● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ учебное пособие ]Лекции по истории религии./ Учебное пособие. СПб: «Лань». 1997. 272 с. ISBN 5-86617-058-2
Науч.ред. А.Н. Типсина.
[ аннотация: ] Учебное пособие разработано на кафедре истории и философии религии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В нём содержатся тексты лекций, тематически охватывающие ряд существенных вопросов истории религии (вероисповедные и религиозно-философские доктрины, культ, организация), изучение которых предполагается на занятиях по религиоведческим дисциплинам. Предназначено для студентов всех форм обучения как дополнительный материал к лекционным курсам по истории религии.
Оглавление
Предисловие. — 3
Религиозные учения Востока. — 6Индуизм. — 9Буддизм. — 20Даосизм. — 31Конфуцианство. — 40История иудейского монотеизма. — 52Учение (Тора). — 57Пророки (Небиим). — 65Писания (Кетубим). — 103История западного христианства и его особенности. — 112Римская церковь в период становления христианства. — 115Римская церковь в V-XI вв. — 118Римско-католическая церковь до Реформации. — 123Реформация. — 135Католицизм после Реформации. — 147Православие. — 154Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия. — 157Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы. — 164Священное Писание и особенности богословской мысли в православии. — 171Культовая практика православия. — 189Организация и церковное устройство современного православия. — 200Ислам. — 212
Приложение: Христианство и культ дьявола. — 240
Предисловие. ^
Выпуск учебного пособия вызван прежде всего сложившейся к настоящему времени ситуацией в сфере преподавания и изучения религиоведческих дисциплин.
1. При всей тривиальности тезиса об образовательном значении религиоведческих знаний в программах светских учебных заведений актуальность его далеко не утрачена.
Волна массового интереса к религиозной тематике во всех её видах, всколыхнувшаяся на рубеже 1980-х — 1990-х годов, размыла искусственно устроенное русло тенденциозного научно-атеистического информирования «о религии и церкви».
Но то, что пришло на смену идеологически выверенным «Основам научного атеизма», вряд ли в полной мере может считаться удовлетворительным. Светское образование оказалось перед непростой проблемой освоения чрезвычайно разнообразного и до той поры незнакомого ему религиоведческого материала. Не менее существенным стал и поиск адекватных этому материалу способов интерпретации и преподавания.
На книжный рынок, а значит, и в учебные аудитории пришла масса изданий, знакомящих со взглядами и рассуждениями на непривычные нынешнему читателю темы. Одновременно возникла и первая сложность: понять входящие в круг современной образованности тексты отечественных и зарубежных исследователей и представителей религиозной мысли без корректного разъясняющего комментария оказалось затруднительно.
С другой стороны, в потоке выходящей литературы (особенно популяризаторской, знакомящей с важнейшими идеями и событиями) внушителен объём изданий крайне субъективного толка. Это могут быть работы современных конфессиональных авторов, явно преследующих цель утвердить достоинства и приоритет только той вероисповедной традиции, к которой они сами принадлежат. Это могут быть и «труды» самодеятельных энтузиастов, освоивших несколько новых для себя понятий и решивших на этом основании, что их собственные открытия (чаще всего довольно банальные) несут другим людям свет утаивавшейся до этого истины.
Наконец, печальной данностью можно считать заметный разрыв между появляющимися время от времени серьёзными исследованиями конфессиональных и светских авторов и уровнем выходящих учебников по религиоведению. Главное назначение учебника — выразить в концентрированном и доступном усвоению виде современное религиоведческое знание, пока еще нигде в полной мере не реализовано.
Крайне необходимой в этой ситуации становится вспомогательная учебная литература (словари, справочники, курсы лекций и т.п.). В то же время при обилии вышедших за последние годы книг по истории религии собственно учебных изданий, отвечающих требованиям светского образования, явно недостаточно.
2. Круг вопросов, освоение которых необходимо при изучении религиоведческих дисциплин, можно условно разделить на два взаимосвязанных блока.
Первый — общетеоретические вопросы, отражающие мировоззренческие и методологические подходы к предмету (понимание сущности религии и её определение; выяснение содержания и специфики религиозного сознания; анализ детерминант религиозных верований; установление места и роли религии в системе культуры; характеристика её взаимосвязи с философией, наукой, моралью, искусством, политикой, правом и т.д.).
Переложение данной тематики в учебный материал требует установить оптимальное соотношение объективности предмета изучения с неизбежным субъективизмом интерпретаций. В этом плане известные ранее и новоизданные отечественные учебники по религиоведению трудно назвать безусловно удачными в их теоретической части. Решение указанной проблемы (и создание на подобной основе специального пособия) остается задачей будущих разработок.
Второй блок охватывает конкретные вопросы истории религиозных учений (включая теологические и религиозно-философские концепции), а также описание вполне определённых культовых и организационных параметров различных вероисповедных систем. В этом измерении религиоведческий материал лучше поддаётся адаптации к учебным целям. Возникает, однако, сложность с отбором: слишком велик массив фактической информации по каждой из конфессий.
3. Исходя из сказанного, было решено остановиться на несколько упрощённом, но практически оправданном способе последовательного изложения и содержательной координации написанных для пособия лекционных текстов.
Оставляя создание общетеоретического раздела в качестве первоочередной перспективной цели, авторы сосредоточили усилия на конкретных историко-религиоведческих темах. Это не означает отсутствия какой-либо концептуальной связанности между лекциями, объединёнными в цикл рамками данного пособия. Напротив, при имеющихся различиях в построении материала и тональности повествования общим для всех авторов стал подход к религии и её конфессиональным формам как к закономерным, достойным уважения и изучения явлениям культурно-исторического процесса, хранящим огромный опыт духовных исканий человечества.
Главное внимание при этом было уделено фактологии, передаче устоявшихся в религиоведении представлений о вероисповедных доктринах и культах, описанию некоторых важных вех истории отдельных религиозных сообществ и, наконец, подбору краткой библиографии, знакомящей с полезными в учебном отношении изданиями последних лет.
Научный редактор учебного пособия — д.ф.н. А.Н. Типсина. Лекцию «Религиозные учения Востока» написал д.ф.н. Е.А. Торчинов, лекцию «История иудейского монотеизма» — к.ф.н. И.А. Тульпе, лекцию «История западного христианства и его особенности» — к.ф.н. А.Л. Буряковский, лекцию «Православие» — к.ф.н. М.Ю. Смирнов, лекцию «Ислам» — д.ист.н. М.А. Родионов. Авторский коллектив благодарит за участие и помощь в работе над пособием к.ф.н. Ю.А. Сандулова, составившего текст Приложения («Христианство и культ дьявола»).
|