главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Кыргызы. Источники, история, этнография. Бишкек: «Илим». 1996. [ сборник ]

Кыргызы. Источники, история, этнография.

// Бишкек: «Илим». 1996. 526 с. ISBN 5-7499-0042-8

 

Сост. О. Караев, К. Жусупов.

 

аннотация: ]

В сборнике публикуются наиболее интересные материалы по древней и средневековой истории кыргызского народа: сведения, сохранившиеся в древнекитайских письменах, орхоно-енисейских памятниках, арабских и персидских письменных источниках, статьи, отрывки из исторических исследований и научно-популярные очерки кыргызских и русских учёных в XIX-XX вв.

Книга адресована всем, кто интересуется историей кыргызского народа, культурой и энтографией [этнографией] кыргызов.

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

Источники.

 

Восточные письменные источники о киргизах. — 9

1. Китайские письменные источники. — 9

2. Орхоно-енисейские памятники. — 26

3. Арабские и персидские источники IX-XVII вв. — 29

4. Агиографические труды. — 62

 

История.

 

В.В. Бартольд. Кыргызы. — 68

А.Н. Бернштам. Сложение кыргызской народности. — 135

Ю.С. Худяков. Кыргызский каганат. — 166

Д.Г. Савинов. «Кыргызское великодержавие». — 242

С.В. Киселёв. Енисейские кыргызы. — 259

О. Караев. К историографии истории Кыргызстана и Семиречья XI-XVI вв. — 328

 

Этнография.

 

Ч. Валиханов. О кыргызах. — 345

В.В. Радлов. Каракиргизы. — 362

Н.А. Аристов. К этнической истории кыргызов. — 370

Б. Солтоноев. Из древней истории киргизов. — 395

С.М. Абрамзон. Вопросы этнической истории киргизской народности. — 405

О. Караев. Этнический состав и формирование кыргызской народности. — 462

И.Б. Молдобаев. Происхождение этнической культуры кыргызов (III в. до н.э. — XV в. н.э). — 485

 


 

Предисловие.   ^

 

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена древней и средневековой истории кыргызского народа. Она состоит из трёх частей.

 

В первую включены переводы извлечений о кыргызах из произведений, написанных на китайском, тюркском, арабском и персидском языках. Эти источники неравноценны по своему научному значению и литературным достоинствам. Однако ни недостатки каждого отдельного произведения, ни очевидная односторонность трудов восточных авторов в целом не умаляют их значения как исторического источника. Большинство отрывков переводов, включённых в сборник, имеют фрагментарный характер. Иногда даже в одном источнике сведения о кыргызах встречаются в различных его местах и не содержат связного изложения их истории. Мы попытались собрать воедино все известные нам сообщения древних и средневековых авторов о кыргызском народе вплоть до конца XVII в.

 

В хронологическом порядке эта часть сборника состоит из четырёх разделов: в первом собраны извлечения сведений о кыргызах из сочинений китайских авторов, во втором — из орхоно-енисейских тюркских памятников, в третьем — из арабских и персидских источников, а в последнем — из агиографических трудов XVII в. Считаем целесообразным дать краткие сведения о каждом источнике, его авторе, содержании и значении труда.

 

Предлагаемые извлечения Н.Я. Бичурина (1777-1853) из истории Танской династии (618-907 гг.) охватывают период со II в. до н.э. до конца I тысячелетия н.э. Они были опорой в исследовании истории государства енисейских кыргызов IX-X вв.

 

Н.В. Кюнер дополнил перевод книги «Собрание сведений…» Н. Бичурина. При этом он внёс соответствующие исправления или уточнения к переводам предшественника и дал параллельный перевод текстов из других сочинений, неиспользованных самим Н. Бичуриным. Отрывок о хагяс переведен из истории «Тайпинхуаньйцзи» [«Тайпинхуаньйцзи»] («Описание мира годов правления Тайпин 976-983 гг. при Сунской династии»).

 

А.Г. Малявкин перевёл и опубликовал с исчерпывающими комментариями все известия по истории уйгуров IX-XI вв. из ряда источников, написанных на китайском языке. В них содержатся очень ценные сведения о енисейских кыргызах в связи с разгромом ими Уйгурского каганата.

 

Памятники орхоно-енисейской письменности обнаружены в основном на территории Енисея, Монголии и Таласской долины. В них содержатся важные сведения о тюркских народах, в том числе кыргызах.

(3/4)

Орхоно-енисейским руническим алфавитом пользовались многие тюркские народы Центральной Азии в течение VI-XI вв. О принадлежности этой письменности тому или иному народу существуют различные точки зрения. Не случайно видные тюркологи относят эти памятники к енисейским кыргызам. В этой связи С.Е. Малов писал, что он присоединяется к мнению академика В.В. Радлова и профессора В. Томсена о принадлежности енисейских рунических памятников кыргызам. Игнорировать высказывания этих крупных ученых нельзя. Во всяком случае енисейские кыргызы, как и другие тюркские народы Центральной Азин, пользовались рунической письменностью.

 

Памятник в честь Кюль-тегина найден в 1889 г. русским исследователем Н.М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон, притока р. Селенги. Царевич Кюль-тегин (ум. в 731 г.) был братом кагана Восточнотюркского каганата Бильге (Могиляна).

 

Памятник в честь Тоньюкука найден в 1897 г. Д. и Е. Клеменцами на берегу р. Селенги у почтовой станции Налайха. Он поставлен в честь Тоньюкука, полководца и советника трёх каганов Восточнотюркского каганата — Кутлугчура (Ильтереса, ум. в 693 г.), Капагана (Мочжо, ум. в 716 г.) и Бильге (Могиляна, ум. в 734 г.).

 

Памятник кагану Восточнотюркского каганата Могиляну (Бильге, 716-734 гг.) найден в 1889 г. Н.М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам на берегу р. Орхон. Он по содержанию сходится с памятником Кюль-тегину, брату Могиляна, обнаруженному в том же месте.

 

Намогильная руническая надпись на камне в честь кыргызского кагана Барс-бега найдена крестьянином деревни Иудино (совр. с. Бондарево) Е.Ф. Корчаковым близ небольшого озерца Алтын-Куль (в Хакасии) и хранится в Минусинском историческом музее.

 

Памятник в честь «Кыргызского сына» в Суджи найден Г.И. Рамстедтом в 1900 г. на возвышенности Суджин-Даван южнее Монголии.

 

Второй таласский памятник с руническими письменами открыт в 1898 г. в местности Алта-бай в окрестностях с. Дмитриевского. В нём встречается этническое наименование «отуз оглан» («отуз улан»), которое, по историко-этнографическим данным связано с формированием кыргызского народа.

 

Четвёртый таласский памятник с руническими письменами найден в 1898 г. В.А. Каллауром в местности Айыртам-Ой Аулие-Атинского уезда. В нём также встречается этническое наименование «отуз оглан».

 

Средневековые арабские и персидские авторы оставили нам очень ценные, достаточно богатые сведения о кыргызах. Они были и являются основной базой в изучении истории кыргызского народа.

 

Биографических данных географа ал-Истахри из Фарса (Иран) нет. Известно только, что он много путешествовал, побывал и в Средней Азии. В 930-933 годах он составил труд «Китаб масалик ал-мамалик» («Книга путей государств»), который дошёл до нас на арабском и персидском языках, В его разделе «Мавераннахр» содержатся данные о народах Средней Азии, их городах, селениях, торговле и т.д.

 

Анонимное сочинение «Хухуд [Худуд] ал-алам» написано в 982-83 гг. на персидском языке. Оно было обнаружено в 1892 г. в Бухаре А.Г. Туманским. Востоковед В.Ф. Минорский перевёл его на английский язык с обширными научными комментариями. В «Худуд ал-аламе» содержатся очень интересные сведения о кыргызах и географии Кыргызстана. В.В. Бартольд на основе их впервые написал о проникновении части енисейских киргизов в IX в. на Тянь-Шань.

 

О жизни и личности Мухаммеда Бекрана неизвестно ничего. Известно только, что он жил в Хорасане и своё сочинение «Джахан наме»

(4/5)

(«Книга о мире») составил для хорезмшаха Мухаммеда Текеша (1200-1220).

 

Абд ар-Раззак (1413-1483) —историк Тимура и тимуридов. Среди его рассказов о походе последних на Могулистан имеется одно очень интересное сведение, касающееся истории кыргызов.

 

В сочинении Маджи (XVI в.) «Зинат ал-маджалис» («Украшение собраний») содержатся оригинальные сведения, заимствованные из других источников.

 

Абу Дулаф происходил из Южной Аравии и по каким-то причинам попал ко двору Саманидов в Средней Азии. Абу Дулаф начал свои путешествия в 942 г. из Бухары и проехал через Тянь-Шань и Восточный Туркестан в Китай. Его «Рисале» («Записки») стали нам известны благодаря авторам XIII в. Йакуту и ал-Казвини. Все сообщения Абу Дулафа о кыргызах подтверждаются другими арабскими авторами IX-X вв.

 

Гардизи был родом из селения Гардиз близ Газны (Иран). Свой труд «Зайн ал-ахбар» («Украшение известий») он написал во времена правления газневидского султана Абд ар-Рашида (1050-1053). В нём имеется глава о тюрках, заключающая в себе новые географические сведения и интересные легенды о происхождении различных племён.

 

О жизни и деятельности придворного врача сельджукидских султанов ал-Марвази известно очень мало. По нисби он был уроженцем г. Мерва, в 1120 г. завершил свою книгу «Табам ал-Хайаван» («Природа животных»). Хотя сочинение ал-Марвази в основном посвящено зоологии, в нём имеются сообщения о различных народах и странах, среди которых содержатся отрывки о тюркских племенах — гузах, туркменах, кыргызах, ягма, карлуках и др. Есть очень интересные сведения о религиозных верованиях и занимаемой кыргызами территории.

 

Рашид ад-Дин (1247-1318) был везирем ряда монгольских ханов в Иране и имел доступ к их сокровищнице, где хранилась официальная хроника монголов. Кроме этого источника его информаторами были знатоки монгольских преданий. Автор и его коллеги привлекали также данные из многих книг на различных языках. «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») была окончена в 1310-11 гг.

 

Мухаммед Хайдер происходил из знатного и влиятельного племени Восточного Туркестана дуглат. В 1541 г. ему удалось овладеть Кашмиром и основать там независимое княжество. Между 1541-1546 гг. он написал книгу «Тарих-и Рашиди» («Рашидова история»), которая является главным источником по истории государства Могулистан. Эта работа Мухаммеда Хайдера состоит из двух самостоятельных частей (дафтаров), иногда повторяющих одни и те же события. В «Тарих-и Рашиди» впервые из всех средневековых источников достаточно подробно рассказывается о кыргызах, на ныне занимаемой ими территории.

 

Биография османского историка Сейфи Челеби неизвестна. Его «Таварих» («Хроники») составлены где-то в конце XVI в. В труде Сейфи содержатся оригинальные сведения о верованиях, обычаях и социальном устройстве кыргызов.

 

Сочинение Абу-л-Гази «Родословное древо тюрков» (1603-1664) составлено на основе преданий генеалогий племён и трудов предшественников. Приводимый в издании отрывок из его работы — почти пересказ из «Сборника летописей» Рашид ад-Дина и «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдера.

 

Сведений о Шах-Махмуде также очень мало: Известно, что он родился в 1620-х годах в знатной семье из рода чурас, умер в конце

(5/6)

XVII в. Владел арабским и персидским языками. Его труд «Хроника» составлен па таджикском языке между 1673-1676 гг. и является ценным источником позднесредневековой истории Восточного Туркестана.

 

Агиографические произведения «Зийа ал-кулуб» («Сияние сердец»), «Джалис-и муштакин» («Собеседник жаждущих») и «Рафик ат-тали-бин» («Друг ищущих истину») могут служить ценнейшим дополнением к собственно историческим источникам для изучения разных сторон жизни и быта населения.

 

Во вторую часть настоящего сборника включены работы учёных историков, археологов В.В. Бартольда, А.Н. Бернштама, С.В. Киселёва, Ю.С. Худякова, Д.Г. Савинова и О.К. Караева.

 

Академик В.В. Бартольд (1869-1930) — крупнейший историк Востока. Блестящий талант и необыкновенная эрудиция, наряду с исключительной энергией и трудоспособностью, позволили ему создать огромное количество научных работ в самых разных областях востоковедения.

 

По просьбе научной комиссии при Отделе народного образования Киргизской ССР В.В. Бартольд написал в 1927 г. исторический очерк «Киргизы». Это была первая работа, специально посвящённая истории кыргызского народа. В ней освещалась их история с древнейших времён, включая вопросы истории кыргызов VI-X вв. и образования их государственности, последующих судеб енисейских и тянь-шаньских кыргызов. По мнению В.В. Бартольда, кыргызы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Следует отметить, что названный очерк автора обогащал читателей знанием основных явлений и событий в истории кыргызов. Более того, данный труд В.В. Бартольда предшествовал появлению новых работ по истории кыргызов и объективно, в определенной мере помогал их появлению.

 

А.Н. Бернштам (1910-1956) более 20 лет вёл археологические исследования на территории Кыргызстана, возглавляя Семиреченскую, Тяньшано-Алайскую, Памиро-Ферганскую и другие экспедиции. В результате археологических работ был получен огромный вещественный материал, который дал возможность впервые осветить многие вопросы истории и культуры Кыргызстана с древнейших времён и до позднего средневековья.

 

А.Н. Бернштам опубликовал около 250 работ, в том числе археологические очерки о Северной Киргизии, памятниках старины Таласской долины, архитектурных памятниках Киргизии, историко-археологические очерки о Центральном Тянь-Шане и Памиро-Алае и др. Особенно большое внимание он уделял проблеме этногенеза кыргызского народа, уже в своих ранних работах предположив несколько этапов переселения кыргызских племён с Енисея на Тянь-Шань, начиная с I в. до н.э.

 

А.Н. Бернштам ещё в 1942 г. сдал свою рукопись работы «История кыргыз и Кыргызстана с древнейших времён до монгольского завоевания» в отдел рукописей ИЯЛИ КирФАН СССР, и которая до сих пор не опубликована. Из этой работы в наш сборник включены IV и V главы. В них особое внимание уделено проблемам этногенеза кыргызов. При изложении истории кыргызов и Кыргызстана А.Н. Бернштам пытался показать на доступных ему материалах как Тянь-Шань стал родиной кыргызского народа.

 

С.В. Киселёв (1906-1962) — крупный специалист по археологии древней и средневековой истории народов Южной Сибири и Центральной Азии. С 1930 по 1956 г. он возглавлял работы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Института археологии АН СССР, в результате которой были открыты и изучены памятники разных эпох, начиная от ранней бронзы и кончая средневековыми памятниками алтайских тюр-

(6/7)

ков и енисейских кыргызов конца I тысячелетия н.э. Кроме могильников, изучались древние поселения, оросительные системы, орхоно-енисейская письменность и др. Изучены все археологические коллекции центральных и сибирских музеев, всевозможные виды письменных источников, освещающие историю древних племён Южной Сибири. Всё это позволило С.В. Киселёву создать книгу «Древняя история Южной Сибири», из которой в наш сборник включён раздел «Енисейские кыргызы», где автор освещает их историю, культуру и хозяйство в средние века.

 

Ю.С. Худяков много лет ведёт археологические исследования на территории Сибири, особенно Саяно-Алтая, в результате чего опубликовал ряд монографий и статей. В сборник включены отрывки из его работ «Вооружение енисейских кыргызов» и «Кыргызы на просторах Азии». В них освещаются дискуссионные вопросы этнонимии тюркоязычного населения Енисея, рассматриваются пути миграции кыргызов в Азии и их переселение на Тянь-Шань, где они составили этническое ядро современного кыргызского народа.

 

Д.Г. Савинов также много лет ведёт археологические исследования на территории Сибири, опубликовал ряд работ. Среди них монографию «Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху», из которой в данный сборник включен раздел «Кыргызское великодержавие». В нём автор на материале этнографических, археологических, литературных и других источников излагает различные вопросы истории енисейских кыргызов IX-X вв.

 

В статье О. Караева, посвящённой историографии Кыргызстана XI-XVI вв., даётся обзор и оценка работ Ч. Валиханова, В. Григорьева, Г. Вамбери, В. Бартольда, В. Якубовского, А. Бернштама, О. Прицака, Е. Давидович, С. Абрамзона, К. Петрова и др. При этом автор привёл первоисточники работ этих исследователей.

 

В третью часть сборника включены труды этнографов и историков-этнографов Ч. Валиханова, В. Радлова, Н. Аристова, С. Абрамзона и др.

 

Ч.Ч. Валиханов (1835-1865) — первый казахский учёный, занимает видное место в изучении истории кыргызского народа. В своих поездках по Тянь-Шаню он ознакомился с жизнью и бытом кыргызов, изучил их историю, этнографию и народную поэзию. В результате неутомимой работы он смог накопить обширный историко-этнографический материал о кыргызском народе. Ч. Валиханов впервые обращает внимание на знаменитый эпос «Манас», делает его первую научную запись и частичный перевод на русский язык. Ч. Валиханов прекрасно знал восточные источники о кыргызах, на которые он делал частые ссылки. В работе «Кыргызы» изложены вопросы древней истории этого народа, его предания и отрывки из эпоса «Манас».

 

В.В. Радлов (1837-1918) был крупнейшим языковедом-тюркологом, замечательным этнографом и археологом. Он много лет путешествовал по Южной Сибири и Средней Азии, изучал языки местного тюркоязычного населения, собирал фольклор, знакомился с бытом и памятниками истории. В. Радлов на основе собранных им материалов опубликовал многочисленные работы, в том числе статью о кара-кыргызах, включённую в 5 главу труда автора «Из Сибири», где приводятся краткие сведения о материальной и духовной культуре кыргызов. Очень интересен включённый в статью отрывок из эпоса «Манас».

 

Н.А. Аристов (1847 — год смерти неизвестен) —русский востоковед и этнограф. В 1868-1889 годах занимал различные административные должности в Семиреченской области. По служебным делам он часто бывал в различных районах этого края, где собирал фактические дан-

(7/8)

ные о тюркских народах и на их основе написал труды «Опыт» и «Заметки». В них содержатся очень ценные сведения о родоплеменной структуре кыргызов и предания об их происхождении,

 

Б. Солтоноев (1878-1937) много лет ездил по районам, где жили кыргызы и собрал богатый фактический материал для своей книги «История красных кыргыз». В ней автор на основе собранных им сведений и письменных источников изложил различные вопросы истории кыргызов и Кыргызстана с древних времён до восстания 1916 г. Очень интересен рассказ Б. Солтоноева о родоплеменном составе кыргызского народа.

 

С.М. Абрамзон (1905-1977) всю жизнь посвятил изучению различных вопросов этнографии кыргызского народа. Он возглавлял и принимал участие во многих этнографических экспедициях по Кыргызстану и собрал огромный фактический материал. На его основе, а также на основе археологических и исторических данных С.М. Абрамзон написал ряд монографий и большое количество статей. Среди них его капитальный труд «Киргизы и их этнографические и историко-культурные связи», первая глава которого включена в наш сборник. В ней на основе обобщения и анализа данных, относящихся к различным явлениям этнической истории кыргызского народа, рассмотрены пути формирования его этнического облика, в каком он предстаёт перед нами во второй половине прошлого и в первой половине нашего века.

 

В статье О. Караева на основе письменных источников излагается этническая история Семиречья и Центрального Тянь-Шаня, переселения в этот регион тюрко-монгольских племён из Центральной Азии, Южной Сибири и участие их в образовании кыргызского народа.

 

Работа И. Молдобаева раскрывает истоки происхождения и этнической культуры кыргызов. Она написана на базе этнографических, фольклорных, лингвистических, археологических, письменных и других источников. В научный оборот вводится этнографический и фольклорный материал, собранный лично автором у коренных народов Южной Сибири и Алтая.

 

В сборнике все географические названия, этнонимы, специальные термины и имена собственные даны в авторской орфографии.

 

О. Караев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки