главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Музей — хранитель памятников сакральной культуры. Религия и культурная память человечества. Материалы V Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб: 1997. [ сборник ]

Музей — хранитель памятников сакральной культуры.
Религия и культурная память человечества.

Материалы V Санкт-Петербургских религиоведческих чтений.

// СПб: ГМИР. 1997. 116 с.

Науч.ред. и сост. А.В. Коновалов, А.И. Тафинцев.

Содержание

 

С.А. Кучинский. Музей на пороге XXI века. — 3

А.И. Тафинцев. Память. Религия. Музей. — 6

А.В. Коновалов. Предварительная типология экспозиций историко-религиоведческого музея. — 7

Л.Н. Перова. Музей в образовательном пространстве. — 8

И.В. Тарасова. Музей истории религии в 1932-1941 годах. — 9

Т.И. Щербакова. Из истории первобытного фонда Государственного музея истории религии. — 10

К.К. Чекоданова. Музейная территория — пространство диалога. — 12

И.Ю. Котин. «Галерея 33» Бирмингемского музея. — 13

И.А. Тульпе. Икона в храме и в музее (читая о. П. Флоренского). — 14

О.А. Коробко, Г.А. Ченская. Исторические реалии и православная икона (на материале коллекции Государственного музея истории религии). — 16

М.Б. Басова, О.Н. Мальцева. История создания иконостаса А.Н. Воронихина в Казанском соборе (по материалам фонда 817 Российского государственного исторического архива (РГИА). — 18

С.О. Семёнова. Икона «Чудо Архистратига Божия Михаила» из собрания Государственного музея истории религии и особенности иконографии архангела Михаила в древнерусском искусстве. — 19

О.Н. Мальцева. Иконография монастырей Северной России (по материалам коллекции Государственного музея истории религии). — 21

И.А. Павлова. А.Я. Вашуров — иконописец фирмы Оловянишниковых — художник-реставратор Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ). — 22

Н.Н. Деева. Облачения фабрики И.А. Жевержеева в коллекции Государственного музея истории религии (ГМИР). — 23

С.Т. Николаева. Русская и украинская антиминсная гравюра XVII-XVIII вв.: связи и параллели. — 24

З.А. Лучшева. Гравированные и литографированные портреты русских церковных деятелей в собрании Государственного музея истории религии. — 26

Г.А. Ченская. Резные изображения Нила Столбенского в коллекции Государственного музея истории религии (ГМИР). — 27

Т.М. Гельфман. Коллекция фотографий Палестинского общества в собрании Государственного музея истории религии. — 28

Е.В. Денисова. Основание и развитие церковно-археологических музеев в России. — 30

И.Х. Черняк. Сакральный музей как выражение десакрализации европейского сознания. — 31

М.Я. Крыжановская. Значение церковных источников для атрибуции памятников прикладного искусства по материалам собрания Государственного Эрмитажа). — 33

М.А. Аникин. «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи как богословский диптих. — 35

Р.Т. Рашкова. Итальянская живопись XIV-XIX вв. в собрании Государственного музея истории религии (ГМИР). — 36

Т.Н. Виноградова. Иконография нидерландской живописи XVI в. и средневековые «Видения». — 38

Н.Г. Краснодембская. Коллекции по религиям Индии в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (содержание, история, возможные направления исследований). — 40

В.Н. Мазурина. Фрагмент маратхского алтаря. — 41

О.В. Горовая, О.С. Хижняк. Традиции буддийской живописи Бурятии и современность. — 43

А.Г. Нестеров. Буддийские коллекции Свердловского краеведческого музея. — 44

Н.П. Лебедева. Синкретизм религий в китайской народной картине (по материалам коллекции Свердловского областного краеведческого музея). — 46

Ю.И. Елихина. Материалы о шаманских обрядах кропления и жертвоприношения стрелы у монголо-язычных народов. — 47

Л.М. Лойко. Культовые раритеты чувашей в фондах Российского этнографического музея (РАМ) (учёт, систематизация). — 47

Е.А. Окладникова. Семиотический статус моделей байдарок в сакральной культуре алеутов. — 48

Т.Н. Дмитриева. Из истории формирования кавказских коллекций Государственного музея истории религии. — 49

М.В. Птиченко. Масонские изобразительные памятники из собрания Д.Г. Бурылина (коллекция Государственного музея истории религии). — 51

Е.М. Лучшев. Советский антирелигиозный плакат в собрании Государственного музея истории религии. — 52

 

* * *

 

В.Р. Арсеньев. Религиозное сознание и цивилизационные контуры XXI века. — 53

О.С. Борисов. Ре- и деконсервация памяти. — 54

Е.Г. Соколов. Смерть и Богв качестве аргументов изъятия. — 56

Ю.Г. Горбачёва. Росписи гробницы Хнумхотепа I. — 58

Д.Г. Савинов. Сакральное значение первых композиций скифо-сибирского звериного стиля. — 59

С.В. Дмитриев. Сульде в политической культуре средневековых монголов. — 61

Д.П. Алексинский. Беотийский щит как героический атрибут. — 62

В.А. Хршановский. Архаические культовые сооружения на античном некрополе. — 64

Д.Ю. Коробков. Античные керамические лампы с иудейской сакральной символикой. — 65

И.Н. Матвеев. Этрусские зеркала о первых христианах. — 67

В.В. Салтанова. Преобразование сакральной информации в Евангелии от Варнавы. — 69

Е.Н. Ивахненко. Средневековая «святость»: антропологический и топографический аспекты. — 70

В.Г. Егоркин. Идеи античной натурфилософии в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского. — 72

Т.П. Белова. Учение и практика исихазма как основа духовной традиции православия. — 74

Д.А. Дрон. Влияние богомильства на ересь стригольников. — 75

Е.М. Ташкова. Сакральное в обыденной церкви. — 78

В.В. Молзинский. Культура старообрядчества и проблемы её постижения в истории русской общественной мысли. — 79

О.М. Фишман. Устная религиозная история современных карел-старообрядцев. — 81

А.А. Чувъюров. Влияние старообрядчества на традиционную духовную культуру коми Верхней и Средней Печоры. — 82

Ю.А. Назаренко. «Бревно в глазу» (К проблеме человеческого «зрения» и «видения»). — 83

И.В. Дубов, А.Б. Островский. Восковые свечи в русской обрядности. — 85

М.В. Старовойтова. «Чин свадебный»: обрядово-ритуальная интерпретация. — 88

Т.Г. Шубина. Традиционные верования и обряды сельского населения южного берега Ладоги (полевые материалы, 1997 год). — 89

Ж.Ф. Коновалова. Степан Разин: мифологический персонаж в исторической памяти (к методике исследования и преподавания). — 90

И.Д. Осипов. Религиозные основания русского либерализма. — 92

В.С. Белоненко. Проблемы научного описания источников, содержащих данные об истории и культуре православия. — 93

А.Д. Степанов, И.А. Степанова. Религиозные и светский типы просвещения в русской культуре. — 94

В.Е. Дефорж. Орден иезуитов и их учебные заведения в XVII веке во Франции. — 95

М.С. Стецкевич. Проблема эмансипации католиков в Англии (первая треть XIX в.). — 96

Е.С. Соболева. Индо-португальское искусство: религиозный аспект. — 98

О.В. Горовая. Священные места Страны Снегов. — 100

Д.В. Поповцев. Культ Будды Врачевания на Дальнем Востоке. — 102

С.С. Сабрукова. Об исследовании монгольских переводов «Бодхичарьяаватары» в рукописном фонде СПб Ф ИВ РАН. — 103

М.С. Бутинова. Полинезийский пантеон. — 104

Т.Б. Жеребина. Традиционная система защиты детей у народов Сибири (XIX-XX вв.). — 106

А.А. Скородумов. Необходимость сбора и хранения материалов о современных религиозных новообразованиях. — 107

В.А. Дмитриев. Случаи вторичной сакрализации и «дикой» музеефикации памятников (деятельность анастасиевцев в районе г. Геленджика). — 108

М.Л. Малютина. Архитектура Петербурга и религия. — 109

Т.Е. Сохор. Санкт-Петербургские сфинксы. — 109

Ф.Р. Балонов. Мифологизм в обыденном: деревья в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 111

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки