[ сборник ]
Смерть как феномен культуры.
// Сыктывкар: 1994. 188 с.
Отв.ред.: В.А. Семёнов.
Содержание
Белоусов А.Ф. Из истории русской «кладбищенской» поэзии: стихотворение К. Случевского «На кладбище». — 4
Востриков А.В. Убийство и самоубийство в деле чести. — 23
Исупов К.Г. Русская философия смерти (XVIII-XX вв.). — 34
Власов А.Н. Эпизод «преставления» святого как структурный элемент житийного текста (на материале памятников Устюжской литературной традиции). — 53
Волкова Т.Ф. Повести и легенды о табаке в контексте мифопоэтических представлений о смерти. — 75
Велинова В. Семиотический анализ «слов» Климента Охридского (к вопросу о понимании термина «смерть» в раннесредневековой болгарской литературе). — 95
Теребихин Н.М. Мифология островной культуры Русского Севера. — 107
Семёнов В.А. О некоторых способах организации и описания космоса народами уральской языковой семьи (к интерпретации числовых дефиниций). — 115
Несанелис Д.А., Шарапов В.Э. Тема смерти в детских играх: опыт этносемиотического анализа (по материалам традиционной культуры коми). — 122
Семёнов Вл.А. «Ритуальный двойник» в похоронном обряде саяно-алтайских скифов (Эволюция погребального обряда кочевников Южной Сибири). — 135
Макарова Л.М. Смерть в мировоззрении национал-социализма. — 142
Хелльберг-Хирн Е. Живая и мёртвая вода. — 151
Пентикайнен Ю. Смерть без статуса в народных представлениях финнов. — 154
Опарина Т.А. Структура потустороннего мира в представлениях Стефана Зизания о посмертной судьбе души. — 158
Манаков В.С. Рильке и Шостакович: преодоление смерти. — 160
Чеснокова Н.Н. Жизнь на погосте. Предки зырян ужговских в их современном восприятии и в археологических источниках. — 166
Вместо предисловия. ^
Вряд ли можно указать другую категорию, которая бы одновременно так повелительно притягивала и отталкивала человечество, как Смерть. Разве что — Жизнь, которая в известной перспективе и должна рассматриваться как подготовка к смерти. В отечественной религиозной и философской традиции есть обращения к теме смерти. Достаточно вспомнить «Слово о смерти» епископа Игнатия Брянчанинова или «Поэму о смерти» Л.П. Карсавина. Вряд ли может вызывать сомнение то, что оба сочинения навеяны как строками пасхального тропаря, так и «любовью к отеческим гробам», столь отчётливо и пронзительно отразившейся и в живописи. Вспоминаются, например, лирически окрашенные «кладбищенские» пейзажи Марии Якунчиковой.
В тот период нашей истории, начало которого знаменуется 1917 годом, размышления и рассуждения о смерти были не только не актуальны, но даже как бы и «неудобны», что было вполне логично для идеологии общества, для которого «Ленин и теперь живее всех живых». Имплицитно могло подразумеваться, что харизма вождя распространяется на всех причастных делу революции. Примечательны в этом отношении строки Николая Асеева о «площади Красной», на которой собирается «красный народ». Едва ли не единственными областями жизнедеятельности, где занятия темой смерти как категорией культуры были достаточно узаконены, оставались археология и этнография.
Эти науки основное внимание уделяли погребальному обряду, интерпретация которого зачастую полностью зависела от социального заказа. По словам В.Н. Топорова, возрождение «культа покойных» на нашей отечественной ниве начинается с середины 50-х годов. Оно было связано, видимо, с некими более общими тенденциями духовных поисков и устремлений. В той или иной степени они стимулировали и научные разыскания, результаты которых оформлялись на конференциях и симпозиумах 80-х годов, посвящённых проблемам балто-славянских культур. Подходы к данной проблематике, продемонстрированные на этих симпозиумах, свидетельствовали о преодолении строгой «академичности» и о зародившемся стремлении к междисциплинарному синтезу явлений культуры. Прошедшие недавно на Соловках (1987), в Великом Устюге (1988), Сыктывкаре (1991) семинары продемонстрировали возможности семиотического подхода при анализе культур разных этносов. Школа-семинар в Сыктывкаре была специально посвящена проблемам смерти как феномену культуры. Некоторые результаты этих обсуждений представлены на страницах предлагаемой книги.
наверх
|