● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Центральная Азия: источники, история, культура. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию Е.А. Давидович и Б.А. Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2003 г.) М.: «Восточная литература». 2005. [ сборник ]

Центральная Азия: источники, история, культура.

/ Материалы Международной научной конференции, посвящённой
80-летию Е.А. Давидович и Б.А. Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2003 г.)

// М.: «Восточная литература». 2005. 800 с. ISBN 5-02-018443-8

 

Содержание

 

Вместо введения [Т.К. Мкртычев]. — 3

 

М.Б. Мейтарчиян. Центральная Азия. Источники, история, культура. Международная конференция, посвященная 80-летию Е.А. Давидович и Б.А. Литвинского. Москва, 2003. — 7

Библиография печатных работ Елены А. Давидович. — 20

Библиография печатных работ Б.А. Литвинского. — 33

 

П. Бернар. Тахт-и Сангин: подведение итогов. — 70

Е.В. Абдуллаев. Мани и платоники. — 73

В.П. Андросов. Проблемы перевода и истолкования в отечественной буддологии и индологии. — 81

Е.В. Антонова. Об останках животных в памятниках Бактрийско-маргианского археологического комплекса (БМАК). — 105

И.А. Аржанцева, О.Н. Иневакина. Еще раз о росписях Афрасиаба: новые открытия, которым четверть века. — 118

Н.С. Байтматова. Заметки к сводчатой архитектуре Средней Азии (IV-III тыс. до н.э. — VIII в. н.э.). — 145

А.С. Балахванцев. Старая Ниса: хронология и интерпретация. — 172

С.Я. Берзина. Стеклянный медальон из Самарканда. — 191

John Boardman. The Oxus Treasure Scabbard in London: A Closer Look. — 205

С.Б. Болелов. К вопросу о южных и юго-западных связях Хорезма во второй половине I тысячелетия до н.э. по археологическим данным (древнехорезмийский археологический комплекс). — 215

М.А. Бубнова, М.С. Шемаханская. Металл Памира. — 235

Н.М. Виноградова. Поселение Кангурттут — земледельческий памятник эпохи поздней бронзы в Юго-Западном Таджикистане. — 242

П.Г. Гайдуков, А.А. Молчанов. Новые находки куфических монет в Ильменском Поозерье. — 266

З.С. Галиева, О.И. Иневаткина. Исторический ландшафт Самаркандского Согда (на примере долины Дурменсая). — 275

М.А. Дандамаев. Камбиз — царь Вавилона. — 292

Devin DeWeese. The Yasavī Order and the Uzbeks in the Early 16th Century: The Story of Shaykh Jamāl Ad-Dīn and Muḥammad Shïbānī Khān. — 297

T.A. Денисова. О некоторых приёмах исследования малайских арабографических хроник. — 311

Г.И. Джапаридзе. По поводу одного сообщения «’Аджа’иб ад-дунйа» (Айюбидское посольство в Грузии). — 332

В.А. Завьялов. Подражания и инновации в кушано-сасанидской керамике. — 340

Pierfrancesco Callieri. The Sakas in Afghanistan: Evidence from the Glyptics. — 359

Г.А. Кошеленко, В.А. Гаибов. Александр Македонский побеждает при Иссе. — 365

Е.Е. Кузьмина. К вопросу о современном состоянии проблемы происхождения индоиранцев. — 383

Голиб Курбанов. Золотые монеты (ашрафи) Шейбанидов конца XVI в. в коллекции Университета Тюбингена (Германия). — 412

Г.М. Курпалидис. Сочинение Мухаммада ибн Ахмада ал-Кураши «Ма’лим ал-курба фи ах̣кāм ал-хисба» («Верные указатели относительно заповедей по [устройству] дела мухтасиба») как важнейший источник по практической деятельности мухтасиба второй половины XIII — первой четверти XIV в. — 419

И.Л. Кызласов. Особенности тюркской рунологии (см. файл на academia.edu). — 427

Л.Р. Кызласов. Тюркско-иранское культурное и языковое взаимодействие в его историческом освещении. — 450

Jeffrey D. Lerner. Greek Ceramic Period IV of Aï Khanoum. — 464

Giro Lo Muzio. On a Buddhist Subject in the Paintings of Kara Tepe (Old Termez). — 477

Т.К. Мкртычев, Дж.Я. Ильясов. Терракотовые плакетки из Тохаристана (см. файл на academia.edu). — 497

Aleksandr Naymark. Isma‘il Samani and the People of Varakhsha; or, Why the Bukhar Khuda Palace did not Become a Mosque. — 524

Е.Е. Неразик. Древние города Хорезма и пути их развития (IV в. до н.э. — IV в. н.э.). — 543

В.Н. Пилипко. Заметки о ранних Аршакидах. — 562

М.Н. Погребова, Д.С. Раевский. Звериный стиль скифской эпохи как lingua franca евразийских степей. — 578

Н.В. Полосьмак, Л.П. Кундо. Пазырыкцы в поисках красного цвета. — 589

И.В. Пьянков. Социальный строй древнеземледельческих народов Средней Азии (опыт исторической реконструкции). — 600

В.А. Ранов, А.Г. Амосова. Некоторые итоги исследования нижнепалеолитической стоянки Кратау. — 621

Э.В. Ртвеладзе. Буддийские памятники Кампыр-тепа (к вопросу о времени проникновения буддизма в Северную Бактрию). — 640

Н.И. Сериков. Необычный путеводитель по Ирану (В.В. Бартольд и его читатели). — 652

Н.М. Смирнова. О ранних подражаниях монетам Евкратида. — 664

B.C. Соловьёв. Н.А. Маев — первый русский исследователь Восточной Бухары. — 681

Domenico Faccenna. Un particolare tipo di cotta, a scaglie semicircolari rivolte in alto (a scaglie inverse), nei rilievi gandharici. — 692

Henri-Paul Francfort. Note on the “Acrobat and Bull” Motive in Central Asia. — 711

Richard N. Frye. Archaeology and Numismatics in Recovering the Past. — 717

Frank L. Holt. The Problem of Poseidon in Baktria. — 721

Л.А. Чвырь. Шаманство и ислам у уйгуров Синьцзяна. — 727

М.С. Шемаханская. Этапы производства металлов на территории Бактрии-Тохаристана — от бронзы к полиметаллическим сплавам с цинком. — 748

Г.В. Шишкина. Сооружение у стен Исбискета. — 755

Л.Т. Яблонский. Археолого-антропологическая гипотеза к проблеме формирования культур сакского типа. — 776

 

Список сокращений. — 792

 


 

Вместо введения.   ^

 

В среде историков, востоковедов, археологов, нумизматов, занимающихся Центральной Азией, представлять супружескую пару — Елену Абрамовну Давидович и Бориса Анатольевича Литвинского нет необходимости. Им посвящены биографические очерки, статьи в энциклопедиях и справочниках, они хорошо известны в мировых научных кругах. За свою жизнь им удалось сделать очень много. Будущим историографам предстоит большая работа, которая по охвату материала может стать темой (конкретнее, двумя темами) для научных работ, тем более что Елена Абрамовна и Борис Анатольевич продолжают писать и много публикуются.

 

Цель этой небольшой статьи — не подробные биографии юбиляров или оценка их научных заслуг. Хочется просто отметить некоторые моменты их жизни, вспомнить их высказывания и сделать это для того, чтобы Елена Абрамовна и Борис Анатольевич знали о нашем восхищении ими.

 

Их научная деятельность начиналась на кафедре археологии Средней Азии Среднеазиатского государственного университета, которую возглавлял М.Е. Массон. Строгий и необыкновенно требовательный, он особо выделял Елену Абрамовну, которая была его любимой ученицей. Про неё скупой на похвалы Михаил Евгеньевич говорил: «Мал золотник, да дорог». Студенческая юность юбиляров пришлась на годы войны. Мягкий по натуре, совсем штатский, Борис Литвинский был мобилизован и стал командиром взвода автоматчиков. Он прошёл с боями до подступов к Берлину, где был тяжело ранен. Находясь на излечении в госпитале, лейтенант Литвинский очень сокрушался, что ему не довелось побывать в Берлине. Разве мог он тогда подумать, что много позднее проведет немало времени в этом городе — в его музеях и научных учреждениях, прежде всего в библиотеке Германского археологического института.

 

Вернувшись после демобилизации в Ташкент, Борис Анатольевич с некоторым отставанием от Елены Абрамовны закончил учёбу на кафедре, при которой остался работать лаборантом. Трудно себе представить, как в послевоенные годы, когда не было самого необходимого, люди занимались археологией. Между тем М.Е. Массон в те годы возглавлял одну из крупнейших для конца 40-50-х годов среднеазиатских археологических экспедиций — Южно-Туркменскую археологическую комплексную экспедицию (ЮТАКЭ). Один из поворотных моментов в судьбе Б.А. Литвинского и Е.А. Давидович связан как раз с работой в этой экс-

(3/4)

педиции. Осенью 1948 г. Елена Абрамовна, начальник отряда, работавшего на городище Старая Ниса под Ашхабадом, открыла новое помещение в так называемом «квадратном доме». В нём на суфе была обнаружена коллекция ритонов из слоновой кости. Уже после извлечения ритонов, в чём принимал участие и Борис Анатольевич, и их первоначальной реставрации, когда стало ясно, что находка ритонов представляет уникальную страницу в истории эллинистического искусства, М.Е. Массон передал дальнейшие раскопки объекта другим археологам. Елене Абрамовне не было предложено опубликовать хотя бы историю обнаружения ритонов.

 

Конфликт между учителем и учениками неожиданно разрешился, и при этом счастливым образом для соседней республики. В это время в Душанбе один из крупнейших отечественных востоковедов — Александр Александрович Семёнов по решению правительства создавал Институт истории и археологии им. А. Дониша, куда он пригласил из Ташкента опальную супружескую чету. Так Борис Анатольевич возглавил Сектор археологии и нумизматики в новом институте и волею судеб фактически продолжил дело основателей археологии Таджикистана — А.И. Тереножкина, А.Ю. Якубовского. Елена Абрамовна замещала своего мужа на посту заведующего Сектором во время его многочисленных археологических экспедиций, проводившихся по всему Таджикистану и длившихся почти по полгода. Несмотря на различные сложности (финансовые, организационные, кадровые и пр.), сектор, которым руководил Борис Анатольевич, успешно проводил археологическое изучение Таджикистана, открывая доселе неизвестные страницы в древней истории этого региона. Круг интересов Бориса Анатольевича был необычайно широк — от могильников эпохи бронзы и раннежелезного века до мусульманской архитектуры. В отличие от мужа, Елена Абрамовна исследовала письменные источники эпохи древности и средневековья, но с начала 60-х годов сконцентрировала свои интересы на нумизматике и метрологии.

 

Тихая столица маленькой среднеазиатской республики в то время была местом, где жили многие крупные исследователи Центральной Азии. Профессионалы высочайшего уровня и яркие личности, они тесно общались между собой и вне рабочей обстановки. Люди ходили друг к другу в гости, слушали музыку, собирались на застолья, которые сопровождались разговорами не только о науке, но и о новинках литературы. Сочетая в себе женское обаяние, фейерверк остроумия и мужской ум, Елена Абрамовна была душой этого общества. Многие из эпизодов тех лет теперь уже превратились в «народные предания», а часть из них необходимо записать, чтобы последующие поколения учёных знали, какими живыми, жизнерадостными людьми были авторы классических трудов.

 

В начале 70-х годов Б.А. Литвинский и Е.А. Давидович переезжают в Москву, куда их приглашает на работу директор Института востоковедения Б.Г. Гафуров. В Институте востоковедения Борис Анатольевич возглавил Сектор древностей и средневековья Отдела Советского Востока, а Елена Абрамовна — Сектор исторического источниковедения.

 

По существу, в Москве начался качественно новый этап в научном творчестве супругов. Прекрасно понимая, что для вынесения каких-либо оценок работам юбиляров необходимо быть специалистом во всех исследуемых ими областях,

(4/5)

что сейчас не под силу ни одному даже крупному учёному, я ограничусь главным впечатлением, которое складывается из изучения их книг, встреч и разговоров с ними.

 

Борис Анатольевич и Елена Абрамовна в полной мере использовали возможности Москвы как информационного и научного центра. На протяжении многих лет Б.А. Литвинский возглавлял научный семинар, который собирал на свои заседания цвет отечественного востоковедения и археологии. Под его началом сформировалась целая плеяда исследователей, круг интересов которых мог быть самым разнообразным, неизменным была научная новизна и высочайший профессионализм в работе.

 

В Институте востоковедения Борис Анатольевич организовал Южно-Таджикистанскую археологическую экспедицию (ЮТАЭ), в которой участвовали также Академия наук Таджикистана и Государственный Эрмитаж. Раскопки, которые осуществляла экспедиция, принесли много замечательных открытий. Исследования и публикации материалов осуществлялись как самим Б.А. Литвинским, так и его сотрудниками. Опубликованные книги и статьи обогатили историческую науку. Борис Анатольевич был избран академиком АН Таджикистана и иностранным членом старейшей академии в Европе — Академии Национале дей Линчей (Италия). Была начата публикация воистину эпохальных открытий на храме Окса. За два первых тома блестящего исследования материалов раскопок этого памятника Академия надписей и изящной словесности (Франция) присудила Борису Анатольевичу премию Р. Гиршмана. Сейчас юбиляр завершает работу над третьим томом «Храма Окса». Совсем недавно в Италии вышло полное издание материалов раскопок одного из выдающихся памятников ранесредневекового буддизма — монастыря Аджина-тепа. Вместе с Борисом Анатольевичем соавтором этой книги является его ученица Тамара Ивановна Зеймаль. Наряду с материалами книга содержит наиболее подробный очерк истории буддизма в Средней Азии.

 

Работоспособность и энциклопедичность интересов Бориса Анатольевича поражают воображение. Во многих библиотеках мира хорошо помнят человека, «похожего на Будду», как точно было замечено кем-то из индийцев. Всем известна его тщательнейшая проработка литературы по рассматриваемому им вопросу: ему доводилось разрезать страницы в малоизвестных востоковедных изданиях начала XX в. в крупнейших европейских библиотеках. Никто до него на протяжении почти столетия не открывал эти работы.

 

Составленными им библиографиями можно пользоваться как справочными изданиями по множеству вопросов истории, археологии и искусства Центральной Азии. Вряд ли кто-то сейчас сможет подсчитать количество его учеников. Свои выступления в качестве оппонента на защитах различного уровня Борис Анатольевич превращал в интереснейшие лекции, нередко значительно превышавшие регламент. Однако жалоб на длительность выступлений мне никогда не доводилось слышать. Деликатность и твердость, отличающие Б.А. Литвинского как рецензента, — редко сочетающиеся в научном мире качества.

 

Елена Абрамовна научными достоинствами ни в коей мере не уступает своему титулованному супругу. Она умеет проанализировать источник как никто

(5/6)

другой: в письменных источниках — обнаружить лакуны и ошибки, в нумизматических — бесценные сведения по политической истории. Но главное — Елена Абрамовна воистину «подняла целину», когда на базе комплексного использования всех доступных источников (монет, кладов, документальных и нарративных источников) исследовала развитие монетной политики и особенности денежного обращения в Средней Азии за одиннадцать столетий (VIII-XVIII вв.). И при этом разработала для такого типа исследования целый ряд новых методов. Высокая требовательность к своим работам сочетается у неё с доброжелательностью к работам молодых исследователей.

 

Вокруг Елены Абрамовны всегда собирались и собираются люди, отличающиеся живым умом и неподдельным интересом к науке. Она является не только катализатором научных идей, но и своеобразным камертоном, точно определяющим фальшивые ноты как в научных концепциях, так и в отношениях между людьми. Именно она организовала Бартольдовские чтения: тематические Всесоюзные конференции (1973-1992), посвящённые наименее изученным вопросам мусульманского средневековья. Эти конференции не только воздали должное заслугам В.В. Бартольда, но и стали школой для целого поколения отечественных востоковедов. Остались и «памятники» Бартольдовских чтений — тематические сборники статей, в которых содержатся новые материалы и исследования.

 

Елене Абрамовне принадлежит одна фраза, интонации в которой раскрывают современное состояние науки: «Есть Наука, и есть „наука”». Два совершенно разных мира. Один — объёмный и многогранный, живой и сейчас вообще-то очень больной. И другой — паразитирующий на этом высоком имени, использующий его для дел, крайне мало относящихся к науке.

 

Кризису в отечественной науке и девальвации звания ученого Елена Абрамовна противопоставила свою позицию умного, ироничного человека. Ею была создана своя, домашняя академия, в которой существует устав, осуществляется приём членов, проводятся заседания. Деятельность академии представляет собой живое общение людей (академиков) за столом, который украшает плов, приготовленный руками её основательницы. Знатоки-академики подтвердят, плов — первоклассный.

 

Яркий жизненный путь, огромный вклад в науку, десятки учеников и последователей — это не жизненный итог, это большие вехи большого юбилея замечательных ученых и прекрасных людей, Елены Абрамовны Давидович и Бориса Анатольевича Литвинского. Я уверен, что нам предстоит прочитать ещё много новых научных работ юбиляров и, Бог даст, принять участие в заседаниях академии Елены Абрамовны, где, конечно, будет плов, разговоры про жизнь и науку.

 

Как сказала однажды Елена Абрамовна, «и казалось, что жизнь будет продолжаться вечно».

 

Доктор искусствоведения

Т.К. Мкртычев


 

Список сокращений.   ^

 

АДД — Автореферат докторской диссертации

АО — Археологические открытия

APT — Археологические работы в Таджикистане. Сталинабад, Душ.

БКИЧП — Бюллетень Комиссии по изучению четвертичного периода. М.

БСЭ — Большая Советская Энциклопедия. М.

ВДИ — Вестник древней истории. М.

ГИМ — Государственный исторический музей

ГМВ — Государственный музей Востока

ГМИНВ — Государственный музей искусства народов Востока

ГЭ — Государственный Эрмитаж

Докл. — Доклады

ЗВОРАО — Записки Восточного отделения (Имп.) Русского археологического общества. СПб., Пг.

ИА — Институт археологии АН СССР; РАН

ИИ — Институт искусствознания им. X. Хамзы

ИИАЭ — Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан

ИИМК — Институт истории материальной культуры

ИИЯЛ — Институт истории, языка и литературы

ИМКУ — История материальной культуры Узбекистана. Таш.

ИООН — Известия Отделения общественных наук АН ТаджССР. Сталинабад, Душ.

ИРГО — Известия Русского географического общества. СПб.

ИТН — История таджикского народа. М., 1963

КАЭЭ — Киргизская археолого-этнографическая экспедиция. М.

КСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССР. М.

КСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М.-Л., М.

КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии им. М.М. [Н.Н.] Миклухо-Маклая АН СССР. М.-Л., М.

МАИКЦА — Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии

MAP — Материалы по археологии России. СПб.

МАУ — Материалы по архитектуре Узбекистана. Таш.

МАЭ — Музей антропологии и этнографии АН СССР; РАН

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. М.

МИАР — Материалы и исследования по археологии России. М.

МКАЭН — Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М.

МКТ — Материальная культура Таджикистана. Душ.

МХЭ — Материалы Хорезмской экспедиции. М.

(792/793)

НАА — Народы Азии и Африки. М.

НЭ — Нумизматика и эпиграфика

OAK — Отчеты археологической комиссии

ОНУ — Общественные науки Узбекистана. Таш.

ПВ — Проблемы Востока. М.

ПДИЕ — Памятники древней истории Евразии. М., 1975

ПИФК — Проблемы истории, филологии, культуры

РА — Российская археология. М.

РАН — Российская академия наук

СА — Советская археология. М.

САГУ — Среднеазиатский Государственный университет

САИ — Свод археологических источников. М.

СМАЭ — Сборник музея археологии и этнографии

СТ — Советская тюркология. М.

СТАЭ — Согдийско-Таджикская археологическая экспедиция

СЭ — Советская этнография. М.-Л., М.

ТАЭ — Таджикская археологическая экспедиция

ТД — Тезисы докладов

ТДК — Тезисы докладов конференции

Тез. — Тезисы

Тр. — Труды

ТТАКЭ — Труды Термезской археологической комплексной экспедиции. Таш.

ТХАЭЭ — Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.

ТЮТАКЭ — Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Аш., М.-Л.

УСА — Успехи среднеазиатской археологии. Л.

ХАЭЭ — Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция

ЭО — Этнографическое обозрение

ЭПИЦАД — Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М., 1981

ЮТАКЭ — Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция

ЮТАЭ — Южно-Таджикистанская археологическая экспедиция

 

AJA — American Journal of Archaeology

AJN — American Journal of Numismatics

AMI — Archäologische Mitteilungen aus Iran. B.

AMIT — Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. B.

AOH — Acta orientalia Academiae scientiarum hungaricae. Budapest

AOr — Arhiv Orientální. Praha

BEFEO — Bulletin de l’École française d’Extrême-Orient. Hanoï (Paris-Saïgon)

BSOAS — Bulletin of the School of Oriental (and African) Studies. London Institution (University of London)

CHI — The Cambridge History of Iran. L.

CQ — Classical Quarterly

CRAI — Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-lettres. P.

DAI — Deutsches Archäologische Institut

ECUIE — Early Contacts between Uralic and Indo-European: Linguistic and Archaeological Considerations

EIr — Encyclopaedia Iranica. N.Y.

EW — East and West. Rome

IB IASCCA — Information Bulletin of the International Association for the Study of Cultures of Central Asia. Moscow

(793/794)

IsIAO — Istituto Italiano per l’Africa e l’Oriente. Roma

JA — Journal asiatique. P.

JAOS — Journal of the American Oriental Society. New York-New Haven

JIAS — Journal of Indo-European Studies. Ann Arbor

JRAS — Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. L.

MDAFA — Mémoires de la Délégation archélogique française en Afghanistan. P.

MDAI — Mémoires de la Délégation archéologique française en Iran. P.

PPM — Papers of the Peabody Museum of American Anthropology and Ethnology. Harvard University

RE — Pauly’s Real-Enzyklopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart

SAA — South Asian Archaeology

SRAA — Silk Road and Archaeology. Kamakura

WZKM — Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes

ZDMG — Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Lpz., Wiesbaden

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки