[ каталог выставки ]
Эрмитаж спасённый.
Выставка произведений из коллекций Государственного Эрмитажа, посвящённая 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Екатеринбургский Музей изобразительных искусств. 14 апреля — 25 июня 1995 г. Альбом-каталог.
// СПб: «Славия». 1995. 260 с. ISBN 5-88654-002-4
Оглавление
Вступительное слово.
Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. — 8
Эрмитаж в годы Великой отечественной войны. — 9
Документы Научного архива Государственного Эрмитажа. — 35
Выставки военного времени [альбом]. — 52
Библиотека Эрмитажа в Ленинграде и Свердловске. — 58
Шедевры западноевропейской живописи [альбом]. — 61
Венецианская школа • Голландская школа • Испанская школа • Итальянская школа • Фламандская школа • Французская школа.
Санкт-Петербург в произведениях русской графики [альбом]. — 123
Произведения декоративно-прикладного искусства [альбом]. — 153
Памятники скифской эпохи • Памятники античной культуры • Сасанидское серебро • Византийские древности • Китайский резной камень • Китайский фарфор • Японский фарфор • Русское серебро • Русский фарфор • Русское стекло • Русская мебель • Русский цветной камень • Камеи Екатеринбургской гранильной фабрики • Художественное оружие Златоуста.
Памятники нумизматики [альбом]. — 191
Ордена и медали Великой отечественной войны [альбом]. — 199
Каталог выставки [1-585]. — 219 (развёрнуто)
Эрмитаж в годы Великой отечественной войны. — 219
Документы Научного архива Государственного Эрмитажа [кат. 1-29]. — 219
Фотографии военного времени [кат. 30-56]. — 220
Рисунки и акварели художников военного времени [кат. 57-82]. — 220
Экспонаты выставок военного времени в Ленинграде и Свердловске [кат. 83-95]. — 222
Библиотека Эрмитажа в Лениграде и Свердловске [кат. 96-132]. —223
Шедевры западноевропейской живописи [кат. 133-162]. — 225
Санкт-Петербург в произведениях графики [кат. 163-242]. — 226
Декоративно-прикладное искусство. — 235
Памятники скифской эпохи [кат. 243-250]. — 235
Памятники античной культуры [кат. 251-260]. — 236
Сасанидское серебро [кат. 261-263]. — 236
Византийские древности [кат. 264-266]. — 237
Китайский резной камень [кат. 267-276]. — 237
Китайский фарфор [кат. 277-284]. — 237
Японский фарфор [кат. 285-286]. — 238
Русское серебро [кат. 287-296]. — 238
Русский фарфор [кат. 297-302]. — 239
Русское стекло [кат. 303-310]. — 239
Русская мебель [кат. 311-320]. — 240
Русский цветной камень [кат. 321-360]. — 240
Камеи Екатеринбургской гранильной фабрики [кат. 361-410]. — 242
Художественное оружие Златоуста [кат. 411-415]. — 246
Памятники нумизматики [кат. 416-520]. — 246
Ордена и медали Великой отечественной войны [кат. 521-585]. — 253
[со стр. 6:]
Авторы-составители:
Т.Б. Арапова, И.С. Артемьева, Н.П. Бабина, Л.Л. Баркова, С.П. Борисковская, Т.Б. Бушмина, С.Н. Всеволожская, Н.И. Грицай, Е.В. Дерябина, М.А. Добровольская, Ю.Г. Ефимов, М.П. Завитухина, В.Н. Залесская, О.Г. Зимина, Ю.О. Каган, Л.Л. Каганэ, В.А. Калинин, Г.И. Качалина, Г.Н. Комелова, М.Н. Косарева, A.О. Ларионов, B.Г. Луконин, В.Ф. Маришкина, B.Ю. Матвеев, Г.А. Миролюбова, Л.А. Некрасова, Н.Б. Петрусевич, М.Л. Пчелина, И.С. Соколова, C.А. Строганов, В.С. Шандровская, Е.М. Яковлева,
[ Вступительное слово. ] ^
ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, что после бед и напастей дольше всего люди сохраняют в памяти не чувство мести и ненависти, а чувство благодарности и восхищения по отношению к тем, кто сумел среди ужаса гибели сохранить и спасти честь и преемственность культуры народа.
Военная история Эрмитажа стала примером-символом непобедимости нашей культуры. Эрмитаж боролся за своё выживание и в осаждённом Ленинграде, и в далёком Свердловске; в городе, построенном первым российским императором, и в городе, где нашёл свою смерть император последний. К выживанию музей звала вся славная история российской культуры, честь и традиция северной столицы. Город, где музей нашёл себе убежище, спас, может быть, самое главное, что оставили России и миру Романовы, — ими созданный, взлелеянный музей, гордость страны и предмет зависти врагов.
Эрмитаж эвакуировался три раза. Раз его спасали от Наполеона, ещё раз — от кайзера Вильгельма и наконец — от Гитлера. Люди ещё не знали, но верно чувствовали, что на этот раз речь идёт о полном уничтожении города, который неразрывно связан с музеем. Потому, наверное, треть коллекций не дала увезти себя с берегов Невы, потому сокровища императорских дворцов и музеев стеклись в здания Эрмитажа, ставшие духовным центром осаждённого города. Музей продолжал существовать и под бомбами. Под бомбами он жил и действовал — хранил экспонаты, берёг здания, устраивал сюрреалистические экскурсии по пустым залам и не менее сюрреалистические юбилейные научные заседания памяти восточных поэтов, о которых в большом, неосаждённом мире вспоминать было некогда.
Опорой стойкости Эрмитажа и его голодных защитников было твёрдое знание того, что основные коллекции музея не погибнут, даже если погибнут они сами. Чёткость проведённой эвакуации была залогом того, что и дальше коллекции, бережно уложенные в деревянные ящики, не пропадут, будут окружены вниманием и заботой. Свердловск стал тем местом родной земли, где эвакуированный Эрмитаж нашёл защиту.
Здания уральской столицы, её власти и простые люди укрыли музей, его сотрудников и их детей. Хранительская, научная и просветительская миссия музея продолжалась и тут, как бы перекликаясь с блокированным своим источником. В Свердловске было трудно, но надёжно. Ничто не пропало. Выжили и вещи и люди. Выжили и сохранили, передавая из поколения в поколение, чувство глубокой признательности и благодарности Свердловску. Имя этого города в Эрмитаже свято, всегда вызывает тёплую улыбку и добрые, добрые слова.
В память о военной жизни Эрмитаж сегодня снова в Свердловске. Наши выставки — дань памяти и благодарности людям и городу, которые спасли его, сохранили России и миру коллекции и научные традиции. Снова в Свердловске мы делимся с его жителями, потомками тех, кто видел наши военные выставки, частью наших сокровищ, частью той радости, которую мы вместе сберегли, чтобы они были вечно.
Спасибо вам, наши уральские братья. Помните, что вы связаны с музеем на Неве узами родства и дружбы, которые ещё не раз помогут в наших общих бедах, увеличат общую радость. Наша победа спасла нашу честь и нашу культуру. Мы вместе обязаны беречь их дальше.
Михаил Пиотровский,
Директор Государственного Эрмитажа
наверх
|