главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Греко-бактрийская золотая чаша (К.В. Тревер)

 

Золото. Высота 7.9 см; вес 677.5 г. III в. до н.э. Поступила в 1860 г.

 

(99/100)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(100/101)

 

Полушаровидные чаши на Востоке (в Передней и Средней Азии и Индии) служили сосудами, из которых совершались возлияния богам во время культовых действий. Чаши этой формы применялись и во время свадебных обрядов в Средней Азии и Индии; имеются основания полагать, что существовал обычай подносить новобрачным подарок в виде двух полушаровидных чаш, украшенных изображением свадебной сцены (две такие чаши хранятся в Эрмитаже).

 

И в гимнах «Ригведы», и у поздних античных писателей имеется сопоставление чаш со вселенной — небом и землёй, составляющими единое целое. В древних гимнах Индии воспеваются эти священные чаши, служившие, видимо, символом брака, единения неба и земли: «Я — небо, а ты — земля», — говорит в этих гимнах жених невесте.

 

Впоследствии, в связи с происходившими в обрядовой жизни изменениями, сосуды эти теряли своё культовое назначение и становились постепенно чашами пиршественными, радовавшими глаз своим блеском и многоцветностью.

 

Полусферическая чаша состоит из двух слоёв: внутренней гладкой чаши с наружной каймой, украшенной инкрустацией (следы красной пасты), и наружной чаши с чеканным рельефным орнаментом и инкрустацией (камни или паста выпали).

 

На дне — розетка из аканфовых листьев; от неё поднимаются гибкие стебли с листиками, крупными цветами и спирально закрученными усиками. Вверху — валик в виде стилизованного

(101/102)

венка. Все цветочные чашечки представляют собою углубления, в которых была цветная инкрустация, что вместе с бликами золота и красочным верхним бордюром должно было придавать чаше блещущий красками, пышностью и богатством вид.

 

На гладком борту точками набита надпись арамейским письмом; надпись ещё не прочитана; тип письма III в. до н.э.

 

Помимо своих художественных достоинств, чаша поражает своим общим обликом, несколько напоминающим сходные эллинистические глиняные сосуды, в сочетании с восточной техникой (применение инкрустации), восточной надписью и какой-то не-античной формой цветов, снабжённых, между прочим, завитками в виде спиральных усиков, выполненных в перспективе, — деталь, заимствованная из орнаментики западной.

 

Такое переплетение черт восточных и западных в III в. до н.э. характерно для сложившейся в это время в Средней Азии культуры Греко-Бактрийского царства, к кругу которой и должна быть отнесена наша чаша.

 

Чаша была передана в 1724 г. из Летнего дворца в Кунсткамеру. В 1860 г. она вместе с другими коллекциями последней поступила в Эрмитаж. Точно установить более ранние её судьбы не удается, так как в списке передаваемых предметов она значится в составе коллекции, «найденной частью около Астрахани и в стране между Камой и Волгой, частью вырытой из татарских могил в Сибири».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги