● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археология Франции. От палеолита до эпохи Меровингов. Л.: 1982. [ каталог выставки ]

Археология Франции.

От палеолита до эпохи Меровингов.

Каталог выставки из собрания
Музея национальных древностей Сен-Жермен-ан-Лэ (Париж).

// Л.: «Искусство», Лен. отд., 1982. 104 с.

Перевод с французского — Т.В. Метелицына.

Научная редакция русского текста —
А.М. Микляев, Ю.Ю. Пиотровский, М.Б. Щукин.

Содержание

 

Предисловие. Р. Жофруа. — 5

Палеолит. А. Дельпорт и Л. Мон (кат. № 1-80). — 9

Неолит и бронзовый век. Ж.-П. Моэн и К. Элюэр (кат. № 81-131). — 29

Кельты. А. Дюваль (кат. № 132-207). — 45

Галлия в эпоху римского владычества. Ф. Бек (кат. № 208-258). — 65

Галлия эпохи Меровингов. Ф. Валле (кат. № 259-320). — 85

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

Цель этой выставки — показать на примере археологических предметов ту последовательность культур и цивилизаций, которая имела место на территории современной Франции с начала деятельности человека до восшествия на престол императора Карла Великого. Иногда Францию называют родиной человечества, ибо именно во Франции, благодаря таким учёным, как Буше-де-Перт и Пьет, зародилось представление о древности человечества. Большинство доисторических периодов и культур названы по тем местностям во Франции, где они были впервые обнаружены.

 

Самые ранние следы человека, который уже умел изготавливать из камня оружие и орудия труда, относятся к эпохе, насчитывающей 700 тысяч лет.

 

Это был период раннего палеолита, длившийся многие сотни тысячелетий. За это время человек научился хорошо обрабатывать камень.

 

Средний палеолит, или мустьерский период, длился уже много меньше, всего несколько десятков тысячелетий. Неандерталец начинает использовать кость животного как наковальню для изготовления кремнёвых орудий, но он её ещё не обрабатывает.

 

Самый продуктивный и самый большой период древнейшей истории на территории современной Франции начинается около 30 тысяч лет до н.э. Именно тогда, в ориньякский и перигордийский периоды, появляются первые произведения искусства: женские статуэтки из кости или известняка, символизирующие плодородие. Удивительный расцвет искусства верхнего палеолита, использовавшего самые разные технические средства, дал произведения, достойные лучших современных художников (гравюра, скульптура, настенная роспись). Французский Музей национальных древностей обладает лучшей в мире коллекцией этих произведений искусства. Постепенно очень холодный климат меняется, становится значительно теплее. Вместе с ним меняется и жизнь людей. Они начинают заниматься земледелием и скотоводством, кончается эпоха палеолита.

(5/6)

 

Появляются технические новинки, такие, как керамика, шлифовка камня. Но искусство на территории современной Франции, напротив, переживает в период неолита очевидный упадок, хотя в других странах Центральной Европы оно продолжает развиваться в виде статуэток из обожжённой глины.

 

Новая культурная революция начинается с появлением металла, то есть около 1900-х гг. до н.э. Медь, а вскоре бронза дают человеку оружие больших возможностей и эффективные орудия труда. Появляется интерес к драгоценным металлам. Массивные браслеты и ожерелья из золота свидетельствуют о богатстве имевшихся тогда залежей этого металла.

 

На смену бронзе приходит железо. Железные руды широко распространены во многих районах Франции. Огромный археологический материал периода первого века железа, или эпохи Гальштата, 750-450 гг. до н.э., дошёл до нас благодаря раскопкам многочисленных поселений и могильников этого периода. Некоторые захоронения поражают своим богатством и дают нам новые доказательства торговых связей людей, живших на территории современной Франции, с италийским и греческим миром. В этих захоронениях часто встречаются аттические бронзовые и керамические сосуды.

 

Второй железный век, или период культуры Латен, продолжался вплоть до завоевания Галлии римским полководцем Юлием Цезарем (52 г. до н.э.). За эти несколько веков кельтское искусство достигло своего полного расцвета. Оно характеризуется появлением криволинейного орнамента в украшении керамических изделий, гривен-торквесов, браслетов, оружия. Линии орнамента гармонично сливаются в сложные и разнообразные мотивы. Римское завоевание имело для Галлии огромное значение. Римляне научили галлов строить из камня, они создали великолепную сеть дорог на территории страны, положили конец междоусобным войнам, разделявшим племена и народности, жившие в то время на территории современной Франции.

 

Но было бы несправедливо говорить о колонизации Галлии Римом. Между галлами и римлянами существовало сотрудничество, которое привело к очень удачной форме симбиоза. Образовалась галло-римская культура, где нашли своё место самые разнообразные виды искусства. Промышленное производство этого периода представлено мастерскими керамики, такими, как Грофезанк и Лезу. Эти мастерские производили и экспортировали сотни красивых, рельефно декорированных сосудов.

(6/7)

 

Развивались и другие виды ремесла. Они давали бесчисленные предметы домашнего обихода: фибулы (застёжки плаща), туалетные принадлежности, кухонную утварь. Галло-римская культура существовала довольно долго, до того момента, когда в III в. н.э., около 272-276 гг., начались набеги племен варваров, пришедших с востока. Они пересекали Рейн и грабили ближайшие города. С этого времени города начинают окружать высокими крепостными стенами.

 

Постепенно варварские племена — франки, аллеманны, бургунды, вандалы — окончательно обосновываются на территории Галлии. Они приносят с собой новое искусство и новые технические приёмы, как, например, дамаскирование.

 

С течением времени происходит слияние прежнего галло-римского населения с вновь пришедшими племенами. В результате возникает новая культура — культура Меровингов, которая просуществовала до восшествия на престол императора Карла Великого (889 г.).

 

Музей национальных древностей был создан императором Наполеоном III. Он размещается в бывшем королевском дворце Сен-Жермен-ан-Лэ. Здание недавно было переоборудовано и благоустроено, и теперь музей предлагает для обозрения богатые коллекции предметов, характеризующих разные периоды древнейшей истории страны, а научным работникам — огромный материал в своих фондах. В 1979 г. в Париже проходила замечательная выставка «Древнейшее искусство народов СССР из коллекций Эрмитажа», организованная Министерством культуры СССР и Союзом Национальных музеев Франции. Данная выставка ставит своей целью познакомить, в свою очередь, ленинградцев с коллекцией музея Сен-Жермен-ан-Лэ.

Р. Жофруа,

директор Музея

национальных древностей

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки