● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Искусство Восточного Средиземноморья I-IV веков. М.: «Искусство». 1985. (Очерки истории и теории изобразительных искусств.) [ коллективная монография ]

Искусство Восточного Средиземноморья I-IV веков.

// М.: «Искусство». 1985. 256 с. (Очерки истории и теории изобразительных искусств.)

 

Содержание

 

Предисловие (А.П. Чубова). — 5

 

Образование восточных провинций Римской империи.
(А.П. Чубова, М.М. Касперавичюс). — 7

Римская Сирия.

Архитектура (А.П. Чубова, И.И. Саверкина, Н.А. Сидорова). — 21

Скульптура (И.И. Саверкина). — 85

Мозаика и живопись (А.П. Чубова). — 116

Египет Римской империи.

Архитектура (М.М. Касперавичюс). — 154

Мозаика и живопись (М.М. Касперавичюс). — 182

Скульптура (М.М. Касперавичюс). — 214

 

Заключение (А.П. Чубова). — 246

 

Библиография. — 247

 

Список иллюстраций [1-143]. — 250

 

 

 


 

Предисловие.   ^

 

Владения Римской империи в I-IV веках н.э. на Востоке охватывали огромную территорию. Это помимо Малой Азии земли Передней Азии от побережья Средиземного моря до Месопотамии (Двуречья), называемые в Риме общим названием «Сирия», и Египет.

 

Если искусство Древнего Египта и Передней Азии до завоевания их в 332-323 годах до н.э. Александром Македонским достаточно полно освещено в советской литературе, то о художественной жизни этих областей после включения их в состав Римской империи написано у нас немного. Больше повезло древностям Пальмиры, Дамаска, фаюмский портретам и коптским тканям Египта.

 

В современных государствах — Сирии, Ливане, Иордании — сохранилось большое число руин античных городов и святилищ, некоторые из них теперь широко известны — Пальмира, Баальбек. В таких городах, как Дамаск, Бейрут, Востра и другие, ещё стоят римские арки, отдельные колоннады храмов и улиц, театры, остатки жилых и общественных зданий с мозаиками.

 

Музеи Дамаска, Бейрута, Алеппо, Пальмиры, Сувейды хранят сокровища античных городов и дают возможность познакомиться со скульптурой, мозаикой, живописью работы сирийских мастеров.

 

В Египте, имеющем столь богатые художественные традиции, произведений, созданных в римский период, сохранилось относительно меньше, чем в других восточных провинциях империи. Однако последние раскопки в Александ-

(5/6)

рии и некоторых населенных центрах выявили интересные постройки первых веков нашей эры. Если архитектурными памятниками римский Египет не богат, то скульптурных и живописных произведений сохранилось много. Они теперь находятся в музеях Каира и Александрии, а также во многих европейских музеях, в том числе и советских.

 

В предлагаемой вниманию широкого советского читателя работе сделана попытка оценить художественные особенности богатейшего наследия творчества древних народов Сирии и Египта и показать, насколько глубоко были романизованы эти восточные провинции.

 


 

Заключение.   ^

 

Римляне покорили Сирию и Египет без особых трудностей, так как существенного сопротивления своему продвижению они там не встретили, но романизация этих завоёванных земель могла происходить лишь постепенно. Новые властелины столкнулись с наследием древнейших культур и национальными традициями. Рим на Востоке был вынужден приспосабливаться к местному укладу жизни, считаться с укоренившимися там культами и художественными вкусами. В I веке только ещё начиналась романизация этих провинций. Даже в таких космополитических городах, как Антиохия и Александрия, влияние римской культуры вначале было не очень значительным. И только во II-III веках благодаря политическим и экономическим переменам постепенно были внедрены римские законы и обычаи и эстетические нормы римского искусства вошли в художественную жизнь Востока. Но римлянам так и не удалось здесь вытеснить греческий и ввести латинский язык, как это было в западных областях империи.

 

Установление прочных торговых связей со всеми областями европейских владений Рима способствовало широкому культурному обмену. В результате римского завоевания и романизации Сирия и Египет к III веку были подняты в правовом отношении до уровня Италии. Открытие и изучение памятников этих восточных римских провинций значительно расширяют наши представления о границах античного мира, показывают сложное взаимопереплетение различных культур, активно развивавшихся во все века римского владычества. Но в IV веке нормы античного реализма постепенно утрачиваются и формируется новый художественный стиль, не менее выразительный, соответствующий новому мировоззрению. Восточные провинции стали важнейшим источником кадров строителей, живописцев, мозаичистов и скульпторов Византийского государства, когда эти области вошли в его состав.

 

(246/247)

 

Библиография.   ^

 

Стрелков А. Фаюмский портрет. М.-Л., «Academia», 1936.

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. М.-Л., 1949.

Матье М., Ляпунова К. Художественные ткани коптского Египта. Л., 1961.

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966.

Павлов В.В. Египетский портрет I-IV веков. М., 1967.

Шуринова Р. Коптские ткани. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Л., 1967.

Михаловский К. Пальмира. Варшава, 1968.

Саверкина И.И. Древняя Пальмира. Л., 1971.

Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. М., 1976.

Strzygowski I. Hellenistische und Koptische Kunst in Alexandria. — «Bulletin de la Société Archéologique d’Alexandrie», 5, Wien, 1902.

Brünnow B.E., Domaszewski A. Die Provincia Arabia. Strassburg, 1904-1905.

Bey Kamal A. Catalogue Général des Antiquités Egyptiennes du Musée du Caire. Vol. XX. Steles ptolemaiques et romaines, Nos. 22001-22298. Le Caire — Leipzig, 105.

Freiberrn von Bissing Fr.W. Denkmäler Ägyptischer Sculptur. München, 1914.

Breccia E. Alexandria ad Aegyptum. Bergamo, 1922. Cumont G. Fouilles de Dura Europos (1922-1923). Paris, 1926.

Duthuit C. La sculpture Copte. Paris, 1931.

Poidebard A. Le trace de Rome dans le désert de Syrie. Paris, 1934.

Kraeling C.H. Gerasa city of the Decapolis. New Haven, 1938.

Bell H.I. Antinoopolis: A Hadrianic Foundation in Egypt. — “The Journal of Roman studies”, vol. XXX, 1940, Part II, p. 133-147.

Alouf M.M. History of Baalbek. Beirut, 1944.

Levi D. Antioch mosaïque, vol. 1-2, Princeton, 1947.

Youtie H.C. Records of a roman bath in upper Egypt. (American journal of archaeology, July.-September, 1949, vol. LII, No3, p. 268-270).

Seyrig H. Antiquités syriennes. Extrait de Syria. Quatrième série. 1944-1952. Paris, 1953.

Coche de la Ferlé E. Les Portraits Romano-Egyptiens du Louvre. Paris, 1952.

Monneret de Villard V. The Temple of the Imperial Cult at Luxor. (Archaeologia or miscellaneour tracts relating to Antiquity publisched by

(247/248)

the Society of antiquarses of London, vol. XCV (Second Series, volume XLV), London, MCMLIII, p. 85-105).

Mongdad O.E. Bosra. Guide historique et archéologique. Damas, 1954.

Rostowzew M. Dura-Europos and its art. Oxford, 1955.

Enciclopedia dell arte antica classica e orientale. Roma, vol. 1-7, 1958-1966.

Frezoule A. Les Theatre romain de Syrie. — In: Les Annales des Antiquités de Syrie, t. 2 (122), 1959.

Chehab M. Mosaïque de Liban. — Bulletin du Musée de Beyrouth. Paris, 1959.

Kraus T. Sarapiskopf aus Oxyrhynchos. — «Jahrbuch des deutschen archäologischen Instituts», Bd 75 (1960). Berlin, 1961, S. 88-99.

Adriani A. Repertorio d’arte dell Egitto greco-romano, I-II. Palermo, 1961.

Zoloscer H. Porträts aus dem Wüstensand. Die Mumienbildnisse aus der Oase Fayum. Wien — München, 1961.

Bennet C.M. The Nabataeans in Petra. Archaeology, vol. 15, december, 1962.

Downay C. Ancient Antioch. Princeton, 1963.

Harding G. Baalbek. Beirut, 1963.

Abu-l-Faraj Al-Ush M., Iaudi A., Zouhdi B. Catalogue du Musée National de Damas, 1969.

Möbius H. Alexandria und Rom. München, 1964.

Parlasca K. Mumienporträts und verwandte Denkmäler. Wiesbaden, 1966.

Abdul Hak J. Les trésors du musée National de Damas. Damas, 1966.

Bernard A. Alexandrie la Grande. Paris, 1966.

Habib R. The Coptic Museum. A General Guide. Cairo, 1967.

Parsons E.A. The Alexandrian Library. New York, 1967.

Shore A.F. Portrait painting from Roman Egypt. London, 1967.

Winler E. Untersuchungen zu den Ägyptischen Tempelreliefs der griechischrömischen Zeit. Wien, 1968.

Michatowski K. Aleksandria. Warszawa, 1970.

Zoqzuq A.R., Duchesne-Gullemin M. La mosaïque de Mariamin. Annales Archéologique Arabes Syriennes, vol. XX, t. 12, Damas, 1970.

Baity J. Mosaïque du IVs a Apamee. Annales Archéologique. Arabes Syriennes, V. XX, 1971.

Balty J. La ville antique Apamee. — «Archeologia. Tresor des âges», 1973, N62.

Perkins A. The Art of Dura-Europas. Oxford, 1973.

(248/249)

Hadidi A. The excavation at the Roman Forum at Amman (Philadelphia), Amman, 1974.

Klengel H. The Art of Ancient Syria. Leipzig, 1974.

Effenberger A. Koptische Kunst. Leipzig, 1975.

Kiss Z. Notes sur le portrait imperial romain en Egypte. — «Mitteilungen des deutschen archäologischen Instituts», Abteilung Kairo, Bd 31, 2, 1975, Mainz am Rhein, 1976.

The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1977, vol. XXXV, N2.

Lepsius K.R. Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien nach den Zeichnungen der von S.M. dem Könige von Preußen Friedrich Wilhelm IV nach diesen Ländern gesendeten und in den Jahren 1842-1845 ausgeführten wissenschaftlichen Expedition. Leipzig, 1897-1913. Abth. I. Topographie und Architecktur; Abth. IV. Denkmaeler aus Zeit der griechischen und roemischen herzsehaft.

Riad H., Shehata Y.H., El-Cheriani Y. Alexandria. An Archeological Guide to the City and the Graeco-Roman Museum. Cairo.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки