главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э. Кемерово: 1994.[ сборник ]

Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э.

// Кемерово: 1994. 252 с.

 

Содержание

 

Предисловие (Ю.С. Худяков). — 3

 

Мартынов А.И. Вопросы истории и археологии сибирского средневековья. — 4

Журавлёва А.Д. Соотношение керамических комплексов сюнну и культур юга Дальнего Востока (I тыс. до н.э.). — 10

Кондратенко А.П. Западные хунны (Опыт этно-исторической идентификации). — 27

Суразаков А.С. К семантике изображений на кудыргинском валуне. — 45-55

Васютин А.С. Некоторые вопросы относительной хронологии комплексов со стременами и удилами кудыргинского и катандинского типов. — 55

Мандрыка П.В., Макаров Н.П. Погребения с трупосожжениями в окрестностях Красноярска (К вопросу о выделении памятников нового культурного типа). — 68

Худяков Ю.С. Тюрки и уйгуры в Минусинской котловине. — 85-95

Чороев Т.К. Некоторые сведения по истории раннесредневековых тюркских этносов Восточного Туркестана (По арабо- и персоязычным источникам IX — начала XIII вв.). — 96

Илюшин А.М. Средневековые курганы со рвами в Кузнецкой котловине (Хронология и этнокультурная принадлежность). — 103

Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш. Курганы из могильника Ала-Мышик. — 112-128

Азбелев П.П. Погребальные памятники типа минусинских чаатасов на Иртыше. — 129-138

Костюков В.П. Тюркские поминальные комплексы на Южном Урале. — 138

Ермоленко Л.Н. О семантике средневековых кочевнических святилищ со скрытыми в насыпях изваяниями. — 157

Табалдиев К.Ш. Погребения из Кичи-Ача (Центральный Тянь-Шань). — 165

Дашибалов Б.Б. Находки культуры «курумчинских кузнецов» из раскопок Б.Э. Петри. — 190

Митько О.А. Обряд трупосожжения у енисейских кыргызов. — 207

Чжан Тайсян (КНР), Шомаев А.А., Скобелев С.Г. Происхождение «фуюйских киргизов». — 227

Зайцев М.А., Свинин В.В., Харинский А.В. Старобурятские погребения из бухты Хатун. — 233

 

Список сокращений. — 251

 


 

Предисловие   ^

 

Важной задачей изучения древней и средневековой истории кочевого мира Евразии является осмысление процессов этногенеза и культурогенеза кочевых народов, этапов формирования и развития кочевнических культур. Решающими событиями в этнической и культурной истории южных районов Сибири и Центральной Азии на протяжении двух последних тысячелетий было распространение этноса, культуры и государственности хуннов, тюрок, уйгуров, кыргызов и монголов. Уже на рубеже I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. в процессе создания хуннской державы и включения в её состав южных районов Сибири происходит широкая диффузия особых элементов хуннской культуры. С переселением части хуннского этноса на запад происходит существенная трансформация культуры и включение в орбиту её влияния широкого круга ираноязычных кочевых племён. В хуннское время были заложены основы этнического и культурного развития тюркоязычных кочевников на всей территории степного пояса Евразии на протяжении I тыс. н.э. На рубеже периода раннего средневековья в процессе создания Тюркского каганата и расширения его влияния на всю территорию евразийских степей широкое распространение получают памятники древнетюркской культуры. Они зафиксированы на всей территории Центральной Азии, Саяно-Алтая, Притяньшанья. Недавно древнетюркские поминальные оградки обнаружены на Южном Урале.

 

Основные элементы древнетюркской культуры были заимствованы тюркоязычными кочевыми племенами, обитавшими в различных районах Азии: курыканами Прибайкалья, уйгурами Монголии, кыргызами Енисея, кимаками Прииртышья.

 

В начале II тыс. н.э. после разгрома уйгурского каганата кыргызами и выселения с территории Центральной Азии массы тюркоязычных телесских племён этот район попадает под власть киданей и постепенно заселяется монголоязычными кочевниками. Монгольские племена проникают в Прииртышье. В ходе обширных завоеваний в XIII в. монгольский этнос и культура получают широкое распространение по всей территории степного пояса Евразии. Памятники монгольских кочевников обнаружены в Притяньшанье, Южной Сибири, Поволжье. Тюркоязычные кочевники восприняли ряд элементов монгольского предметного комплекса. В то же время ряд монгольских родоплеменных групп ассимилировался в тюркской кочевой среде.

 

В период позднего средневековья в Центральной Азии складываются границы распространения кочевых этносов и культур, характерные для периода этнографической современности. Ряд элементов в этнографической культуре современных коренных народов Сибири унаследован от предшествующих культур.

 

Анализу проблем этнокультурного развития в Центральной Азии и Южной Сибири на протяжении двух последних тысячелетий истории, характеристике памятников ряда кочевых культур посвящён настоящий сборник.

 


 

Список сокращений   ^

 

ДВФ СО АН СССР — Дальневосточный филиал Сибирского Отделения Академии наук СССР

ИГОМ — Иркутский государственный объединённый музей

ИИАЭ АН КазССР — Институт истории, археологии и этнографии Академии наук КазССР

КАЭЭ — Киргизская археолого-этнографическая экспедиция

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР

МАЭ — Музей антропологии и этнографии

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

СА — Советская археология

СКНЦВШ — Северо-Кавказский научный центр высшей школы

СЭ — Советская этнография

ТКОПОРГО — Троицкосавско-Кяхтинское отделение Приамурского отдела Русского географического общества

ТНИИЯЛИ — Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

ХНИИЯЛИ — Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки