главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Земное искусство — небесная красота. Искусство ислама. / Earty art — heavenly beauty. Art of Islam. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, СПб, 13 июня — 17 сентября 2000 г. СПб: «Славия». 2000. [ каталог выставки ]

Земное искусство — небесная красота. Искусство ислама.
/ Earty art — heavenly beauty. Art of Islam.

Каталог выставки в Государственном Эрмитаже,
СПб, 13 июня — 17 сентября 2000 г.

// СПб: «Славия». 2000. 360 с. ISBN 5-88654-123-3

 

Под общей редакцией М.Б. Пиотровского.

 

Выставка организована Государственным Эрмитажем
совместно с Фондом Новой Кирхи, Амстердам, при участии:
Музея Бенаки, Афины; Британского музея, Лондон; Коллекции Нассера Д. Халили, Лондон; Музея Метрополитен, Нью-Йорк; Дома рукописей, Сана.

 

Авторы-составители каталожных описаний:
С.Б. Адаксина (С.А.), А.Т. Адамова (А.А.), А. Бальян (А.Б.), Х.-К. граф фон Ботмер (Х.К.Б.), Боэм (Б.Б.), Р. Вард (Р.В.), Н.В. Веневцева (Н.В.), А.А. Иванов (А.И.), Е.Н. Иванова (Е.И.), Ш. Кенби (Ш.К.), С. Карбони (С.К.), М.Г. Крамаровский (М.Г.К.), М.Я. Крыжановская (М.Я.К.), Б.И. Маршак (Б.М.), Ю.А. Миллер (Ю.М.), М. Морету (М.М.), М. Роджерс (М.Р.) (при участии Н. Нассар.Т. Стенли, М. Байани), Г.А. Серкина (Г.С.), Д. Уокер (Д.У.), Дж. Фрезе (Д.Ф.).

Содержание

 

Introduction. — 6

Введение к выставке. — 7

 

М.Б. Пиотровский. Искусство ислама.

Mikhail Piotrovsky. Art of Islam.

 

Загадка мусульманского искусства. — 10

Мир ислама. — 11

Единобожие и орнамент. — 21

Иконоборчество. — 28

Искусство для быта. — 31

Коран как источник и образец. — 40

Язык мусульманского искусства. — 44

Рай как главная тема искусства. — 48

 

The Enigma of Islamic Art. — 57

The World of Islam. — 58

Monotheism and Ornamentation. — 63

Iconoclasm. — 71

Art for Everyday Life. — 74

The Qur’an as source of all inspiration. — 80

The language of Islamic art. — 84

Paradise — the major theme of Islamic art. — 87

 

Каталог. Catalogue.

 

Мечеть [1-14]. — 95

Паломничество [15-22]. — 109

Слово и письмо [23-35]. — 119

Коран [35-69]. — 129

Исламский мистицизм [70-79]. — 153

Дворец [80-197]. — 163

Мавзолей [198-218]. — 247

Сады и рай [219-332]. — 261

Дары посольства Надир-шаха [333-349]. — 333

 

List of Illustrations. — 344

Библиография. — 354-359

 


(/6)

Introduction.   ^

 

Our exhibition provides an insight into the classic Moslem art that constitutes an important part of the world art heritage.

 

This art, nourished by the fruitful cultural soil of Islamic World, is truly admirable. Its aesthetic values are open to everyone, still to get a comprehensive view of it one should know certain features of its artistic language. By gathering together masterpieces from various Moslem countries we have made an attempt to help people with a different cultural and religious background to attune their hearts to sounds of this language, marvelous and, perhaps, completely new to them.

 

The phrase in use today is that there is no specifically Islamic art whatsoever and what actually exists is but a common medieval stage in the history of Moslem nations. It is partly true. Islamic Art treasures now kept in the Hermitage are scattered about many departments devoted to different countries and geographical regions.

 

However, works of art created in all parts of Islamic World in different ages of its florescence are actually marked by the same easily recognizable features. The exhibition provides an opportunity to specify these common features, which, in our judgement, have been shaped by the religious dimension of Islamic culture. The non-representational, abstract character of Moslem art, the increased emphasis on detail and elegant luxury, all serve to extol the Absolute, one and only God, as well as the bliss and enlightenment of the Paradise for the faithful ones. Unlike it Christian art would rather teach faith and moralities, more focusing on the sufferings of God and punishments awaiting sinners.

 

Nevertheless, it is our goal to present here something that transcends dissemblances between the two great spiritual traditions. And what transcends all dissemblances is their unity and common derivation. Both Islam and Christianity are branches of the single tree of belief in one and only God, both Moslem and Christian art inspire man to follow similar ideals but interpret religious behests each in its own way. Over ages Moslem artists have elaborated their unique canons of exquisite and noble beauty. A deeper understanding of these two pictorial languages means expansion of our cultural horizons and mutual joy.

 

The entire realm of Moslem art cannot be confined to a code of religious ideas expressed through lines and colours. The oeuvre of Moslem artists is strikingly diverse and tells us of Life, Faith and Dream. It knows a multitude of secular forms which are, nevertheless, loaded with spiritual message and make the panorama of Moslem art as ample and vivid as life itself.

 

The idea to organize this exhibition bringing together magnificent contributions of various Moslem countries achieved its realization with the kindness, energy and support of many individuals.

 

Mikhail Piotrovsky

Director of the State Hermitage,
Dr. (History),
Professor of the St Petersburg University,
member of the Russian Academy of Sciences,
member of the Russian Academy of Arts

(6/7)

 

Введение к выставке.   ^

 

Нашей выставкой мы хотим рассказать о замечательной части мирового культурного наследия — классическом искусстве народов, исповедующих ислам и составляющих то, что мы называем «мир ислама».

 

Искусство, рождённое и взращённое этим миром, прекрасно. Красота его видна всякому, но для того, чтобы оценить его в полной мере, надо знать некоторые особенности его художественного языка. Мы и попытались с помощью собранных на этой выставке со всего света шедевров помочь людям, воспитанным в иной культурной традиции, если не освоить этот язык, то хотя бы услышать, как красиво он звучит. В наше время модно говорить, что никакого особенного исламского искусства не существует, а есть только средневековый период развития художественных традиции тех народов, которые на определённом этапе приняли ислам. Это правильно. В Государственном Эрмитаже, к примеру, памятники того, что мы называем исламским искусством, разбросаны по отделам, посвящённым разным странам и регионам.

 

На самом деле, однако, все художественные произведения, созданные в разных концах мусульманского мира и в разные века его расцвета, обладают набором легко узнаваемых общих черт. Выставка помогает выделить эти черты и пытается их объяснить.

 

Эти общие черты, на наш взгляд, в значительной мере порождены религиозной составляющей искусства мира ислама. Стремление к неизобразительности, абстрактности, повышенное внимание к деталям, элегантная роскошь и многое другое, рассказывают о едином и единственном Боге и о тех радостях и просветлении, которые ждут в будущем в раю верующих в него. Это отличает мусульманское искусство от искусства христианского, которое предпочитает проповедовать веру и мораль, рассказывая о страданиях Бога и наказаниях, ожидающих грешников. Но мы хотели бы показать на выставке нечто большее, чем различие. Больше него бывает только единство и единородство. Ислам и христианство — ветви одного дерева веры в единого и единственного Бога.

 

Мусульманское искусство влечёт человека к тем же идеалам, что и искусство христианское, но формулирует свои заветы несколько иначе, с другими акцентами. Это иначе — прекрасно и благородно. Понимание художественного языка друг друга ведёт к взаимному обогащению и общей радости.

 

Религиозное содержание и его формальное выражение вовсе не исчерпывает всего искусства стран мусульманского мира. Однако и относительно светские формы несут в себе духовный смысл и оттеняют общую картину, делая её полной, как бывает всегда полной реальная жизнь. Жизнь, вера и мечта — это и есть то, о чём рассказывают нам те прекрасные и очень разные шедевры искусства, которые, благодаря доброте многих людей мы сумели собрать на этой выставке.

 

Михаил Пиотровский

директор Государственного Эрмитажа,
доктор исторических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета,
член-корреспондент Российской Академии наук,
член-корреспондент Российской Академии художеств

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки