главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Военное дело номадов Центральной Азии в сяньбийскую эпоху. Новосибирск: НГУ. 2005. [ сборник ]

Военное дело номадов Центральной Азии
в сяньбийскую эпоху.

// Новосибирск: НГУ. 2005. 232 с. ISBN 5-943S6-254-0

 

Под ред. Ю.С. Худякова, С.Г. Скобелева.

 

аннотация: ]

В сборнике научных статей представлены материалы по наступательному и защитному вооружению кочевников Центральной Азии в первой половине I тыс. н.э. Для анализа привлечены и введены в научный оборот вещественные и изобразительные источники из археологических памятников, относящихся к сяньбийской культуре и другим кочевническим культурам, испытавшим влияние сяньбийцев в военной области. Рассмотрены предметы вооружения и изображения воинов из археологических комплексов, изученных на территории государственных образований, созданных сяньбийцами в северном Китае. Провед`н сравнительный анализ комплексов вооружения кочевых племен, живших в первой половине I тыс. н.э. в Саяно-Алтае. Дана оценка роли и значения сяньбийского периода в истории войн и военного искусства в кочевом мире степного пояса Евразии.

Сборник рассчитан на специалистов в области военной истории, оружиеведов, археологов и всех интересующихся боевым прошлым народов Центральной Азии.

 

Содержание

 

Введение. — 4

 

Худяков Ю.С., Юй Су-Хуа. Новые материалы по оружию дистанционного боя сяньби. — 7

Худяков Ю.С. Вооружение центрально-азиатских номадов в II-V вв. н.э. — 19

Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Изображения панцирных воинов на фресках Кызыла из Восточного Туркестана (по материалам исследований А. фон Ле Кока). — 56

Митько О.А. К вопросу о таштыкских кожаных колчанах. — 70

Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Военное дело сяньбийских государств северного Китая IV-VI вв. н.э. — 80

Горбунов В.В. Сяньбийский доспех. — 201

Скобелев С.Г. Предметы оружия дальнего боя из могильника Чегерак. — 225

 

 

 

 

 


 

Введение   ^

 

В течение последних трёх десятилетий изучение военного дела древнего и средневекового населения Сибири и Центральной Азии является одним из приоритетных направлений в сибирской археологической науке. К настоящему времени проанализировано и охарактеризовано вооружение и военное искусство населения Южной и Западной Сибири, Центральной Азии в периоды раннего и развитого бронзового века. Исследовано военное дело кочевников скифского времени в Минусинской котловине, Горном и Степном Алтае. Наибольшее внимание уделялось исследователями изучению комплексов вооружения и особенностям военного искусства кочевников хуннского времени, раннего и развитого средневековья в центрально-азиатском историко-культурном регионе. Подробно проанализированы, классифицированы и введены в научный оборот комплексы вооружения и реконструированы характерные особенности военного искусства хуннов, древних тюрок, уйгуров, енисейских кыргызов, кимаков, киданей, монголов и других кочевых этносов и культур Южной Сибири и Центральной Азии. Монографически исследовано вооружение средневекового населения таёжной зоны Западной Сибири, мохэ и чжурчженей Дальнего Востока. В последние годы активно исследуется военное дело центрально-азиатских номадов эпохи позднего средневековья. Для определения функциональных свойств ручного метательного оружия и защитного вооружения используются современные методы естественных наук, реконструкции доспехов и поражающих средств [1, с. 6].

 

Однако военное дело кочевых этносов и культур Центрально-Азиатского историко-культурного региона изучено неравномерно. Это обусловлено недостаточной изученностью или недоступностью для российских специалистов материалов из археологических раскопок и музейных коллекций в соседних азиатских странах.

 

Одной из наиболее актуальных для дальнейшего развития оружиеведения научных тем в настоящее время является изучение военного дела сяньбийцев и центрально-азиатских номадов в период их военного господства в рассматриваемом регионе. Важность данной темы обусловлена большой ролью, которую сыграли сяньбийцы в развитии тяжеловооруженной панцирной конницы, как особого рода войск, в кочевом мире в течение первой половины I тыс. н.э. Сяньбийцы способствовали широкому распространению наиболее совершенных для своего времени видов наступательного оружия ближнего боя, защитного вооружения и конского снаряжения. Исследование военного дела сяньбийцев в течение длительного времени сдерживалось недостаточной изученностью и недоступно-

(4/5)

стью материалов археологической культуры сяньби для российских специалистов, археологов и оружиеведов.

 

Первые попытки отнести к сяньбийской культуре на территории Забайкалья и Монголии отдельные памятники, датирующиеся концом I тыс. до н.э. — началом I тыс. н.э., отличающиеся по некоторым признакам от типичных хуннских комплексов, были неудачными.

 

Положение изменилось после того, как российским исследователям стали доступны археологические материалы из сяньбийских памятников, исследованных китайскими археологами на территории Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии. В составе сопроводительного инвентаря этих памятников были разнообразные предметы наступательного и защитного вооружения. В последние годы комплексы сяньбийской культуры были выделены Е.В. Ковычевым и О.А. Яремчук на территории Восточного Забайкалья [5, с. 69].

 

Изучение оружия из сяньбийских памятников позволило не только охарактеризовать комплекс вооружения сяньби, но и проследить особенности влияния господствующего этноса на другие вассальные кочевые племена в области военного дела. Отдельные сведения о находках сяньбийских стрел и деталей защитного доспеха приведены в книге М.В. Воробьёва [2, с. 223]. Особенности защитного доспеха сяньбийцев на материалах иконографии и археологии были рассмотрены М.В. Гореликом [4, с. 151, 159]. Анализ комплекса боевых средств, защитного вооружения и наступательного оружия проведен в работах Ю.С. Худякова и Юй Су-Хуа [9, с. 38-41]. Некоторые материалы из сяньбийских памятников, относящихся к панцирям и шлемам рассмотрены в работе К.И. Реца и Юй Су-Хуа [7, с. 49-50]. В этих трудах введен в научный оборот основной массив вещественных и частично иконографических источников о разных видах оружия, применявшихся сяньбийскими воинами в период военной гегемонии Сяньбийской державы в кочевом мире.

 

На основе исследования этих материалов были предприняты попытки выделить «сяньбийскую традицию» в изготовлении деталей защитных доспехов в кочевнических культурах Алтая [3, с. 53].

 

Задаче дальнейшего изучения военного дела сяньбийцев и других кочевых народов, обитавших на территории Центральной Азии и Саяно-Алтая в первой половине I тыс. н.э. посвящён настоящий сборник статей. В публикуемых статьях вводятся в научный оборот новые, не привлекавшиеся ранее материалы по вооружению дистанционного боя из раскопанных китайскими учеными памятников сяньбийской культуры с территории северо-восточного Китая, на основании которых появилась возможность более полно и всесторонне оценить роль и значение лука и стрел в составе комплекса вооружения сяньбийских воинов. Важным источником по военному делу сяньбийской эпохи являются иконографические материалы с территории северных китайских государств, во главе которых во второй четверти I тыс. н.э. находились династии сяньбийского происхождения,

(5/6)

придерживавшиеся традиций сяньбийской военной культуры вплоть до V в. н.э. Использование этих материалов существенно расширяет круг источников по военной истории и оружиеведению сяньбийской эпохи. Одним из регионов, на территории которого культуры и вооружение номадов первой половины I тыс. н.э. исследованы наиболее основательно, является Саяно-Алтай. Характеристика военного дела кочевников, носителей культур этого периода, ранее неоднократно привлекала внимание оружиеведов [8, с. 63-135]. Введение в научный оборот новых данных по вооружению и военному искусству номадов Южной Сибири II-V вв. н.э. и проведение сравнительного анализа этих данных с комплексом боевых средств сяньби откроет возможность для всесторонней оценки особенностей развития военного дела у разных этнических групп кочевого населения данного района и выявления степени сяньбийского влияния в военной сфере жизнедеятельности. В ряде статей анализируются и вводятся в научный оборот новые материалы по военному делу кочевников сяньбийской эпохи. Публикация этих данных имеет важное значение для восполнения имеющихся пробелов по военной истории кочевого мира Центральной Азии.

 

Приложения [видимо, д.б.: Примечания]   ^

 

1. Ведерников Ю.А., Худяков Ю.С., Омелаев А.И. Баллистика от стрел до ракет. Новосибирск, 1995.

2. Воробьёв М.В. Маньчжурия и восточная Внутренняя Монголия (с древнейших времён до IX в. включительно). Владивосток, 1994.

3. Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Ч. I. Оборонительное вооружение (доспех). Барнаул, 2003.

4. Горелик М.В. Защитное вооружение степной зоны Евразии и примыкающих к ней территорий в I тыс. н.э. // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1993.

5. Ковычев Е.В., Яремчук О.А. Погребальный обряд могильника Зоргол-1 // Население древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Материалы региональной археолого-этнографической студенческой конференции. Новосибирск, 2000. Т. III.

6. Коробейников С.Н., Худяков Ю.С. Анализ функциональных свойств защитного вооружения номадов Центральной Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. №4.

7. Рец К.И., Юй Су-Хуа. К вопросу о защитном вооружении хуннов и сяньби // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 2. Горизонты Евразии. Новосибирск, 1999.

8. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1986.

9. Худяков Ю.С., Юй Су-Хуа. Комплекс вооружения сяньби // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 2000. №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки