[ коллективная монография ]
Первобытное искусство: проблема происхождения.
// Кемерово: 1998. 212 с. Под общей редакцией Я.А. Шера.
Авторы: Н.С. Бледнова, Л.Б. Вишняцкий, Е.С. Гольдшмидт, Т.Н. Дмитриева, Я.А. Шер.
[ аннотация: ]
В книге рассматривается новая гипотеза о происхождении искусства или, точнее, одного из видов искусства — изобразительной деятельности. Сопоставление искусства с языком и членораздельной речью показывает, что искусство и язык — явления близкие по своей физической природе. И то, и другое — носители информации (языковой и образной). Центры восприятия и переработки языковой и образной информации локализованы, соответственно, в левом и в правом полушариях головного мозга. В книге показано, что для практической реализации способности к рисованию необходим определённый, достаточно высокий уровень специализации полушарий при тесной связи и взаимодействии между ними. Исходя из этого, автор гипотезы приходит к выводу, что изобразительная деятельность зарождалась вслед за языком и на древнейших этапах истории восполняла дефицит абстрактных понятий. Сравнительное исследование формирования детского и первобытного изобразительного творчества позволяет увидеть некое подобие биогенетического закона.
Книга рассчитана на специалистов по археологии, этнографии, антропологии, психологии и истории искусства, на студентов, обучающихся по данным дисциплинам, а также на широкого читателя, которого интересует первобытное искусство.
На обложке: фрагмент живописи из пещеры Шове (Chauvet et al. 1996).
Оглавление
Предисловие. — 4
Введение. — 7
Глава 1. Проблема происхождения искусства в современной науке. — 13
1.1. Вступительные замечания. — 13
1.2. Эволюция человека и происхождение искусства. — 14
1.3. Причины возникновения формы искусства. — 22
1.4. Обзор основных гипотез о происхождении искусства. — 24
1.5. Смена функций. — 29
Глава 2. Искусство, культура и антропогенез. — 31
2.1. Что такое культура? — 31
2.2. Природа на пути к культуре. — 32
2.3. В лабиринте эволюции. — 33
2.4. На пороге культуры. — 34
2.5. Пусковой механизм антропогенеза. — 36
Глава 3. Древнейшие памятники искусства: ареал и хронология. — 42
3.1. Ареал. — 42
3.2. Основные памятники. — 44
3.3. Хронология. — 55
3.3.1. Хронологическая схема Анри Брейля. — 56
3.3.2. Периодизация А. Леруа-Гурана. — 58
3.3.3. Поправки А.Д. Столяра. — 60
3.3.4. Абсолютные даты. — 61
3.3.5. Некоторые вопросы технологии абсолютного датирования. — 66
3.3.6. К обновлённой хронологии. — 67
Глава 4. Стиль в первобытном искусстве. — 73
4.1. Стили А. Леруа-Гурана: иллюзия или реальность? — 74
4.2. Стиль — изобразительный «язык»: план содержания и план выражения. — 77
Глава 5. Семантика и эстетика в первобытном искусстве. — 85
5.1. Дешифровка или догадка? — 85
5.2. Древнейший изобразительный фольклор. — 87
5.3. Мать-Земля и Отец-Небо. — 90
5.4. «Коррида». — 95
5.5. Была ли первобытная эстетика? — 100
5.6. «Предэстетика»? — 102
Глава 6. Теория игры и понимание первобытного искусства. — 107
Глава 7. Асимметрия, антропогенез и искусство. — 114
7.1. Симметрия и асимметрия в природе. — 114
7.2. Межполушарная асимметрия у человека. — 115
7.3. Возрастные изменения межполушарной асимметрии. — 118
7.4. Асимметрия головного мозга и изобразительная деятельность. — 120
7.5. Речь и изобразительная деятельность. — 122
7.6. Асимметрия у высших приматов и человека по археологическим данным. — 124
7.7. Асимметрия в первобытном искусстве (предварительные наблюдения). — 127
7.8. Отпечатки правых и левых рук. — 131
Глава 8. Происхождение искусства. — 133
8.1. С точки зрения истории. — 133
8.1.1. Была ли у искусства «предыстория»? — 133
8.1.2. Внезапность или постепенное вызревание? — 135
8.1.3. Фазовые переходы. — 136
8.1.4. Информация в природе. — 137
8.1.5. Информационные барьеры. — 139
8.1.6. Барьер внутренней памяти. — 141
8.1.7. Барьер внешней памяти. — 142
8.1.8. При каких условиях могла появиться изобразительная деятельность. — 143
8.2. С точки зрения антропологии. — 145
8.2.1. Неандерталец — предок или параллельная ветвь? — 145
8.2.2. Кто сделал статуэтку из Берехат-Рам (неандерталец или homo sapiens)? — 148
8.3. С точки зрения биоэнергетического закона. — 149
8.3.1. Творчество обезьян. — 150
8.3.2. Творчество неандертальца. — 156
8.3.3. Творчество детей. — 158
8.3.4. Детский рисунок и первобытное искусство. — 168
Заключение. — 177
Библиография. — 181
Приложение [радиоуглеродные даты памятников]. — 209
|