[ каталог выставки ]
Синай, Византия, Русь.
Православное искусство с 6 до начала 20 века.
/ Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; Фонд Св. Екатерины. 2000. 488 с. ISBN 1-903470-01-3 (рус.) ISBN 1-903470-00-5 (англ.)
Под ред. О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкого.
Публикуется в связи с выставкой в Государственном Эрмитаже. Санкт-Петербург, июнь 2000 г. — сентябрь 2000 г., и в Галерее Курто. Сомерсет-Хаус, Лондон, октябрь 2000 г. — февраль 2001 г.
Содержание
Благословение Его святейшества патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — 6
Благословение Его преосвященства архиепископа Синая Дамианоса. — 7
Предисловие Его королевского высочества Принца Уэльского. — 8
Благодарность участникам. — 10
Спонсоры. — 11
Вступления.
Ориана Баддлей. Фонд Св. Екатерины и монастырь Св. Екатерины на Синае. — 12
Вступительное слово. — 16
Научные статьи.
Юрий Пятницкий. Синай, Византия и Русь. — 18
Марлиа Манго. Византийское искусство и Святая Земля. — 34
Робин Кормак. Синай: создание священного образа. — 40
Каталожные описания.
Византия [1-171]. — 47
Синай [1-63]. — 191
Русь [1-262]. — 255
Список выставок. — 469
Библиография. — 472
Синай в Эрмитаже. ^
Синай для России — один из важных символов православия и связи с его истоком — Святой землёй. Монастырь Святой Екатерины делает по преимуществу православным одно из ключевых исторических для трёх монотеистических религий мест. В России хорошо помнят умильные и трогательные описания синайской обители, вышедшие из под пера российских путешественников-паломников. Не забыты российские подворья Синайского монастыря и приезды православных с Синайской горы для сбора средств на жизнь монастыря. Через активную царскую поддержку монастыря Святой Екатерины Россия подчёркнуто заявляла о принятии византийской традиции — активного государственного покровительства духовным учреждениям. Замещение византийских императоров русскими происходило не только символически, но и как бы на исконных византийских землях.
Эти связи и модели легли в основу концепции выставки, которая посвящена не только конкретным связям России с Византией и Синаем, но и выражению в искусстве определённой модели отношений государства и монастырей. Византийское и российское покровительство выразилось во многих аспектах художественной культуры. Дары монастырям, активные художественные связи между монастырским и царским искусством воплотились в прекрасные образцы мастерства и вкуса.
На выставке представлены две замечательные, знаменитые и типологически различные сокровищницы — Синайская и Эрмитажная. Для нас большая радость и честь принимать в нашем музее прекрасные шедевры из знаменитого собрания монастыря Святой Екатерины. Эти удивительные иконы не только доставляют блаженство глазу и увлекают в далёкий потусторонний мир, но и напоминают о том историческом контексте, в котором живёт древнее русское искусство.
Русские документы напоминают о конкретных связях, воплотившихся в замечательных памятниках искусства, среди которых не последнее место занимает серебряная рака Святой Екатерины, оставшаяся в алтаре базилики, художественно созвучная серебряной раке Святого Александра Невского, хранящейся в Эрмитаже.
Собрание Эрмитажа послужило источником материала для российского и византийского разделов выставки. Блестящие шедевры позволяют ещё раз с новых точек зрения увидеть и оценить всемирно знаменитые шедевры средневековых мастеров.
На выставке немало предметов, связанных со Святой Екатериной. Эта святая, покровительница Синайского монастыря, близка русской душе. Один из главных орденов Российской империи был назван в её честь. Для Эрмитажа же этот образ вдвойне почитаем. Мы видим в ней и свою покровительницу, ибо музей был основан Екатериной Великой в крещении названной в честь александрийской святой. Эрмитаж отмечает теперь каждый год своё основание в день Святой Екатерины. За пределами этой выставки, в ожидании, быть может следующей, остались многочисленные картины европейских художников, изображающие эпизоды из жизни Святой Екатерины, хранящиеся в Эрмитаже.
Эта выставка для нашего музея — не просто рассказ о прекрасном прошлом. Мы делали её вместе с самим монастырем и с международным Фондом монастыря Святой Екатерины и не сомневаемся, что выставка поможет доброму делу сохранения, возрождения и реставрации монастыря. Для нас высокая честь — возрождать славные традиции нашей страны, пусть и не на прежнем царском уровне.
Мы глубоко благодарны всем духовным и светским лицам, на Синае, в Египте, в Греции, в России, Великобритании и в других странах за этот прекрасный пример того, как искусство и история объединяют людей вокруг благородных целей.
Проф. др. Михаил Пиотровский
директор Государственного Эрмитажа,
член-корреспондент Российской Академии наук,
член-корреспондент Российской Академии художеств.
Список авторов каталожных описаний. ^
Виноградов В.В. — В.В.В.
Гурулёва В.В. — Г.В.В.
Дединкин М.О. — Д.М.О.
Добровольская М.А. — Д.М.А.
Добровольский И.Г. — Д.И.Г.
Завадская Л.А. — З.Л.А.
Залесская В.Н. — З.В.Н.
Засецкая И.П. — З.И.П.
Зимина О.Г. — З.О.Г.
Иерусалимская А.А. — И.А.А.
Каган Ю.О. — К.Ю.О.
Коршунова Т.Т. — К.Т.Т.
Косарева М.Н. — К.М.Н.
Костюк О.Г. — К.О.Г.
Косцова А.С. — К.А.С.
Котельникова И.Г. — К.И.Г.
Крыжановская М.Я. — К.М.Я.
Кудрявцева Т.В. — К.Т.Б.
Кузнецова И.Н. — К.И.Н.
Лопато М.Н. — Л.М.Н.
Львова З.А. — Л.З.А.
Малинина Т.А. — М.Т.А.
Маршак Б.И. — М.Б.И.
Матвеев В.Ю. — М.В.Ю.
Мирзоян A.C. — M.A.C.
Миролюбова Г.А. — М.Г.А.
Моисеенко Е.Ю. — М.Е.Ю.
Никитин А.Д. — Н.А.Д.
Орлов K.B. — О.К.Б.
Орлова К.А. — О.К.А.
Пивоварова Н.В. — П.Н.В.
Побединская А.Г. — П.А.Г.
Принцева Г.А. — П.Г.А.
Пятницкий Ю.А. — П.Ю.А.
Сосновцева И.В. — С.И.В.
Сотникова М.М. — С.М.М.
Степанова Е.В. — С.Е.В.
Сычёв И.О. — С.И.О.
Тарасова Э.А. — Т.Э.А.
Томсинский С.В. — Т.С.В.
Уханова И.Н. — У.И.Н.
Щукина Е.С. — Щ.Е.С.
Яковлева Л.А. — Я.Л.А.
|