главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Эрмитаж. История и современность. 1764-1988. М.: Искусство. 1990. [ коллективная монография ]

Эрмитаж.

История и современность. 1764-1988.

// М.: Искусство. 1990. 368 с. ISBN 5-210-00010-9

 

Научно-просветительный отдел.

(Г.А. Васильева, Л.Н. Воронихина, И.А. Куреева, Ю.Г. Шапиро)

 

Историю Научно-просветительного отдела Эрмитажа традиционно начинают 1925 годом, когда в музее организовалось Экскурсионное бюро, в состав которого вошли сотрудники научных отделов. [1] Однако просветительная, и в частности экскурсионная, работа уже велась в стенах Эрмитажа гораздо раньше. Ещё до первой мировой войны учителя и просто знатоки искусства эпизодически проводили в музее экскурсии. В ряде дошедших до нас публикаций содержатся высказывания о необходимости расширения этой работы. Так, в 1913 году газета «Правда» печатала методические рекомендации осмотра петербургских музеев, в том числе Эрмитажа. Известно также и об упорном сопротивлении, которое оказывал Императорский Эрмитаж подобным попыткам до революции и о настороженности, проявлявшейся музеем к экскурсионной работе в первое время после Октября 1917 года. Архивы начала 1920-х годов хранят множество отказов на проведение занятий в залах со школьниками и студентами, которые получал от Совета Эрмитажа заведовавший Отделом древностей Оскар Фердинандович Вальдгауер, уже в то время выдающийся специалист, крупнейший учёный и музейный деятель.

 

Планомерно поставленное экскурсионное дело ведёт своё начало с 1918 года. К 1920-1921 годам методическая и практическая экскурсионная работа уже интенсивно осуществлялась в Петрограде по почину трёх учреждений: Школьного и Внешкольного отделов Комиссариата просвещения и экскурсионной секции Музейного отдела Наркомпроса. [2]

 

Две экскурсионные станции — Школьная (в Аничковом дворце) и Внешкольная (в Доме экскурсанта на улице Белинского, д. 13) — направляли группы со своими экскурсоводами в музеи, в том числе и в Эрмитаж. [3]

 

Между тем уже с 1918 года в обязанность сотрудников Эрмитажа входили объяснения для публики, которые они давали по материалам экспозиций своих отделов. Именно тогда, в начале экскурсионной работы в Эрмитаже, О.Ф. Вальдгауером была блестяще воплощена на практике методическая программа занятий со школьниками на материале огромного диапазона — от искусства древности до эпохи Возрождения включительно, начало которой было положено его статьями «Искусство в школе» (1908) и «Античность и преподавание искусства» (1911).

 

В её основе лежал принцип обязательной предварительной подготовки детей к восприятию музейных памятников. Прежде чем показать подлинники на экспозиции, Вальдгауер демонстрировал диапозитивы («туманные картинки», как их тогда называли) с видами тех стран, городов и мест, где были найдены памятники культуры и искусства. При этом он не ограничивался собственными комментариями или рассказом, а вовлекал детей в активную дискуссию по каждой теме. И уже после этого занятия переносились в залы, где, опираясь на полученные знания, школьники полнее и с большим интересом воспринимали материал. [4] Ряд принципов методики проведения просветработы, которые впервые разрабатывал Вальдгауер в те годы, впоследствии вошёл в практику и стал делом повседневным.

 

Среди тех, кто на протяжении всей своей научной деятельности постоянно способствовал организации и развитию лекционного и экскурсионного дела в Эрмитаже, была и Наталия Давыдовна Флиттнер, в 1918 году работавшая в Музейном отделе Наркомпроса, [5] впоследствии ставшая замечательным учёным-египтологом.

 

Ещё в 1921 году Н.Д. Флиттнер разработала программу занятий-семинаров для учителей с целью их подготовки к проведению школьных экскурсий в Эрмитаже. В результате совместными усилиями экскурсионной секции Музейного отдела и прошедших специальную подготовку учителей в Эрмитаже в 1921 году было проведено 225 школьных экскурсий, охватывавших широкий спектр тем (главным образом по материалам западноевропейского искусства).

 

Общая посещаемость музея в 1921 году достигла 62756 человек, [6] что потребовало увеличения числа экскурсоводов. В 1921-1922 годах

(349/340)

И.А. Орбели с участниками семинара экскурсоводов.
1938.

(Открыть в новом окне)

 

стал действовать организованный Музейным отделом и Эрмитажем семинар, готовивший экскурсоводов к проведению занятий со взрослой аудиторией. По решению Совета Эрмитажа этот семинар возглавил такой крупный учёный, как Альфред Николаевич Кубе. [7] К числу известных специалистов, отдававших в эти годы силы и знания утверждению основ музейной просветительной работы, были Василий Васильевич Струве, а также Жанетта Андреевна Мацулевич, ставшая председателем организовавшегося в 1925 году Экскурсионного бюро Эрмитажа. [8]

 

Деятельность бюро, протекавшая в контакте с экскурсионными организациями города, способствовала расширению культурно-просветительной работы музея. Её особое значение и важность наравне со всякой другой деятельностью научного персонала теперь специально подчёркивается Правлением Эрмитажа, пришедшим на смену Совету Эрмитажа.

 

В 1928 году в соответствии с типовым положением о музеях в Эрмитаже создаётся Бюро просветработы, председателем которого был назначен Борис Николаевич Великосельцев. Просветбюро осуществляло многообразные функции: помимо экскурсионной и лекционной деятельности оно руководило разработкой программ для занятий Рабочего вечернего университета (созданного ещё в 1927 г.), а также давало заключения по планам экспозиций, предоставлявшимся отделами музея в Учёный совет Эрмитажа, предлагало пути их приспособления для работы с массовым зрителем. [9] К концу того же года в каждом отделе были созданы просветячейки, избиравшие своего председателя, но в целом подчинявшиеся Бюро просветработы Эрмитажа и способствовавшие его деятельности на местах.

 

В 1930 году в ходе начавшейся реконструкции Эрмитажа вместо Бюро просветработы организуется Просветчасть, в штат которой зачисляются пять консультантов и четыре экскурсовода (среди них «практикантка» Татьяна Алексеевна Измайлова — впоследствии крупный специалист по искусству Армении). [10] Большое внимание в это время уделялось увеличению количества тематических экскурсий, а также расширению сети Рабочих университетов и привлечению большего числа участников в незадолго до этого возникшие Рабочие кружки Эрмитажа (РКЭ). В 1931 году в РКЭ было зачислено около 100 новых членов, а при повторной «вербовке» осенью того же года — 269 человек, в том числе 209 рабочих. Помимо получения участниками кружков знаний о музее и его сокровищах они выступали и в качестве актива, популяризировавшего Эрмитаж среди рабочих. Однако в этом деле существовали и трудности — фактически лекции посещали 100-120 человек, экскурсии же подчас отменялись из-за неявки групп. План выездных лекций также не выполнялся (из намеченных 72 лекций было прочитано 26).

 

Сложившаяся ситуация побудила музей заняться изучением зрителя и эффективности выездных лекций. В этом деле помимо музейных работников участвовали и члены РКЭ. В 1932 году было трижды проведено анкетирование посетителей Эрмитажа. [11] Потребность в организации социологических исследований в Эрмитаже возникла ещё в середине 1920-х годов. Тогда, в годы последовавшие за гражданской войной и разрухой, посещаемость музеев была всё ещё невысока. Чтобы расширить аудиторию, необходимо было изучить запросы посетителей. Эрмитаж проводил специальные обследования с помощью анкет (за их верное заполнение посетитель получал билет в один

(340/341)

 

Афиша лектория Эрмитажа. 1938.

(Открыть в новом окне)

Экскурсия в Эрмитаже. Фотография 1939/40 г.

(Открыть в новом окне)

 

из музеев, что не только стимулировало участие каждого в новом и необычном деле — обследовании, но и привлекало посетителей в Эрмитаж и другие музеи). Наблюдения за реакцией публики в отдельных залах специально выделенными для этого дежурными и соответствующий подсчёт позволили выявить как наиболее интересные для посетителей и удачно построенные разделы экспозиции, так и те, что оставались незамеченными или трудно воспринимались зрителем. В результате изучения общественного мнения вносились необходимые коррективы в экспозицию.

 

В начале 1930-х годов социологические исследования охватывали как посетителей Эрмитажа, так и внемузейную аудиторию, обслуживаемую лекторами и сотрудниками. Носили они, скорее, эмпирический характер, проводились нерегулярно и, что особенно печально, не получили дальнейшего развития в связи с негативным отношением к социологическим исследованиям, господствовавшим на протяжении последовавшего затем периода. А между тем просветительная работа приобретала новые формы, менялась и структура Просветчасти.

 

В июне 1931 года при Просветчасти было образовано Методсовещание, в обязанности которого входило рассмотрение планов экспозиций, определение характера и содержания экспликаций, организация общественных просмотров выставок, методический контроль и прослушивание экскурсий, создание лекционных циклов, выработка программ занятий для семинаров по подготовке сотрудников экскурсионных баз, по-прежнему продолжавших водить экскурсии в Эрмитаж. [12]

 

В ноябре 1931 года в соответствии с приказом Наркомпроса в Эрмитаже был образован Методологический сектор [13] для разработки методологических дисциплин применительно к нуждам музея (планы и комплексные темы для отделов, идеологическое руководство издательством, руководство аспирантурой, марксистско-ленинское воспитание сотрудников). Методологический сектор, куда вошли П.П. Щеголоев (учёный секретарь сектора), А.А. Аджян, П.Я. Ирбит (зав. Просветотделом), Т.Л. Лилова, И.М. Лурье, И.И. Мещанинов, В.И. Равдоникас, Л.Л. Раков, А.Ю. Якубовский, возглавлял сектор директор музея Б.В. Легран. [14]

 

Начиная со второго квартала 1932 года к осуществлению просветительной работы были вновь привлечены сотрудники различных отделов Эрмитажа. Они участвовали в изучении зрителя, проводили консультации, причём деятельность эта была обязательной для всех, что позволило улучшить обслуживание «одиночных» посетителей (около 75 000 при общей посещаемости в 341 563 чел.). Была установлена постоянная связь с 32 крупными предприятиями Ленинграда, осуществлено 33 выезда на заводы, [15] организованы культпоходы (10 в год) и экскурсии для рабочих. Необходимо было методическое обоснование этой работы. Дирекция Эрмитажа заключает договоры с сотрудниками музея на написание методических пособий, привлекает для разработки циклов лекций специалистов.

 

В феврале 1932 года в Эрмитаже создаётся Отдел музыкальной культуры и техники, фонды которого поступили из Музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии. Это позволило проводить в Эрмитажном театре лекции, сопровождавшиеся концертами старинной музыки (в соответствии с темой и изучаемой эпохой), использовать подлинные инструменты коллекции. Эта форма работы называлась «концерты-выставки». [16]

 

Большие изменения в просветработе произошли в 1934 году, когда осуществилась реэкспози-

(341/342)

 

Культпоход в Эрмитаж на Дворцовой набережной. Фотография 1939 г.

(Открыть в новом окне)

Культпоход Ижорского завода у Главного входа в Эрмитаж. 1949 г.

(Открыть в новом окне)

 

ция выставок с учётом исторической последовательности материала и смены общественных формаций.

 

В 1935 году была разработана развернутая программа лекционных циклов: монографических (о великих скульпторах античного мира и мастерах западноевропейского искусства), циклов, подробно знакомящих с искусством отдельных стран (Италии, Голландии, Франции), а также цикл «Реализм в искусстве прошлого». Разрабатываются новые экскурсии с учётом реэкспозиции и изменением общего взгляда на исторический процесс в преподавании истории.

 

В 1936 году Эрмитаж перешёл из ведения Наркомпроса в ведение Всесоюзного комитета по делам искусств. Одним из следствий было требование комитета приступить к написанию истории европейского искусства. Комиссию по подготовке этого издания возглавил Константин Лаврентьевич Круглов (1904-1942), партийный работник, человек энергичный и талантливый, в 1939 году назначенный заведующим Отделом западноевропейского искусства. Начав свой трудовой путь с профессии слесаря, он был принят в Эрмитаж в 1937 году на должность заведующего Лекторием и Политпросветотделом. С именем Круглова, погибшего на фронте под Сталинградом и посмертно награждённого орденом Ленина за мужество, проявленное в боях, связан поворот в просветработе музея: теперь она стала носить массовый характер. Для поднятия посещаемости Кругловым был предпринят целый комплекс мероприятий. Напечатали 90 тысяч бесплатных пригласительных билетов, которые сотрудники Просветотдела доставили в райкомы и райисполкомы Ленинграда, что привлекло внимание к Эрмитажу, стали интенсивно печататься газетные статьи о музее, издаваться афиши. В штат зачислили семь инструкторов для руководства мероприятиями на местах. Число экскурсоводов выросло до двадцати трех; сверх того пятнадцать человек работали внештатно; проведение экскурсий также входило в обязанности сорока научных сотрудников других отделов музея. [17]

 

Положительную роль сыграл организованный в 1937-1938 годах семинар по подготовке новых сотрудников для ведения просветработы в музее, методистом которого была Татьяна Михайловна Соколова. Многие экскурсоводы, окончившие этот семинар, продолжали трудиться в Эрмитаже и в послевоенное время: Павел Филиппович Губчевский, Мария Фёдоровна Едовина, Ольга Михайловна Персианова, Зинаида Александровна Петрова, Евгения Дмитриевна Симановская, Мария Алексеевна Тресвятская. В 1930-х годах выдвинулось новое поколение талантливых просветработников и в научных отделах. Среди них были люди, ставшие впоследствии видными учёными, замечательными музейными специалистами, однако продолжавшими оказывать помощь в развитии научно-просветительной работы в Эрмитаже, — Алиса Владимировна Банк, Антонина Николаевна Изергина, Валентина Николаевна Березина, Кира Фёдоровна Асаевич. Важной особенностью просветительной деятельности музея явилась и активизация работы со школьниками. Во второй половине 1930-х годов необходимость в Детской экскурсионной туристической станции (ДЭТС), которая долгое время осуществляла в Ленинграде всю экскурсионную работу со школьниками, отпала. Созданная в музее Школьная комиссия, в состав которой входили Н.Д. Флиттнер, А.В. Банк, Р.И. Рубинштейн, Е.Ю. Фехнер, М.Д. Семиз, М.Э. Матье (председатель), наметила основные формы работы со школьниками, существующие и поныне. В 1932 году начал работу первый школьный кружок, состоявший из де-

(342/343)

сяти человек, руководителем которого была Н.Д. Флиттнер.

 

В начале 1939 года благодаря содействию директора музея академика Иосифа Абгаровича Орбели, заботившегося о расширении работы с детьми, в музей был переведён ряд опытных специалистов, бывших сотрудников ДЭТС: Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, Любовь Владимировна Антонова, Ольга Борисовна Дмитриева и Марина Викторовна Андреева, [18] впоследствии в 50-х годах возглавлявшая методическую часть отдела. Этими замечательными педагогами-методистами были разработаны и практически осуществлялись новые методы работы музея со школой, воспитывались кадры экскурсоводов, занимавшихся с детской аудиторией.

 

В конце 30-х годов методической работой руководила Ксения Владимировна Ползикова-Рубец (1889-1949), за требовательностью, строгостью которой стояла искренняя забота о воспитании профессиональных качеств молодых сотрудников. Заведовала Школьным кабинетом Любовь Владимировна Антонова (1903-1983) — человек большой энергии и организаторских способностей, которые проявлялись не только в каждодневной работе по воспитанию школьников, но впоследствии и в экстремальных условиях эвакуации детей сотрудников Эрмитажа в годы войны. Любовь Владимировна также некоторое время заведовала Просветотделом. В 1939 году школьные экскурсии целиком перешли в руки Просветотдела. [19] В том году Эрмитаж уже работает с учащимися 118 школ города. Из общего количества 7900 экскурсий, проведённых в музее за 11 месяцев 1939 года (данные на 1 ноября), 25% приходилось на долю школьных занятий. В 1940 году посещаемость музея впервые превысила миллион человек.

 

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Эрмитаж был закрыт, однако просветработа всё же продолжалась.

 

В Свердловске, куда была эвакуирована значительная часть музейных ценностей, открылась временная выставка из материалов эрмитажных коллекций. Научные сотрудники Эрмитажа также организовали чтение лекций, многие из которых проводились в госпиталях для раненых. Несмотря на тяжелейшую обстановку, сложившуюся в блокированном Ленинграде, и здесь были организованы выставки, проводились беседы и лекции для фронтовиков.

 

Ещё до окончания войны, в октябре 1944 года, академик И.А. Орбели подписал документ, наметивший мероприятия по развертыванию политпросветработы. Было образовано Лекторское бюро, которое привлекло к чтению лекций научных сотрудников разных отделов и экскурсоводов, временно работавших в других организациях, оказывало им содействие и методическую помощь, а также осуществляло функции контроля. Были организованы лекции в госпиталях и воинских частях, затем в средних школах, ремесленных училищах и ФЗУ, техникумах, вузах и т.д.

 

После возвращения коллекций Эрмитажа в Ленинград в октябре 1945 года возобновилась активная научно-просветительная деятельность музея. Просветотдел (с 1948 г. — Научно-просветительный отдел — НПО) возглавил Дмитрий Дмитриевич Тимофеев (1902-1961), вплоть до 1961 года попеременно занимавший должности заведующего НПО и заместителя директора Эрмитажа. Это был замечательный руководитель, обладавший большим жизненным опытом и очень доброжелательный к людям. С его именем связано создание новой структуры Научно-просветительного отдела, состав которого был значительно расширен. С конца 1940-х годов изменился и сам характер просветительной деятельности, строившейся теперь с учётом работы, которую стали вести сотрудники Научно-просветительного отдела в области методических, историко-культурных и историко-художественных проблем, связанных с кругом деятельности Эрмитажа.

 

В первые послевоенные годы, когда особенно ощущалась тяга ленинградцев к Эрмитажу, большую популярность приобрели обзорные экскурсии — «Эрмитаж — музей мировой культуры и искусства». В музее дебатировался вопрос о главной цели этих экскурсий. Многие видели её в кратком изложении на эрмитажном материале истории искусства. Позднее главной задачей стало дать в обзоре общее верное представление о музее; эту задачу пытались совместить с рассказом об истории искусства и культуры в целом или с показом всех отделов музея. Количество включаемых в экскурсию объектов при этом доходило более чем до шестидесяти.

 

Уже к 1947-1948 годам объём материала, который охватывался обзорной экскурсией, перестал удовлетворять часть посетителей, особенно тех, кто уже побывал в Эрмитаже и теперь стремился шире познакомиться с музейным собранием. Возникла необходимость создания обзорной экскурсии, состоящей из четырёх частей, а затем — из восьми обзорных занятий, охватывавших все отделы музея и основные выставки. Логическим продолжением явилось обращение к циклам экскурсий. Начало этой работы было положено ещё в 1920-х годах, хотя циклы тех лет представляли собой, по сути дела, серии отдельных тематических экскурсий.

 

Теперь, в конце 40-х годов, цикловые экскурсии стали рассматриваться в их взаимосвязи как часть единого целого. Инициатором и руководителем работы по созданию новой, современной системы цикловых занятий стал Павел Филиппович Губчевский. Человек большой эрудиции и опыта, превосходный экскурсовод, автор печатных трудов, разносторонне проявивший себя во многих сферах жизни музея (включая руководство охраной Эрмитажа в тяжёлые годы блокады, методическую работу, заведование Научно-

(343/344)

 

Ксения Владимировна Ползикова-Рубец. 1889-1949.

(Открыть в новом окне)

Любовь Владимировна Антонова. 1903-1983.

(Открыть в новом окне)

Константин Лаврентьевич Круглов. 1904-1942.

(Открыть в новом окне)

Дмитрий Дмитриевич Тимофеев. 1902-1961.

(Открыть в новом окне)

 

просветительным отделом в 1958-1960 гг. и социологическим сектором, фактически им созданным в 1971 г.), Павел Филиппович воспитал несколько поколений экскурсоводов. Наиболее способные из них, а также сотрудники научных отделов были привлечены к написанию новых методических пособий.

 

Уже первые циклы экскурсий, рассчитанные на 6, 14 и, несколько позже, на 32 занятия, представляли собой качественно более высокую ступень пропаганды памятников культуры и искусства эрмитажного собрания. Эта форма работы и её утверждение как ведущей и основной, рассчитанной на длительное, последовательное и углублённое знакомство с коллекциями Эрмитажа, имела принципиально важное значение, она открывала новые перспективы для просветительной деятельности отдела, особенно среди ленинградцев и обучающейся в нашем городе студенческой молодёжи.

 

Обычно цикловые занятия планировались в расчёте на один-два года, однако всё чаще экскурсанты, приобщившись к искусству, стремились продолжить занятия. С такими группами работали индивидуально с учетом их специфики и интересов, и этот опыт учитывался при разработке новых циклов. В 60-х годах некоторые из них включали уже более 40 тем. Расширение тематики не было, однако, главным направлением работы. Всё больше внимания уделялось углублённому показу материала в уже существующих экскурсиях и циклах. Наметилась тенденция к усилению художественного анализа, к рассмотрению в плане истории искусства не только живописных и скульптурных произведений, но и памятников историко-культурного характера (Отдел истории первобытной культуры, выставки Древнего Египта, Средней Азии и др.).

 

Яркий след в истории Научно-просветительного отдела этих лет оставила Нина Александровна Лившиц (1908-1975) — опытный экскурсовод и лектор, автор работ по западноевропейскому искусству, обладавшая широчайшим диапазоном знаний, которыми она охотно делилась с молодёжью.

 

С середины 50-х годов значительно углубилась и расширилась деятельность лектория музея, руководимого замечательным лектором и талантливым организатором просветительной работы Ольгой Михайловной Персиановой (1911-1970). Человек энергичный, инициативный и творческий, Ольга Михайловна проявила свои способности и на посту заведующей Научно-просветительным отделом, и как автор многих книг и статей по искусству. Под её руководством были разработаны большие циклы лекций с показом диапозитивов: «Мастера зарубежного искусства», «Крупнейшие музеи мира», «Выдающиеся произведения живописи и скульптуры», «Изобразительное искусство, его виды и жанры», «Новости советской археологии», «Современное зарубежное искусство» и другие. Параллельно с этими циклами (некоторые из них читаются и по сей день) организовывались отдельные лекции на актуальные темы, вечера, посвященные юбилейным датам, связанным с жизнью крупнейших деятелей культуры и искусства, и т.д. В музее работал сначала одногодичный, а затем и трёхгодичный Университет истории искусства.

 

Лекторская группа состояла первоначально преимущественно из сотрудников научных отделов музея. В дальнейшем лекционная работа велась в основном уже силами Научно-просветительного отдела. В Ленинграде и за его пределами через общество «Знание» систематически устраивались циклы лекций, посвящённые вопросам искусства и культуры. Их читали практически во всех регионах страны, включая

(344/345)

 

Школьники в Эрмитаже. Фотография 1950-х гг.

(Открыть в новом окне)

Афиша цикловых экскурсий Эрмитажа. Вторая половина 1950-х гг.

(Открыть в новом окне)

 

районы Севера, Донбасс, Кузбасс, Урал, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию, Прибалтику и т.д.

 

Плодотворно работал и школьный сектор. Для учащихся проводились экскурсии нескольких типов: вводные, формировавшие у детей первоначальные понятия (например, «Что дают раскопки исторической науке»), экскурсии, дополнявшие материал, ранее изложенный на уроках в школе («Искусство Древнего Египта», «Русская культура времени Петра I»), экскурсии по темам, не затрагиваемым школьной программой («Искусство Голландии»), обзорные по музею, содержание и маршрут которых выбирались с учётом возрастных особенностей группы.

 

В 60-х годах работало 27 школьных кружков, три кружка лепки и рисования, а также два детских клуба — «Юных археологов» и «Юных друзей искусства», созданных в 1958 году и сразу завоевавших популярность у школьников. Детей, интересующихся историей, увлекала возможность участвовать в экспедициях и проведении раскопок под руководством сотрудников музея, обработка найденного материала и организация выставок с витринами, этикетками, пояснительными текстами. А «Юные друзья искусства» не только изучали экспозицию музея, но и посещали студии живописцев и скульпторов и реставрационные мастерские. Они учились коллекционировать репродукции и открытки, собирать книги по искусству для своей библиотеки, выступать перед товарищами с сообщениями о картинах и художниках. Всё это в конечном итоге способствовало выработке у них художественного вкуса, воспитывало любовь к искусству.

 

К пропаганде эрмитажных коллекций среди детей было привлечено радио и телевидение, организованы циклы передач для школьников. Впервые в музейной практике была издана также целая серия путеводителей-очерков «Путешествия в прошлое». Она включала 21 книгу, где освещались разные выставки музея, рассказывалось об эпохе, выявлялись художественные достоинства и научное значение памятников. Эти книги открывали детям путь к самостоятельному осмотру экспозиций Эрмитажа. В 1961 году также была выпущена первая книга для детей об Эрмитаже — «В мире сокровищ» — и первая книга для учителей, показывающая, как использовать выставки Эрмитажа в процессе школьного обучения, — «В глубь веков».

 

К середине 1960-х годов посещаемость Эрмитажа превысила 2 100 000 человек, то есть за десятилетие выросло ещё на один миллион. Основная часть посетителей осматривала музей самостоятельно, ориентироваться ей приходилось, только опираясь на экспликации, этикетки, указатели. Нужны были путеводители, популярная литература о музее. На протяжении 1960-х годов предпринимается для посетителей издание целого ряда путеводителей, планов, листовок и т.д., многие из которых выходили большими тиражами.

 

К концу 60-х годов Эрмитаж имел уже большой опыт работы с массовой аудиторией по всем основным направлениям научно-просветительной деятельности (экскурсионной, лекционной, кружковой, издательской и т.д.) и вплотную подошёл к решению проблемы создания целостной системы эстетического воспитания посетителей музея. Практическое осуществление этой задачи явилось одним из главных направлений последующей работы Научно-просветительного отдела.

 

В 70-е годы снова резко увеличилась посещаемость Эрмитажа, связанная как с возросшим уровнем культуры зрителя, так и с расширением советского и иностранного туризма.

(345/346)

Выездная лекция в Ленинградской области.
Фотография 1960-х гг.

(Открыть в новом окне)

 

Количество посетителей к 1975 году достигло 3,5 млн. человек, количество экскурсий — 35 тысяч. Всего в течение года вместе с иностранными туристами Эрмитаж принял 50 тысяч экскурсий. Число сотрудников Научно-просветительного отдела было увеличено до 140. [20]

 

Если сопоставить количество экскурсий, проводимых в те дни, с часами работы музея, то в течение всего рабочего дня каждые две минуты в музей входила экскурсия. Не прекращающаяся в течение дня очередь в Эрмитаж, перегрузка залов (одновременно в музее находилось 14-15 тысяч человек), непрерывный поток экскурсионных групп поставили перед музеем задачу регулирования числа посетителей.

 

Созданный в 1971 году при Научно-просветительном отделе сектор социологических исследований, возглавленный П.Ф. Губчевским, был призван в начальный период своей работы собрать материал, касающийся структуры и динамики посещаемости, и рекомендовать оптимальные меры по улучшению приёма и обслуживания посетителей Эрмитажа. Графики приёма экскурсий, созданные сектором, различные маршрутные варианты обзорных экскурсий, открытие отдельного подъезда для иностранных туристов, определенная ритмичность продажи билетов помогли справиться с небывалым потоком посетителей. Дважды в неделю по вечерам Эрмитаж стал принимать в своих залах, свободных от одиночных посетителей, группы ленинградцев, занимающихся по углублённым программам. Другая задача, которую предстояло решить социологам, состояла в том, чтобы изучить посетителей музея: узнать, кто они, чего ждут от встречи с Эрмитажем, сколько своего времени они могут посвятить общению с музеем. Усложнившиеся условия деятельности музея в 1970-е годы, изучение интересов посетителей оказали влияние на направленность и методику научно-просветительной работы.

 

Следствием «музейного бума» было изменение характера обзорной экскурсии. Наряду с экскурсией длительностью в 2 часа 15 минут появляется «короткий обзор» продолжительностью в 1 час 30 минут. Становятся несколько иными и сами экскурсии. Больше внимания в них уделяется особенностям музея на разных этапах его развития, истории становления собрания, характеристике коллекций, различным сторонам деятельности. Теперь, в 1970-х годах, повседневная практическая деятельность отдела связывается с изучением результативности всех форм работы, отличается сугубо дифференцированным подходом к различным возрастным, профессиональным, образовательным категориям зрителей. Система эстетического воспитания в Эрмитаже приобретает ориентацию на молодёжь. Обобщение накопленного за полвека научно-просветительного опыта способствовало решению этих задач.

 

Пятилетними детьми начинают первые шаги общения с искусством и музеем учащиеся изостудии.

 

Уроки живописи, наглядные занятия в залах Эрмитажа, увлекательные праздники-маскарады, где каждый ребёнок становится творцом своего костюма, будят детскую фантазию, активность, учат видеть и понимать прекрасное. Ежегодные выставки рисунков помогают детям осознать значимость своего труда и критически его оценить.

 

Массовые посещения Эрмитажа учащимися школ начинаются с четвёртого класса. Школьникам разных возрастов предлагается двадцать четыре варианта тематических экскурсий, связанных с учебной программой уроков истории, литературы, рисования, знакомящих ребят почти со всеми выставками Эрмитажа.

 

В 70-е годы для школьников была создана абонементная система, позволявшая детям в течение года посетить музей три, четыре раза, а за время учебы в школе эта встреча могла состояться до двадцати раз. Учащимся 4-го класса предлагалось четыре экскурсии в цикле «В мире сокровищ». Дети узнают, что такое музей, как в музее собираются, хранятся, реставрируются и изучаются памятники искусства и культуры, учатся понимать язык живописи, скульптуры, знакомятся с прикладным искусством.

 

Используя особенность Эрмитажа как музея мировой, в том числе и русской, культуры, Научно-просветительным отделом был создан трёхчастный цикл «По страницам русской истории», позволяющий десятилетним школьникам познакомиться с архитектурой и историей Зимнего дворца как памятника русской культуры, по гравюрам петровского времени узнать о становлении Петербурга, в Галерее Отечественной войны 1812 года приобщиться к героическим страницам прошлого русского народа.

(346/347)

 

Павел Филиппович Губчевский. 1909-1989.

(Открыть в новом окне)

Марина Викторовна Андреева. 1903-1973.

(Открыть в новом окне)

Ольга Михайловна Персианова. 1911-1970.

(Открыть в новом окне)

Нина Александровна Лившиц. 1908-1975.

(Открыть в новом окне)

 

Три экскурсии в цикле «Жанры живописи европейского искусства XVI-XIX вв.», четыре экскурсии по искусству Франции XIX-XX веков, «Искусство Голландии и Фландрии» — вот далеко не полный перечень цикловых занятий, которые Эрмитаж предлагал юным ленинградцам.

 

Школьные кружки и клубы — а их количество в 70-80-е годы выросло в музее до 30-32-х — получили продуманное методическое обоснование всех занятий. Они объединили свыше тысячи детей и фактически стали специализированной «школой искусства», функционирующей при музее и объединяющей школьников с 5-го по 10-й класс. Знакомство с историей мирового искусства на памятниках Эрмитажа, увлекательные поездки по древнерусским городам, возможность проявить себя в творчестве — будь то макет средневекового замка или участие в заключающих учебный год в Эрмитаже концертах или викторинах по изобразительному искусству — остаются в памяти детей на всю жизнь.

 

В настоящее время свыше 18 тысяч ленинградских детей участвуют в разнообразной по видам и формам работе, проводимой научными сотрудниками Эрмитажа. В каникулярное время вместе с приезжими детьми эта цифра увеличивается до 60 тысяч в год.

 

Для взрослой аудитории в 70-е годы была создана 31 программа углублённых занятий, включающая около 180 тематических экскурсий на материале экспозиций Эрмитажа, учитывающих задачи эстетического воспитания и пожелания публики. Ежегодно по этим программам занимаются до 200 групп. Из них, как правило, около 100 групп первым циклом для своих занятий выбирают «Искусство стран Западной Европы» (32 или 16 занятий). Этот цикл достаточно полно знакомит с коллекциями Отдела западноевропейского искусства, даёт картину последовательного развития, подводя слушателей к пониманию искусства XX века.

 

В 70-е годы появились новые самостоятельные циклы: «Культура и искусство первобытного общества» (11 занятий), «Культура и искусство стран Востока» (13 занятий), «Искусство античного мира» (11 занятий), «Искусство Франции XV-XX вв.» (11 занятий).

 

Такой цикл, как «Культура и искусство первобытного общества», позволяет не только осветить вопрос происхождения искусства на самом раннем и длительном этапе его развития, но и подготовить к восприятию последующего искусствоведческого материала, в частности XX века.

 

Большой интерес посетителей, в частности молодежи, вызывает цикл «Искусство Франции XV-XX вв.», охватывающий как проблемы искусства, так и культуры, показывающий связь изобразительного искусства с литературой, театром, философией.

 

Широко используются в цикловых занятиях богатство и разнообразие коллекций Русского отдела Эрмитажа. Рождение теоретических циклов занятий также падает на 70-е годы. Система эстетического воспитания в Эрмитаже тесно связывается с задачами, которые диктует время.

 

В 80-е годы реформа общеобразовательной и профессиональной школы привела к новым формам работы Научно-просветительного отдела.

 

В связи с появлением в школе шестилетних детей создается экскурсия для ребят младших классов — «Первые шаги в искусство».

 

Учитывая большую роль семьи в воспитании подрастающего поколения, стремясь помочь духовному общению родителей с детьми, сотрудники отдела создали цикл лекций «Искусство вокруг нас», рассчитанный на семейное посещение лектория музея. Цель лекций сделать

(347/348)

 

Новогодний карнавал изостудии. Фотография 1985 г.

(Открыть в новом окне)

Первые шаги в Эрмитаж. Фотография 1988 г.

(Открыть в новом окне)

 

родителей активными участниками эстетического воспитания своих детей, подготавливать их к дальнейшим совместным посещениям музея.

 

Многолетнее сотрудничество объединяет сектор по эстетическому воспитанию школьников с учителями Ленинграда и области. Если в 70-е годы оно ограничивалось эпизодическими занятиями, консультациями, встречами с учителями-энтузиастами, то в последнее время эта работа стала систематической. Сотрудники отдела совместно с Ленинградскими областным и городским институтами усовершенствования учителей устраивают ежегодные весенние и зимние семинары. Каждый год свыше 2500 учителей Ленинграда, Москвы и других городов Советского Союза становятся гостями сектора эстетического воспитания школьников.

 

Если работа со школьниками имеет давние традиции в музее, то привлечение в музей учащихся профессионально-технических училищ стало новой задачей, пути решения которой искали сотрудники школьного сектора. Вместе с социологами они знакомились с профессиональными и социально-культурными характеристиками профтехучилищ Ленинграда и области, изучали программы их занятий по эстетике, число посещений учащимися музеев города, их отношение к Эрмитажу, возрастные и психологические особенности этой части молодежи. Результатом явилось создание экскурсии нового типа, получившей название «В мире музея».

 

В последние годы большой популярностью среди учащихся специальных профтехучилищ (СПТУ) пользуются встречи с рабочими-реставраторами Эрмитажа. Занятия, проводимые паркетчиками, каменщиками, мебельщиками, становятся праздником для ребят. Они получают определённые профессиональные навыки, учатся секретам профессии у «старых мастеров» и в общении с реставраторами проникаются мыслью о значимости этой работы, о возможности своего приобщения к такому высокому труду.

 

В 80-е годы Эрмитаж поставил своей задачей создание стабильной аудитории из молодых рабочих. Социологи музея помогли выявить их интересы и разработать для них программы занятий. В настоящее время ежегодно около 20 групп рабочей молодёжи изучают музей и его коллекции.

 

Рабочие Кировского завода приходят в Эрмитаж на занятия бригадами. При музее уже несколько лет существует «Семейный клуб» Кировского завода, где занимаются в выходные дни рабочие вместе со своими детьми. На конференциях, завершающих учебный год в музее, неоднократно отмечалась польза такого посещения, праздничность атмосферы, которая при этом создаётся, возникновение общих духовных интересов в трудовом коллективе и в семье.

 

Восьмидесятые годы внесли новое и в работу Эрмитажа со студенческой молодёжью. Для знакомства с коллекциями Эрмитажа с 1986 года студентам предлагается на выбор девять коротких циклов по пять занятий. Любой из них можно прослушать за семестр. Эта форма предполагает иной, чем обычно, характер общения экскурсовода со слушателями, рассчитанный на свободный разговор и обмен мнениями. Практика показала эффективность такой методики. Большое место заняла работа с одиночным посетителем. Проводились не только заранее объявленные тематические экскурсии, но и создана обширная программа занятий по абонементам. Некоторые из них являют собой моноциклы, проводимые научным сотрудником по индивидуальной программе.

 

В 80-е годы получила дальнейшее развитие лекционная работа. Пополнились новыми тема-

(348/349)

В залах Эрмитажа. Фотография 1988 г.

(Открыть в новом окне)

 

ми циклы лекций «Крупнейшие музеи мира», «Мастера западноевропейского искусства» и другие, появились отдельные лекции и целые циклы по проблемам искусства XX века, по искусству социалистических стран.

 

Научные сотрудники Эрмитажа работают в лекториях городов Сибири, Украины, Средней Азии, совершают поездки на Сахалин, с агитпоездом едут на БАМ, в Тюменскую область, принимают участие в праздниках Недели культуры и искусства на Крайнем Севере.

 

Внемузейные формы работы Эрмитажа в 80-е годы отличает масштабность. Музей организует массовые праздники города и села, так называемые Дни профессий, Недели искусства. Учёные Эрмитажа выступают перед металлургами, химиками, энергетиками Ленинграда, рассказывая о своих открытиях и достижениях, принимают участие в сельских праздниках совхозов Ленинградской области. Массовые выезды лекторов музея на заводы, в цеха, в общежития, чтение лекций в народных университетах промышленных предприятий — явление, характерное для 80-х годов.

 

В Ленинградской области нет такого района, в котором не побывали бы сотрудники Эрмитажа. Совхозы «Красная Балтика», «Детскосельский», «Ленсоветовский», «Победа» и другие регулярно принимают лекторов Эрмитажа в своих клубах или просто в поле, в авторемонтных мастерских.

 

Пути развития всей научно-методической деятельности музея определяет Методический совет Государственного Эрмитажа.

 

Центром по эстетическому воспитанию в отделе являются методический и школьные секторы. Они занимаются подбором и подготовкой кадров научных сотрудников отдела, повышением их квалификации, постоянно совершенствуют форму и методы работы. Практически в 70-80-х годах они становятся своего рода лабораторией, в которой ведётся обобщение опыта научно-просветительной деятельности, определяются её закономерности.

 

В 80-е годы создаются исследовательские группы, включающие методистов и социологов, занимающихся изучением эффективности экскурсионной и лекционной работы. Имеются группы, исследующие результативность работы по проблемам искусства XX века, а также занятий с учащимися СПТУ, студенчеством, сельской аудиторией, рабочей молодёжью.

 

Система подбора и подготовки кадров экскурсоводов путём организации семинаров, практиковавшаяся ещё в конце 20-30-х годов, получила более регулярный характер. В семинары зачисляются специалисты с высшим гуманитарным образованием: искусствоведы, историки, филологи. Лучшие из них впоследствии становятся научными сотрудниками отдела.

 

Специфика и обширность коллекций Эрмитажа таковы, что, хотя все сотрудники Научно-просветительного отдела работают с любой аудиторией, всё же каждый имеет свою специализацию. Отдел считает это явление естественным и всячески его поддерживает.

 

Научный потенциал отдела во многом определяется системой совершенствования мастерства. На секциях и научных заседаниях Научно-просветительного отдела слушается и обсуждается до 50 сообщений в год, среди которых— «Нравственный аспект в эстетическом воспитании в художественном музее», «Школьная реформа и проблемы работы с учащимися старших классов в Эрмитаже», «К вопросу об эффективности методики работы со студенческими группами», «Рабочая молодёжь на цикловых занятиях».

 

При разработке проблематики цикловых экскурсий обсуждаются темы: «Проблема реализма в цикловой экскурсии по искусству Франции XIX-XX вв.», «Некоторые аспекты взаимодействия Востока и Запада в эллинистических памятниках эрмитажной коллекции», «Проблема стиля в прикладном искусстве», «Из опыта работы с цикловыми группами на материале Эрмитажа» и др.

 

Ежегодно Научно-просветительный отдел проводит сам или принимает участие во всесоюзных конференциях и семинарах. На этих встречах сотрудники выступают с докладами по обобщению опыта работы по вопросам экскурсионной и лекционной деятельности музея.

 

В 70-80-е годы по-прежнему в задачу Научно-просветительного отдела входит работа с многочисленными стажерами, приезжающими в Ленинград из музеев многих городов Советского Союза. Имеют место контакты со специалистами из музеев других стран. Несмотря на то, что в 80-е годы Эрмитаж вступил в период реконструкции и закрылись многие его залы, просветительная работа продолжает вестись почти в полном объёме.

 


 

[1] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 5, д. 514, 1925-1926, л. 59.

[2] Гревс И. Экскурсионное дело и нужды русской культуры. — «Наука и её работники», 1922, №3-4, с. 6.

[3] Там же, с. 13.

[4] См.: Вальдгауер О. Метод эстетического воспитания. — «Гермес», 1915, с. 353-359.

[5] Архив ГЭ, ф. 1.,оп. 5, д. 900, л. 6.

[6] Эрмитаж за десять лет. 1917-1927. Краткий отчёт. Л., 1928, с. 32-33.

[7] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 5, д. 195, 1921, л. 35 об.

[8] Там же, ф. 1, оп. 1, д. 623, 1926-1927, л. 62.

[9] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 5, д. 910, 1928, л. 4, 1-2 об.

[10] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 18, д. 20, 1929-1930, л. 54, 58, 196.

[11] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 5, д. 1412, 1932, л. 73, 67, 34.

[12] Архив ГЭ, оп. 1, ф. 1, оп. 5, д. 1412, 1932, л. 66.

[13] Архив ГЭ, ф. 1, д. 1182, 1932, л. 4.

[14] Там же.

[15] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 5, д. 1371а, л. 77.

[16] Там же, л. 83.

[17] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 5, д. 2477а, л. 11.

[18] Куреева И.А. Из опыта работы Эрмитажа с детьми в 1920-1930-х годах. Рукопись.

[19] Архив ГЭ, ф. 1, оп. 5, д. 2477, 1939, л. 14.

[20] Здесь и в дальнейшем цифровые данные просветработы 1970-х гг. взяты из отчётов соответствующих лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги