● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древняя Индия. Историко-культурные связи. М.: 1982. [ сборник ]

Древняя Индия. Историко-культурные связи.

// М.: 1982. 344 с.

 

Содержание

 

От редактораГ.М. Бонгард-Левин ]. — 3

 

Л.Е. Бежин. Индия и Китай: некоторые аспекты культурных взаимосвязей в III-VI вв. — 6

С.Я. Берзина. Древняя Индия и Африка. — 17

Г.М. Бонгард-Левин, С.Г. Карпюк. Сведения о буддизме в античной и раннехристианской литературе. — 42

В.И. Брагинский. Следы теории раса в малайской классической литературе (К проблеме индо-мусульманского синтеза). — 53

Б.И. Вайнберг. Кушанские монеты в древнем Хорезме. — 61

A.И. Володарский. Влияние индийской математики на науку других стран. — 66

П.А. Гринцер. Пути распространения древнеиндийского эпоса. — 73

М.В. Горелик. Кушанский доспех. — 82

М.А. Дандамаев. Индийцы в Иране и Вавилонии в ахеменидский период. — 113

М.М. Елканидзе. Материалы к исследованию системы пространственных характеристик в «Махавамсе». — 126

Л.А. Лелеков. Термин «арья» в древнеиндийской и древнеиранской традициях. — 148

Б.А. Литвинский, Т.И. Зеймаль. Некоторые аспекты иерархии и семантики stūpa в Средней Азии и Индии. — 164

B.Г. Лысенко. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа). — 187

Е.М. Медведев. Роль географического фактора в исторических контактах индийской цивилизации с окружающим миром. — 202

A.Н. Мещеряков. О некоторых особенностях раннеяпонского буддизма (Карма и зооморфность). — 219

Е.Д. Огнева. Санскритско-тибетские параллели в сочинении Цзонхавы. — 228

П.В. Познер. К вопросу о древнейших связях между Вьетнамом и Индией. — 238

Г.А. Пугаченкова. Бактрийско-индийские связи в памятниках искусства. — 244

B.А. Ранов. Соанская культура: миф или действительность? — 267

В.И. Сарианиди. Об одной группе древнебактрийской глиптики. — 297

В.И. Сарианиди, Г.А. Кошеленко. Монеты из раскопок некрополя, расположенного на городище Тилля-тепе (Северный Афганистан). — 307

Б.Я. Ставиский. Династийное святилище в сел. Мат и буддийские памятники Термеза (О двух художественных течениях в искусстве Кушанской империи). — 319

В.Н. Топоров. Сравнительный комментарий к одному мотиву древнеиндийской мифологии — Индра-муравей. — 327

 

Принятые сокращения. — 342

 


 

От редактора.   ^

 

С каждым годом и в отечественной и в зарубежной науке неуклонно возрастает интерес к древнеиндийской культуре. Особое внимание учёных к проблемам, связанным с наследием Древнеиндийской цивилизации, отнюдь не случайно: оно объясняется той поистине огромной ролью, которую сыграла древняя Индия в истории мировой цивилизация, а также неослабевающим воздействием многих культурных традиций, возникших в прошлом, на развитие духовной культуры современной Индии. Вопрос о культурном наследии древней Индии — сложном феномене различных и часто противоположных по содержанию и характеру компонентов — нередко приобретает в Индии сегодняшнего дня острое политическое звучание, получает подчас разную, явно тенденциозную трактовку, служит предметом идеологических споров. Жаркие дискуссии по проблемам культурного наследия древней Индии ведутся и в индийской исторической науке. Всё это ставит перед современной наукой, и прежде всего наукой марксистской, задачу объективного и глубокого, основанного на тщательном анализе источников исследования кардинальных проблем историко-культурного развития древней Индии. За последние десятилетия советские индологи добились заметных успехов в изучении древнеиндийской культуры, появилось немало обобщающих трудов по истории древнеиндийской словесности, религиозно-философским течениям, изданы и переведены многие памятники литературы, наука обогатилась новыми, ранее неизвестными памятниками индийской культуры, открытыми и всесторонне исследованными советскими учёными в Средней Азии. И вместе с тем целый комплекс проблем древнеиндийской истории и культуры ждёт своего дальнейшего изучения, продолжает оставаться полностью или частично не решённым. И одна из них — проблема историко-культурных связей древней Индии. Освещению различных аспектов этой темы и посвящён настоящий сборник, содержащий статьи и сообщения историков, филологов, археологов, нумизматов, искусствоведов.

 

Было бы неправильным утверждать, что вопросы историко-культурных контактов древней Индии с другими странами Востока и странами античного мира не освещались в индологической литературе. Скорее наоборот: начиная уже с первых научных индологических трудов, появившихся в Европе в конце XVIII — начале XIX в., в связи с общим стремлением западной индологии объяснить специфические особенности древнеиндийской культуры естественно возник интерес к проблеме историко-культурных связей древней Индии и возможных путей влияния на неё европейской цивилизации. В этот период к оценке древнеиндийской культуры подходили с позиций европоцентризма (эта тенденция нередко проявляется и в современных западных публикациях), а лучшие достижения её народов рассматривались либо как подражания, возникшие в результате воздействия на Индию античной циви-

(3/4)

лизации, либо как отход от «установленных» критериев греко-римской культуры. Понятно, что в западной индологии в этот период (за редким исключением) даже не возникал вопрос о влиянии древней Индии на другие культуры, в том числе, естественно, и на античный мир. Позднее, особенно в связи с углублённым изучением буддизма, индийской философии и науки, западноевропейские учёные, хотя и не могли полностью отойти от явно тенденциозных европоцентристских установок, занялись более объективным изучением механизма взаимодействия древнеиндийской культуры с культурами других народов древности и поставили вопрос о возможном воздействии на последних цивилизации древней Индии.

 

В Индии формирование научной индологии относится ко второй половине XIX в., но первые капитальные труды по истории древнеиндийской культуры стали появляться с начала нашего столетия. Однако индийские учёные, даже многие крупные исследователи, активно выступая против европоцентристских установок западноевропейской историографии, выдвигали тезис об исключительности древнеиндийской культуры, якобы не сопоставимой ни с какими другими культурами (следует учесть, что такая крайняя позиция особенно упорно защищалась в период национально-освободительного движения против английского господства и появление исследования по историко-культурным связям древней Индии с античной цивилизацией могло рассматриваться как ущемление национальных чувств индийцев). Вместе с тем тезис об исключительности древнеиндийской культуры часто подкреплялся утверждением о культурном превосходстве древних индийцев. Это проявилось прежде всего при рассмотрении историко-культурных связей Индии со странами Южной и Юго-Восточной Азии, где действительно уже в древности индийское влияние в области культуры было весьма заметным. Особенно показательны в этом смысле были труды крупного индийского учёного Р.С. Маджумдара, в которых древние государства Юго-Восточной Азии рассматривались как индийские колонии и даже включались в состав «Дальней Индии» (Further India) или «Великой Индии» (Greater India) — термины, довольно прочно вошедшие в работы не только индийских, но и ряда западных историков.

 

За последние годы многие индийские учёные, прежде всего прогрессивные, уже с иных позиций подходят к проблеме историко-культурных связей своей страны в эпоху древности и стараются объективно оценить сложный процесс взаимодействия древней Индии с другими странами Востока и Запада.

 

Современный подход к рассматриваемой проблеме с необходимостью предполагает несколько взаимосвязанных путей её решения. Историко-культурные связи древней Индии с конкретной страной или регионом Востока и Запада — процесс двустороннего воздействия, взаимного обогащения достижениями культуры. Исследователь должен учитывать материалы, связанные с обеими сопоставляемыми региональными единицами, и каждый установленный факт заимствования рассматривать на общем фоне историко-культурных реалий.

 

Изучение историко-культурных контактов древней Индии, однако, не ограничивается выявлением путей и характера прямых или косвенных

(4/5)

взаимовлияний; не менее перспективным и в то же время необходимым является установление типологического сходства, параллельного развития в рамках разных этно- и социально-культурных зон сходных элементов материальной и духовной культуры.

 

Оба эти аспекта общей темы рассматриваются в статьях сборника. При этом и географический и хронологический ареалы весьма значительны: от эпохи глубочайшей древности (нижнего палеолита) до средневековья, от Греции и Рима до Китая и Японии. Особое внимание уделяется историко-культурным связям древней Индии со Средней Азией, где советскими учёными открыты исключительно важные памятники культуры, свидетельствующие о тесном и разностороннем взаимодействии этих двух очагов древней цивилизации.

 

Конечно, статьи, хотя и систематизируют значительный и во многом новый материал, не решают всех аспектов проблемы, которая составила содержание данного издания, но намечают пути дальнейших поисков, создают основу для будущих исследований. Проблема историко-культурных связей древней Индии чрезвычайно важна для изучения не только истории и культуры Индии, но и более общих вопросов историко-культурного развития стран Востока и Запада в эпоху древности. Хочется надеяться, что публикуемый сборник поможет выполнить стоящие перед учёными задачи по комплексному исследованию всего круга отмеченных проблем.

 

Сборник подготовлен к печати Сектором идеологии и культуры древнего Востока Института востоковедения АН СССР.

 


 

Принятые сокращения.   ^

 

АО — «Археологические открытия»

APT — «Археологические работы в Таджикистане»

ВДИ — «Вестник древней истории»

ГМИНВ — Государственный музей искусств народов Востока

ЗВОРАО — «Записки Восточного отделения Русского археологического общества»

ИАК — «Известия археологической комиссии»

ИАН — «Известия Академии наук»

КСИИМК — «Краткие сообщения Института истории материальной культуры»

КСИНА — «Краткие сообщения Института народов Азии»

МИА — «Материалы и исследования по археологии СССР»

НАА — «Народы Азии и Африки»

НЭ — «Нумизматика и эпиграфика»

ПВ — «Проблемы востоковедения»

СА — «Советская археология»

СЭ — «Советская этнография»

ТХАЭЭ — «Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции»

ЭВ — «Эпиграфика Востока»

АА — «Ars Asiatiques»

AfO — «Archiv für Orientforschung»

ArAs — «Artibus Asiae». Ascona

ARASI — «Annual Report of the Archaeological Survey of India». Calcutta

ArOr — «Archiv Orientälni». Praha

ArOs — «Ars Orientalis»

BE — «The Babylonian Expedition of the University of Pennsylvania». Series A: Cuneiform texts. Vol. X. Philadelphia, 1904

BEFEO — «Bulletin de l’École Française d’Extrême — Orient». P.

BSOAS — «Bulletin of the School of Oriental and African Studies». L.

CRAIBL — «Comptes rendus de l’académie des Inscriptions et Belles-Lettres».

DAFI — Cahiers de la Délégation archéologique française en Iran

Dar. — J.N. Strassmaier. Inschriften von Darius, König von Babylon. Lpz., 1892

EW — «East and West». Roma

FgH — F. Jaсоby. Die Fragmente der griechischen Historiker. Teil I-III. Berlin — Leiden, 1923-1958

FHRI — B. Breloer, F. Bömer. Fontes Historiae Religionum Indicarum. Bonnae, 1939 (Fontes Historiae Religionum, fasc. VII)

IHQ — «Indian Historical Quarterly». Calcutta

JA — «Journal Asiatique»

JAOS — «Journal of the American Oriental Society»

JASB — «The Journal of the Asiatic Society of Bengal». Calcutta

JBRS — «Journal of the Burma Research Society»

JESHO — «Journal of the economic and social history of the Orient»

JRAS — «Journal of the Royal Asiatic Society»

MDAFA — «Mémoires de la Delegation Archéologique Française en Afghanistan»

MDOG — «Mitteilungen der Deutschen Orient — Gesellschaft zu Berlin»

MRTB — «Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko (Oriental Library)». Tokyo

(342/343)

NG — «Numismatic Chronicle»

OS — «Orientalia Suecana»

PSBA — Proceedings of the Society of Biblical Archaeology

P-WRE — A.F. Pauly, G. Wissowa, W. Kroll, K. Ziegler. Real-encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart

RA — «Revue d’Assyriologie»

RE — Pauly-Wissowa Realencyklopädie der Klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1893‒

RHR — «Revue de l’histoire des religions»

RIA — «Reallexikon der Assyriologie»

RN — «Revue Numismatique»

TCL XIII — «Musée du Louvre, Département des Antiquités Orientales, Textes cunéiformes». Vol. XIII. P., 1929

UM — «The University of Pennsylvania. The Museum. Publications, of the Babylonian Section». Vol. II/l. Philadelphia, 1912

ZDMG — «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки