● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Золотые олени Евразии. Каталог выставки в Гос. Эрмитаже, СПб, 18 октября 2001 года — 20 января 2002 года. СПб: «Славия». 2001. [ каталог выставки ]

Золотые олени Евразии.

Каталог выставки в Гос. Эрмитаже, СПб, 18.X.2001 г. — 20.I.2002 г.

// СПб: «Славия». 2001. 248 с. ISBN 5-88654-154-3

 

Содержание

 

М.Б. Пиотровский. Олени Эрмитажа и Филипповки. — 6

 

Кочевники Евразии: история и археология.

А.Ю. Алексеев (Санкт-Петербург). Скифы — азиаты и европейцы. — 12

Л.С. Марсадолов (Санкт-Петербург). Кочевники Алтая, Казахстана, Тувы. — 18

Е.Ф. Королькова (Санкт-Петербург). Сарматы — властители степей после скифов. — 24

 

Филипповские курганы.

А.Х. Пшеничнюк (Уфа). Филипповские курганы в центре скифского мира: открытие и исследования. — 26

P.M. Юсупов (Уфа). Палеоантропологическая характеристика ранних кочевников Южного Урала по материалам Филипповских курганов. — 38

 

Культы и ритуалы.

Л.К. Галанина (Санкт-Петербург). Конные стрелки, их боги и обычаи. — 40

Е.Ф. Королькова (Санкт-Петербург). Всадники степей. — 42

Л.С. Марсадолов (Санкт-Петербург). Образ оленя на заре скифской истории. — 44

Е.Ф. Королькова (Санкт-Петербург). Ритуальная посуда кочевников. — 48

В.К. Фёдоров (Уфа). Костяные ложечки и деревянная посуда кочевников в культе Сомы/Хаомы. — 52

 

Реставрация находок из Филипповских курганов.

А.И. Бантиков (Санкт-Петербург). Реставрация, реконструкция и научно-техническая экспертиза находок из Филипповских курганов. — 54

 

Каталог.

 

Часть 1. Филипповские курганы и сарматы Поволжья и Предкавказья.

Е.Ф. Королькова (Санкт-Петербург). Филипповские курганы и звериный стиль. — 64

Кат. №1-148; авторы каталога: №1-120, 122-135, 137-139 — А.Х. Пшеничнюк, №121, 136, 140-143 — Е.Ф. Королькова, №144-147 — И.П. Засецкая, №148 — Е.И. Оятева.

 

Часть 2. Кавказ и Северное Причерноморье.

Л.К. Галанина (Санкт-Петербург). Скифское искусство Северного Причерноморья. — 164

Кат. №149-180; авторы каталога: №149-151 — Я.В. Доманский, №152-154, 161-167 — Л.К. Галанина, №155, 156, 159 — Е.В. Власова, №157, 158, 160 — Л.А. Некрасова, №168-180 — А.Ю. Алексеев.

 

Часть 3. Курганы Алтая и Центральной Азии.

Л.Л. Баркова (Санкт-Петербург). Культура кочевников Алтая и искусство звериного стиля. — 204

Кат. №181-210; авторы каталога: №181, 186, 188-208 — Л.Л. Баркова, №182-185, 187, 209 — Л.С. Марсадолов, №210 — М.П. Завитухина.

 

Часть 4. Скифские древности Сибири.

М.П. Завитухина (Санкт-Петербург). Минусинская художественная бронза и древности из Сибирской коллекции Петра I. — 232

Кат. №211-224; авторы каталога: №211-213 — Л.С. Марсадолов, №214-224 — М.П. Завитухина.

 

Принятые сокращения. — 244

Библиография. — 244

 


 

Олени Эрмитажа и Филипповки.   ^

 

Олень давно стал символом скифской культуры и знаком научной проблемы, называемой «скифы».

 

Олень из Костромской, один из официальных знаков Эрмитажа, всегда напоминает нам о стремительности скифов и о молниеносной красоте художественного стиля, ими созданного.

 

Олени Пазырыкского ковра — это вечная загадка — спор о том, где, когда и зачем эти ритмичные фигуры вытканы. Между ними — множество изображений и образов, целый мир красоты и целый мир учёности, романтичной и увлекательной.

 

Олени из Филипповки ворвались в этот ряд, приковав к себе внимание учёных, а теперь и любителей красоты во всем мире. Они сразу напоминают об относительности терминологии и хронологии, разделяющих скифов и сарматов. Они несут в себе тайну своей функции и тайну времени своего создания. Они приостанавливают стремительный бег звериного стиля, придавая ему пазырыкскую древнюю солидность. Окружающие их вещи — тоже удивительные красотой своей — оказываются ещё и пиршественным угощением для любителей археологических теорий и реставраторских изысков.

 

Наука получила удивительный памятник и уже включила его в ткань евразийской истории. Донести его до более широкого круга людей, которые науку воспринимают через красивое, оказалось не так просто. Много лет филипповские находки провели вдали от широкого зрителя, от мировых учёных и художественных сфер.

 

История создания выставки, которая открывается в Эрмитаже, побывав уже в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и в Палаццо Реаль в Мадриде, красиво назидательна. Она ярко показывает, как международными усилиями создаётся важное евразийское культурное событие. Уфимские археологи доверили Эрмитажу реставрировать филипповские находки. Мы очень благодарны Раилю Кузееву, Роберту Нигматуллину, Анатолию Пшеничнюку и их коллегам из Академии наук Республики Башкортостан, которые приняли и одобрили идею провести «мировую премьеру» филипповских находок с помощью классического эрмитажного материала, уже знаменитого во всем мире.

 

Реставраторы совершили своё обычное чудо. Олени ожили и рассказали нам о том, каким образом их создали древние мастера. На мечах засверкала тончайшая инкрустация. Накладки на сосуды заговорили об их содержимом. Все эти отреставрированные шедевры встали в один ряд с эрмитажными коллекциями, представляющими как «древних» сибирских скифов, так и «молодых», причерноморских.

 

Музей Метрополитен давно хотел показать ещё раз скифские шедевры из Эрмитажа, когда-то произведшие в Америке огромное впечатление. Однако на сей раз мы вместе решили показать не только известное, но и абсолютно новое. Американские и российские коллеги с увлечением работали над выставкой и исследовательским каталогом. Яркое событие науки и музейной жизни — достойный итог совместной работы многих учёных. Мы благодарны энтузиазму Филиппа де Мотебелло, Джоан Аруз, Пруденс Харпер и многих других.

 

Громкий успех выставки в Музее Метрополитен стимулировал просьбу итальянских коллег, и она, вместо того, чтобы переехать в Петербург, оказалась в Милане.

(6/7)

Увлечённость блеском золота (выставка так и называлась «Оро» — «Золото») не уменьшила её научного значения, но придала ей особый романтический оттенок. Возник эффектный диалог эстетики и истории. Мы были рады работать над выставкой вместе с Леонардо Мондадори, Джузеппе Ламастра, Франческо Бигацци и другими.

 

Теперь выставка в Эрмитаже. Это её третья премьера, и она стилистически отлична от первых двух. Эрмитаж уже почти двести лет является одним из главных центров изучения скифской проблематики. У него долгая память и богатые традиции. Они нашли своё воплощение и в предыдущих выставках. В родных стенах, однако, эрмитажный стиль науки и манеры показывать памятники виден особенно ярко.

 

Реставраторы — Алексей Бантиков и его коллеги — именно в эрмитажных стенах вернули филипповским оленям их торжественную стать. В Эрмитаже Андрей Алексеев и Елена Королькова вместе с коллегами из Уфы создали базовую концепцию выставки, в которой эрмитажный контекст позволяет высветить все особенности и все культурные связи Филипповских курганов.

 

Я думаю, что эрмитажная инициатива использовать наши коллекции для того, чтобы мир по достоинству оценил уфимские вещи, оправдала себя и принесла прекрасные плоды. Мы особенно благодарны Наталье Захаровой, пробудившей интерес музея к пропаганде филипповских находок. Владимир Матвеев без устали придумывал ходы и способы создания этого уникального образца академического и музейного сотрудничества.

 

Следующим местом проведения общей выставки и постоянным местом показа, а не просто хранения находок из Филипповских курганов станет Уфа, где для удивительных оленей готовят замечательное постоянное пристанище.

 

Пусть они всегда радуют потомков их создателей!

Михаил Пиотровский,

директор Государственного Эрмитажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки