit griechischen Schrift zeichen bzw. Runen aus der Siedlung Lepesowka GE St. Petersburg, Inv. Nr. 2701/456, 2701/493-494 (nach I Goti 1994, 75 Abb. I.95).

Fig. 3. Pottery sherds bearing Greek characters or runes from the settlement of Lepesovka. GE St Petersburg, Inv. no. 2701/456, 2701/493-494 (after I Goti 1994, 75 fig. I.95).

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

(59/60)

 

Валент разрешил, но местные администраторы не сумели обустроить столь большое количество беженцев, они бедствовали, голодали, и не выдержали, взбунтовались. Против них были брошены лучшие силы римской армии. В 378 г. произошла знаменитая битва под Адрианополем, где готы-повстанцы наголову разбили римлян. Погиб и сам Валент. Готы, однако, не сумели распорядиться победой. Начались долгие блуждания вестготской армии-народа по Европе, вплоть до Италии, Галлии, Испании. Но это совсем другая история.

 

Что же касается черняховской культуры, то её памятники, поредев, продолжают существовать вплоть до середины V в., ведь остготы остались на своих местах под властью гуннов. Короли остготов будут сражаться на стороне гуннского царя Аттилы в знаменитой битве народов на Каталаунских полях в 451 г. Через два года Аттила умер, и подчинённые гуннам разные племена восстали. В 454 году повстанцы разбили гуннов при Недао и изгнали их из Среднего Подунавья обратно в Причерноморье и далее на восток. Тогда-то, вероятно, остготы, оставшиеся в Причерноморье, опасавшиеся мести гуннов, поспешили бежать на запад. Черняховская культура прекратила существование. Складывается новая картина мира, в Восточной Европе возникает ряд новых культурных образований.

 

Литература / Literatur / Bibliography.   ^

 

V. Bierbrauer, Archeologia e storia dei Goti dal I al IV secolo. In: I Goti. Ausstellungskatalog Mailand (Mailand 1994) 22-107.

P. Heather / J. Matthews, The Goths in the fourth century (Liverpool 1991).

Щукин М.Б. Готский путь. Готы, Рим и черняховская культура. Санкт-Петербург 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание