главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Использование музейных коллекций в критике буддизма. Сборник научных трудов. Л.: ГМИРиА. 1981. [ сборник ]

Использование музейных коллекций в критике буддизма.

// Сборник научных трудов. Л.: ГМИРиА. 1981. 176 с.

 

аннотация: ]

В настоящий сборник включены статьи, освещающие вопросы методики использования предметов буддийского культа в целях создания научно-атеистических экспозиций в краеведческих и исторических музеях. Ряд статей содержит рекомендации по унификации описания и датировки буддийских культовых изображений и методов их хранения и консервации.

Сборник рассчитан, в первую очередь, на музейных работников и специалистов по истории стран Востока, а также историков, искусствоведов и специалистов по научному атеизму.

 

Содержание

 

Т.А. Стецкевич. Предисловие. — 3

 

A.А. Терентьев. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений. — 6

Е.А. Торчинов. Буддийская иконография Праджня-парамиты и некоторые аспекты праджня-парамитской философии. — 121

Т.Г. Комиссарова. Роль образа Вималакирти (текст и изображение) в истории буддизма. — 28

Р.Н. Крапивина. К интерпретации двух изображений сиддх — родоначальников традиции школы тибетского буддизма сачжаба. — 141

Э.В. Ганевская. К проблеме атрибуции культовых предметов (на материале сравнительного анализа скульптуры из собрания Музея искусства народов Востока). — 145

B.Н. Мазурина. Культовые маски цама в собрании ГМИРиА. — 155

Е.С. Куликовская. К проблеме хранения, реставрации и исследования тибетской живописи танка. — 166

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

Предлагаемый сборник статей посвящён рассмотрению некоторых проблем, связанных с изучением и методикой описания, хранения и экспонирования предметов буддийского культа.

 

Предметы буддийского культа имеются во многих музеях Советского Союза. Самая крупная коллекция принадлежит Музею истории религии и атеизма в Ленинграде и частично экспонируется в отделе «Религии и атеизм народов Востока», составляя тематический комплекс «История и критический анализ буддизма». Буддийские культовые предметы также включены в экспозиции региональных музеев истории религии и атеизма, художественных, исторических, этнографических и некоторых краеведческих музеев, призванных, наряду со специальными задачами каждого вида музеев, выполнять общую функцию — участвовать в деле атеистического воспитания трудящихся.

 

Создание экспозиции, в которой критически осмысливается роль буддизма в жизни народов, в формировании их мировоззрения, культуры, искусства, сопряжено с серьёзными трудностями. Прежде всего, каждый культовый предмет, находящийся в коллекции музея, и в особенности тот, который экспонируется, должен быть точно описан и определён. Эта прописная истина в приложении к предметам буддийского культа — скульптуре, иконам, маскам религиозных мистерий — вырастает в значительную проблему. Буддийская иконография отличается особой сложностью: тысячи персонажей изображаются во множестве вариаций, с различным количеством голов, рук, с сотнями атрибутов, в различной цветовой гамме. Для определения персонажа музейным работникам приходится обращаться ко многим сборникам буддийских изображений, и зачастую трудоёмкий процесс поиска не приводит к желаемому результату, вероятность ошибочного решения остаётся достаточно большой.

 

Известные нам каталоги предметов буддийского искусства, изданные за рубежом, как правило, изобилуют неточностями. В книге советского исследователя Л. Гумилёва «Старобурятская живопись» (М., «Искусство», 1975) из 54 изо-

(3/4)

бражений 18 определены совершенно неверно, а остальные описания нуждаются в уточнениях. Не случайно до сих пор ни в одном из музеев нашей страны не имеется полного научного каталога буддийских коллекций.

 

В Государственном музее истории религии и атеизма в процессе работы по описанию фондов и созданию экспозиции была разработана методика отождествления буддийских изображений с помощью информационно-поисковой системы на перфокартах, * [сноска: * См.: Терентьев А.А. К вопросу о каталогизации ламаистских коллекций в музеях СССР. — В сб.: Музеи в атеистической пропаганде. Л, 1978.] позволяющая значительно сократить время, затрачиваемое на определение персонажа, свести до минимума возможность ошибок.

 

Публикация А.А. Терентьева в данном сборнике является необходимым дополнением к предложенной ранее методике и представляет собой попытку выработать единый язык описания изображений. Автор выделяет десять основных элементов иконографии, в соответствии с которыми можно определить любое буддийское изображение при всём многообразии форм, характерных для персонажей буддизма; впервые вводит в научный оборот таблицы, представляющие воспроизведения и описания разновидностей элементов иконографии, уточняет их наименования. Статья может быть использована как справочное пособие не только музейными работниками, но и исследователями буддизма.

 

Музейная экспозиция служит делу атеистического воспитания тогда, когда культовые предметы используются в ней для раскрытия социальных и гносеологических корней религиозного мировоззрения, его эволюции и связей с реальной общественно-исторической действительностью. Для осуществления этой задачи большое значение приобретает выявление функциональных и художественных особенностей предметов культа, определение сюжетов произведений религиозного искусства, персонажей и их места в иерархии божеств, в религиозно-философских концепциях и обыденном сознании.

 

Проблеме использования письменных источников — религиозно-философских текстов на тибетском и китайском языках — для интерпретации сюжетов произведений буддийского искусства посвящены статьи Е.А. Торчинова, Т.Г. Комиссаровой и Р.Н. Крапивиной.

 

Определение места и времени изготовления экспоната — одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед исследователем предметов буддийского культа. На примере сравнительного анализа стилистических особенностей двух бронзовых статуэток из собрания Музея искусства народов Востока

(4/5)

(ГМИНВ) Э.В. Ганевская предлагает один из вариантов решения этой проблемы и в то же время показывает возможности более глубокого показа музейными средствами сложных и противоречивых отношений и взаимосвязей религии и национальных художественных традиций.

 

В статье В.Н. Мазуриной описываются некоторые маски мистерии цам из собрания ГМИРиА, приводятся сведения о роли отдельных персонажей в разных вариантах цама. Эти материалы могут быть полезны для описания и экспонирования подобных масок, имеющихся в других музеях.

 

Хранение и реставрация предметов буддийского культа в нашей стране осуществляется на основе Инструкции Министерства культуры СССР по учёту и хранению музейных ценностей, которая не включает, однако, специальных положений по хранению специфических по технике живописи буддийских икон на холсте (танка). В ряде музеев танка хранятся в произвольно выбранных условиях, что угрожает их сохранности. В статье Е.С. Куликовской анализируются сведения по технике и технологии танка и предлагаются некоторые рекомендации по хранению буддийских икон, разработанные в соответствии с требованиями Инструкции в отношении хранения живописных полотен на холсте или шёлке, тканей и графических произведений.

 

Т.А. Стецкевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки