[ сборник ]
Древняя Анатолия.
// М.: ГРВЛ. 1985. 256 с.
Редколлегия:
Б.Б. Пиотровский (председатель), Вяч.Bc. Иванов, В.Г. Ардзинба.
[ аннотация: ]
Сборник посвящён проблемам ранней истории и культуры одного из древнейших очагов цивилизации Востока. Настоящее издание представляет собой первый опыт их комплексного исследования. История и культура древней Анатолии воссоздаются учёными различных специальностей: хеттологами, индоевропеистами, кавказоведами — на основе памятников письменности и материалов археологии. Освещаются проблемы языков, мифологии, религии, материальной культуры. Книга вносит существенный вклад в изучение истории и культуры древнего Востока.
Содержание
Л.С. Баюн. Некоторые вопросы реконструкции общеанатолийского глагольного строя. — 6
М.Л. Хачикян. Заметки по хурритской и урартской грамматике — II. — 22
Вяч.Вс. Иванов. Об отношении хаттского языка к северозападнокавказским. — 26
С.Л. Николаев. Северокавказские заимствования в хеттском и древнегреческом. — 60
С.А. Старостин. Культурная лексика в общесеверокавказском словарном фонде. — 74
В.А. Чирикба. Баскский и северокавказские языки. — 95
В.Н. Топоров. Хетт.-лув. Kamrušera: мифологический образ. — 106
Г. Ардзинба. Нартский сюжет о рождении героя из камня. — 128
П.М. Кожин. К проблеме происхождения колёсного транспорта. — 169
М.В. Горелик. Боевые колесницы Переднего Востока III-II тысячелетий до н.э. — 183
А.З. Чернышева. О некоторых терминах, обозначающих персонал хеттского храма. — 203
Г.Г. Гиоргадзе. Хеттские списки женщин. — 209
Н.Б. Янковская. Торговая община Каниша и свободный рынок (Малая Азия XIX в. до н.э.). — 228
С.С. Соловьёва. Из истории лидийско-египетских взаимоотношений в VII в. до н.э. — 243
Summaries. — 249
Предисловие (От редколлегии) ^
Древняя Анатолия была перепутьем, где перекрещивались дороги, которые вели к основным центрам цивилизации эпохи после неолитической революции: сиро-месопотамским и иранскому, кавказским и балканским. В самой Анатолии возник один из древнейших очагов культуры, в свою очередь повлиявший на каждый из соседних. Культурные центры Анатолии не утратили своего значения и после образования на её территории ранних городов-государств и торговых центров (так называемых староассирийских колоний) на рубеже III и II тысячелетий до н.э., а затем после образования Хеттского царства — одного из крупнейших государств древнего Востока, сыгравшего во II тысячелетии до н.э. важную роль в судьбе всего Восточного Средиземноморья, а тем самым и в мировой истории. Культурные традиции отдельных центров, входивших в состав Хеттского царства, продолжались и после его падения, вплоть до античного времени, когда цивилизация таких культурных центров, как Лидия, служила промежуточным звеном между Востоком и Грецией.
Сборник включает результаты исследований советских специалистов по различным аспектам цивилизации Анатолии: по её материальной и духовной культуре, истории, языкам. Такая комплексная работа оказывается возможной благодаря тому, что за последние годы у нас в стране сложился коллектив учёных, деятельно занимающихся изучением разных сторон истории и культуры древней Анатолии. В частности, наши лингвисты (младшего поколения) добились новых интересных результатов в изучении большой группы языков СССР (так называемых северокавказских, включающих как западную — абхазо-адыгскую подгруппу, так и восточную — нахско-дагестанскую), которые, по-видимому, оказываются связанными с некоторыми из древних языков Анатолии. Эти сравнительно-исторические исследования представляют интерес как для дальнейшего изучения истории языков и культуры самой Анатолии, так и для более широких языковых и культурных сопоставлений. Они могут также оказаться существенными для выяснения этногенеза и путей миграции народов, говоривших на некоторых из наиболее распространённых языков всего ближневосточного ареала. В частности, в свете этих последних гипотез по-новому ставится и вопрос о контактах древней Анатолии с другими средиземноморскими ареалами (вплоть до западных — иберийских), что сопряжено с разработкой эускаро(баскско)-кавказской гипотезы. Новые лингвистические сопоставления оказываются полезными и для сравнения с гипотезами, выдвинутыми нашими археологами.
Многие из излагаемых авторами сборника гипотез могут уточняться в ходе дальнейших исследований, но уже сейчас представляется необходимым познакомить с ними возможно более широкий круг читателей, что, безусловно, может способствовать более широкому обсуждению новых точек зрения.
Сборник подготовлен сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР.
Библиографические сокращения. ^
ВДИ — «Вестник древней истории».
ВЛУ — «Вестник Ленинградского университета».
ВМУ — «Вестник Московского университета».
ВЯ — «Вопросы языкознания». М.
ИИЯИМК — «Известия Института языка и истории материальной культуры». Тбилиси.
ИКЯ — «Иберийско-кавказское языкознание». Тбилиси.
НАА — «Народы Азии и Африки». М.
ПИЯ — «Проблемы индоевропейского языкознания».
СА — «Советская археология». М.
СМОМПК — «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа». Тифлис.
ССКГ — «Сборник сведений о Кавказе». Тифлис.
УЗКБНИИ — «Учёные записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института». Нальчик.
УЗЛГУ — «Учёные записки Ленинградского государственного университета».
УЗМГУ — «Учёные записки Московского государственного университета».
AAA — «Annals of American Anthropology».
AAASH — «Acta Antiqua Academiae scientiarum hungaricae». Budapest.
AnOr — «Analecta Orientalia». Roma.
AOr — «Archiv Orientální». Praha.
AJPh — «American Journal of Philology».
ArOF — «Archiv für Orientforschung».
AS — «Anatolian Studies».
BO — Bibliotheca Orientalis. Leiden.
BSL — «Bulletin de la Société de linguistique de Paris».
BSOAS — «Bulletin of the School for Oriental and African Studies».
CRAIBL — «Comptes rendus des séances de l’Académic des Inscriptions et Belles-lettres». Paris.
IF — «Indogermanische Forschungen».
JAOS — «Journal of the American Oriental Society». New York — New Haven.
JARCE — «Journal of the American Research in Egypt».
JCS — «Journal of Cuneiform Studies». New Haven.
JHS — «Journal of Hellenic Studies».
JIES — «Journal of Indo-European Studies».
JNES — «Journal of Near Eastern Studies». Chicago.
MSFOu — «Mémoires de la Société Finno-ougrienne». Helsinki.
MVAG — «Mitteilungen der Vorderasiatisch-Aegyptischen Gesellschaft». Berlin.
(4/5)
OLZ — «Orientalistische Literaturzeitung». Leipzig.
PPS — «Proceedings of the Praehistoric Society».
RAAO — «Revue d’assyriologie et archéologie orientale». Paris.
REA — «Revue des études anciennes».
RHA — «Revue hittite et asianique». Paris.
SMEA — «Studi Micenei ed Egeo-Anatolici».
ZA — «Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete». Hrsg. von C. Bezold. Strassburg.
ZDMG — «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft». Leipzig, Wiesbaden.
|