[ сборник ]
Музей — хранитель памятников сакральной культуры.
Религия и культурная память человечества.
Материалы V Санкт-Петербургских религиоведческих чтений.
// СПб: ГМИР. 1997. 116 с.
Науч.ред. и сост. А.В. Коновалов, А.И. Тафинцев.
Содержание
С.А. Кучинский. Музей на пороге XXI века. — 3
А.И. Тафинцев. Память. Религия. Музей. — 6
А.В. Коновалов. Предварительная типология экспозиций историко-религиоведческого музея. — 7
Л.Н. Перова. Музей в образовательном пространстве. — 8
И.В. Тарасова. Музей истории религии в 1932-1941 годах. — 9
Т.И. Щербакова. Из истории первобытного фонда Государственного музея истории религии. — 10
К.К. Чекоданова. Музейная территория — пространство диалога. — 12
И.Ю. Котин. «Галерея 33» Бирмингемского музея. — 13
И.А. Тульпе. Икона в храме и в музее (читая о. П. Флоренского). — 14
О.А. Коробко, Г.А. Ченская. Исторические реалии и православная икона (на материале коллекции Государственного музея истории религии). — 16
М.Б. Басова, О.Н. Мальцева. История создания иконостаса А.Н. Воронихина в Казанском соборе (по материалам фонда 817 Российского государственного исторического архива (РГИА). — 18
С.О. Семёнова. Икона «Чудо Архистратига Божия Михаила» из собрания Государственного музея истории религии и особенности иконографии архангела Михаила в древнерусском искусстве. — 19
О.Н. Мальцева. Иконография монастырей Северной России (по материалам коллекции Государственного музея истории религии). — 21
И.А. Павлова. А.Я. Вашуров — иконописец фирмы Оловянишниковых — художник-реставратор Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ). — 22
Н.Н. Деева. Облачения фабрики И.А. Жевержеева в коллекции Государственного музея истории религии (ГМИР). — 23
С.Т. Николаева. Русская и украинская антиминсная гравюра XVII-XVIII вв.: связи и параллели. — 24
З.А. Лучшева. Гравированные и литографированные портреты русских церковных деятелей в собрании Государственного музея истории религии. — 26
Г.А. Ченская. Резные изображения Нила Столбенского в коллекции Государственного музея истории религии (ГМИР). — 27
Т.М. Гельфман. Коллекция фотографий Палестинского общества в собрании Государственного музея истории религии. — 28
Е.В. Денисова. Основание и развитие церковно-археологических музеев в России. — 30
И.Х. Черняк. Сакральный музей как выражение десакрализации европейского сознания. — 31
М.Я. Крыжановская. Значение церковных источников для атрибуции памятников прикладного искусства по материалам собрания Государственного Эрмитажа). — 33
М.А. Аникин. «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи как богословский диптих. — 35
Р.Т. Рашкова. Итальянская живопись XIV-XIX вв. в собрании Государственного музея истории религии (ГМИР). — 36
Т.Н. Виноградова. Иконография нидерландской живописи XVI в. и средневековые «Видения». — 38
Н.Г. Краснодембская. Коллекции по религиям Индии в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (содержание, история, возможные направления исследований). — 40
В.Н. Мазурина. Фрагмент маратхского алтаря. — 41
О.В. Горовая, О.С. Хижняк. Традиции буддийской живописи Бурятии и современность. — 43
А.Г. Нестеров. Буддийские коллекции Свердловского краеведческого музея. — 44
Н.П. Лебедева. Синкретизм религий в китайской народной картине (по материалам коллекции Свердловского областного краеведческого музея). — 46
Ю.И. Елихина. Материалы о шаманских обрядах кропления и жертвоприношения стрелы у монголо-язычных народов. — 47
Л.М. Лойко. Культовые раритеты чувашей в фондах Российского этнографического музея (РАМ) (учёт, систематизация). — 47
Е.А. Окладникова. Семиотический статус моделей байдарок в сакральной культуре алеутов. — 48
Т.Н. Дмитриева. Из истории формирования кавказских коллекций Государственного музея истории религии. — 49
М.В. Птиченко. Масонские изобразительные памятники из собрания Д.Г. Бурылина (коллекция Государственного музея истории религии). — 51
Е.М. Лучшев. Советский антирелигиозный плакат в собрании Государственного музея истории религии. — 52
* * *
В.Р. Арсеньев. Религиозное сознание и цивилизационные контуры XXI века. — 53
О.С. Борисов. Ре- и деконсервация памяти. — 54
Е.Г. Соколов. Смерть и Богв качестве аргументов изъятия. — 56
Ю.Г. Горбачёва. Росписи гробницы Хнумхотепа I. — 58
Д.Г. Савинов. Сакральное значение первых композиций скифо-сибирского звериного стиля. — 59
С.В. Дмитриев. Сульде в политической культуре средневековых монголов. — 61
Д.П. Алексинский. Беотийский щит как героический атрибут. — 62
В.А. Хршановский. Архаические культовые сооружения на античном некрополе. — 64
Д.Ю. Коробков. Античные керамические лампы с иудейской сакральной символикой. — 65
И.Н. Матвеев. Этрусские зеркала о первых христианах. — 67
В.В. Салтанова. Преобразование сакральной информации в Евангелии от Варнавы. — 69
Е.Н. Ивахненко. Средневековая «святость»: антропологический и топографический аспекты. — 70
В.Г. Егоркин. Идеи античной натурфилософии в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского. — 72
Т.П. Белова. Учение и практика исихазма как основа духовной традиции православия. — 74
Д.А. Дрон. Влияние богомильства на ересь стригольников. — 75
Е.М. Ташкова. Сакральное в обыденной церкви. — 78
В.В. Молзинский. Культура старообрядчества и проблемы её постижения в истории русской общественной мысли. — 79
О.М. Фишман. Устная религиозная история современных карел-старообрядцев. — 81
А.А. Чувъюров. Влияние старообрядчества на традиционную духовную культуру коми Верхней и Средней Печоры. — 82
Ю.А. Назаренко. «Бревно в глазу» (К проблеме человеческого «зрения» и «видения»). — 83
И.В. Дубов, А.Б. Островский. Восковые свечи в русской обрядности. — 85
М.В. Старовойтова. «Чин свадебный»: обрядово-ритуальная интерпретация. — 88
Т.Г. Шубина. Традиционные верования и обряды сельского населения южного берега Ладоги (полевые материалы, 1997 год). — 89
Ж.Ф. Коновалова. Степан Разин: мифологический персонаж в исторической памяти (к методике исследования и преподавания). — 90
И.Д. Осипов. Религиозные основания русского либерализма. — 92
В.С. Белоненко. Проблемы научного описания источников, содержащих данные об истории и культуре православия. — 93
А.Д. Степанов, И.А. Степанова. Религиозные и светский типы просвещения в русской культуре. — 94
В.Е. Дефорж. Орден иезуитов и их учебные заведения в XVII веке во Франции. — 95
М.С. Стецкевич. Проблема эмансипации католиков в Англии (первая треть XIX в.). — 96
Е.С. Соболева. Индо-португальское искусство: религиозный аспект. — 98
О.В. Горовая. Священные места Страны Снегов. — 100
Д.В. Поповцев. Культ Будды Врачевания на Дальнем Востоке. — 102
С.С. Сабрукова. Об исследовании монгольских переводов «Бодхичарьяаватары» в рукописном фонде СПб Ф ИВ РАН. — 103
М.С. Бутинова. Полинезийский пантеон. — 104
Т.Б. Жеребина. Традиционная система защиты детей у народов Сибири (XIX-XX вв.). — 106
А.А. Скородумов. Необходимость сбора и хранения материалов о современных религиозных новообразованиях. — 107
В.А. Дмитриев. Случаи вторичной сакрализации и «дикой» музеефикации памятников (деятельность анастасиевцев в районе г. Геленджика). — 108
М.Л. Малютина. Архитектура Петербурга и религия. — 109
Т.Е. Сохор. Санкт-Петербургские сфинксы. — 109
Ф.Р. Балонов. Мифологизм в обыденном: деревья в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 111
наверх
|