главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Золотой гребень из кургана Солоха (А.П. Манцевич)

 

Золото. 12.3×10.2 см. Конец V в. до н.э. Поступил в 1914 г.

 

(75/76)

 

В книге — чёрно белое фото. См. цветной аналог из альбома: Алексеев 2012. ]

 

(76/77)

 

 

Среди памятников древности Северного Причерноморья одну из интереснейших групп составляют курганы, насыпанные на могилах представителей знати скифских племён, обитавших здесь в VII-III вв. до н.э. Племена эти занимались земледелием и скотоводством. Образ жизни и культура причерноморских скифов, не имевших своей письменности, известны нам по описаниям греческих писателей, главным образом Геродота (V в. до н.э.), и по добытым во время археологических раскопок чрезвычайно обильным и разнообразным вещественным находкам. Геродот сообщает, что на пространстве между Днепром и Доном в его время обитали так называемые «царские скифы», подчинившие себе окружающие племена. Царские скифы хоронили своих «царей», как их называет Геродот, или вернее племенных вождей, под большими курганными насыпями в области Герры, местоположение которой определяется как район Днепровских порогов.

 

И, действительно, в этом районе, на обоих берегах Днепра, сосредоточены крупнейшие и наиболее богатые курганы V-III вв. до н.э., а на левом берегу близ с. Каменки находится большое городище, представляющее собой остатки центрального поселения царских скифов.

 

Исследование памятников этой области началось ещё в середине прошлого века и привело к открытию целого ряда богатейших погребений племенных вождей. Они отличаются сложным погребальным обрядом, большим количеством предметов

(77/78)

из золота и серебра, художественными изделиями, отчасти привозными, греческого происхождения, отчасти же местными, главным образом — с изображениями животных, исполненными в скифском зверином стиле.

 

В числе этих находок из богатых курганов особого внимания заслуживает серия изделий, сделанных греческими мастерами из драгоценных металлов; предметы эти специально предназначались для бытового использования в среде варварской, скифской знати. О таком назначении в ряде случаев свидетельствуют сюжеты изображений, взятых из жизни варварских племён; в других случаях самая форма изделий является не греческой, местной. Все это сочетается с мотивами и стилистическими особенностями высокого греческого искусства. К памятникам этой группы, представленным пока единственно только в Эрмитаже, относятся такие исключительные по художественному совершенству изделия, как гребень из кургана Солоха, Чертомлыцкая и Куль-обская вазы.

 

Курган Солоха, раскопанный в 1912-1913 гг. Н.И. Веселовским на левом берегу Днепра ниже города Никополя, Запорожской области, сохранил не тронутое кладоискателями богатое погребение вождя, сопровождаемое погребениями слуги и виночерпия.

 

В главном погребении, между прочим, найдены тяжёлая золотая чаша, семь серебряных сосудов, серебряная обивка налучья — все предметы, специально изготовленные греческими мастерами для варварской знати.

 

Справа у головы вождя был золотой массивный гребень с чеканной композицией, венчающей девятнадцать зубцов, переход к которым составляет фриз из пяти лежащих львов.

 

На гребне в плоской скульптуре или двустороннем рельефе изображен всадник, направивший копьё в сторону нападающего на него спешившегося воина, раненая лошадь которого лежит под ногами коня всадника. За всадником помещён пеший воин, который спешит ему на помощь. Полная симметрия двух воинов по сторонам среднего всадника и лежащая лошадь под ногами

(78/79)

вздыбившегося коня создают замечательно уравновешенную и цельную композицию.

 

Костюм пешего воина, состоящий из шаровар и кафтана с башлыком на спине, шаровары обоих всадников, налучья с колчанами (гориты) у всадника и пешего и форма ножен меча у их противника характеризуют изображённых как варваров, несмотря на наличие коринфского шлема и поножей у всадника и греческого панцыря у его противника; фракийский шлем последнего служит указанием на связь этого всадника с Фракией. Наличие панцырей и шлемов у обоих всадников свидетельствует, что они являются представителями знати. Повидимому, на гребне изображено столкновение между двумя варварскими племенами, символически переданное поединком двух всадников, завершающий момент которого показан художником.

 

Фигура среднего всадника стилистически близка к изображениям всадников в процессии на скульптурном фризе Парфенона и выдаёт связь мастера гребня с художественным кругом Фидия. Изображения лежащих львов в нижнем фризе также выдержаны в стиле классического греческого искусства конца V в. до н.э. В то же время детали украшенной бляшками одежды, вооружения и конского убора говорят о близком знакомстве художника с варварским бытом, отражённым в скифских богатых погребениях. Об этом же свидетельствует и сама форма гребня; аналогичные костяные гребни с облицованной золотом ажурной верхней частью, изображающей головы птиц, кабанов и растительные мотивы, были найдены в нескольких скифских курганах Прикубанья и Подонья и несомненно являются изделием местных, варварских мастеров.

 

Таким образом, гребень из кургана Солоха свидетельствует о теснейших культурных связях между населением Скифии и греками, особенно интенсивных на грани V и IV вв. до н.э.

 

Остаётся нерешенным вопрос о мастерах и о месте изготовления гребня и подобных ему изделий. Несомненная глубокая и органическая связь всей этой своеобразной группы памятников с художественной традицией классического искусства Греции

(79/80)

заставляет считать, что мастерами были греки или во всяком случае лица, воспринявшие греческое художественное мышление и греческое мастерство. С другой стороны, прекрасное знакомство с жизнью и бытом скифских племён Причерноморья и отсутствие подобных предметов среди памятников собственно Греции вынуждают предполагать, что изготовлявшие эти предметы мастера жили в районе теснейшего соприкосновения собственно греческой и местной, варварской культуры. Таким районом могла быть область Боспорского царства, объединявшего греческие города и местные племена по обе стороны Керченского пролива и достигшего в конце V в. до н.э. своего расцвета.

 

Однако прямых доказательств такому предположению мы не имеем, что позволяет допускать и другие возможности, как например изготовление подобных изделий на побережье богатой золотом Фракии, где греки соприкасались с варварскими племенами, во многом близкими причерноморским скифам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги