главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Камея Гонзага. (М.И. Максимова).

 

Трёхслойный сардоникс. 15.7×11.8 см. III в. до н.э. Поступила в 1814 г.

 

(39/40)

 

Открыть фотографию в новом окне.
также см. цветное изображение из программы Музей Эрмитаж
 ]

 

(40/41)

 

Рельефная резьба по камню — камеи — появилась впервые в эпоху эллинизма, по всей вероятности в Александрии. Этот новый вид старого искусства глиптики может рассматриваться как типичное явление своего времени. Камеи не имеют никакого функционального назначения, кроме лишь удовлетворения эстетических потребностей. Они отвечали стремлению к роскоши, к богатым по материалу и дорогим по затраченному на них колоссальному труду украшениям, — требования, которым в полной мере отвечает и камея Гонзага.

 

Камея из трёхслойного сардоникса, нижний и верхний слой которого коричневый, а средняя прослойка молочно-белая с синеватым отливом.

 

На камее изображён парный мужской и женский портрет. На первом плане идеально прекрасная мужская голова. Женская голова столь же идеально прекрасна, как и мужская, но формы лица здесь более мягкие и закруглённые, а в выражении больше спокойствия.

 

Великое искусство неизвестного нам автора камеи сказывается не только в виртуозной резьбе по твёрдому и хрупкому камню, но и в линеарной и красочной композиции задуманного им двойного образа. Линии профилей согласованы, но не повторяются буквально. Они звучат как два дополняющих друг друга голоса дуэта. Такой же продуманный контраст выдержан и в выражении лиц, в общих формах композиции, а также в красочных эффектах. Мужское лицо вырезано из абсолютно чистого

(41/42)

голубовато-белого слоя камня; оно поэтому и в красочном отношении выделяется на фоне более тусклого по тону женского лица.

 

Относительно места и времени создания камеи Гонзага в современной науке нет разногласий. Как общий художественный стиль, так и многие детали изображений определённо связывают камею с александрийским искусством эпохи раннего эллинизма. С Александрией первых Птолемеев роднит её и тематика, и вся художественная концепция изображения, и, наконец, техника рельефной резьбы по камню.

 

Здесь, при дворе покровителей искусства, литературы и науки, первых Птолемеев, царила необычайная роскошь. Память о ней сохранилась в отрывочных рассказах современников, которые передают нам между прочим сведения о пирах, справлявшихся в дворцовых парках, в специально воздвигаемых из драгоценных тканей временных шатрах, обставленных лучшими произведениями искусства и золотой посудой, усыпанной драгоценными камнями; о плавучих дворцах для увеселительных прогулок по Нилу, дворцах, где находили себе место целые храмы, обширные залы и даже сады с цветами и фонтанами; о пышных процессиях, когда перед глазами народа провозились по городу на увешанных дорогими коврами колесницах колоссальные золотые и серебряные статуи, картины и целые горы драгоценной утвари.

 

Портреты на камее не реалистичны, это отвлечённые образы идеальной красоты, а одежда и атрибуты только частично заимствованы из реальной жизни: лавровые венки и эгида присущи не людям, а богам. Изображённые на камее лица, следовательно, приравнены к бессмертным; это — царственная пара, объединённая общим почитанием и культом.

 

Александр Македонский и его блистательная жизнь поразили воображение многих поколений. После смерти его почитали в Египте как сына бога Зевса — Аммона и часто изображали его в образе бога. Но культ Александра был единоличным, и вообще людская память не сохранила женского образа, достойного занять равное место рядом с великим завоевателем.

(42/43)

 

Правильнее приписывать портреты на камее Гонзага Птолемею Филадельфу и Арсиное. Арсиноя была сестрой и женой Птолемея. Она обладала большим честолюбием и активно участвовала в управлении государством. После смерти — в 270 г. до н.э. — Арсиноя была обожествлена под именем богини Филадельфы — богини, любящей брата. Одновременно, ещё при жизни, был обожествлён и Птолемей, тоже получивший наименование Фидадельфа. В честь обоих новоявленных богов учреждён был и один общий культ — культ богов Филадельфов. Новой художественной формой, выразившей тесное единение при жизни и после смерти царственных и обожествленных мужа и жены, брата и сестры, явилась не известная до того времени форма парного портрета, которая встречается впервые на монетах Птолемея Филадельфа; мастер камеи Гонзага чрезвычайно удачно воспользовался ею и создал блистательный и высокохудожественный образ обожествлённых правителей Египта, яркий памятник эпохи и непревзойдённый образец искусства резьбы на многоцветном камне.

 

Подобно многим знаменитым памятникам искусства, камея Гонзага за две тысячи лет своего существования претерпела немало превратностей судьбы. Первое упоминание о ней встречается в составленном в 1542 г. инвентаре собрания редкостей герцогов Гонзага в Мантуе, откуда и её наименование «камея Гонзага». Более ранняя история камеи нам не известна, но, очевидно, она была временами достаточно бурной. Об этом свидетельствует сквозная трещина, проходящая в горизонтальном направлении по шеям изображённых на камее голов, реставрированная в эпоху Возрождения в виде ожерелья с бессмысленным завитком. Камея была разбита на две части, и, вероятно, тогда же от неё откололся почти весь фон и пострадали некоторые детали. У герцогов Гонзага камея оставалась до 1630 г., когда Мантуя была взята и разграблена австрийскими войсками, перевезшими камею, вместе с другими памятниками искусства, в Прагу, в сокровищницу Рудольфа II. В 1648 г. Прага была захвачена шведами, и камея Гонзага переместилась в Стокгольм,

(43/44)

к королеве Христине. Там она пробыла недолго. В 1654 г. Христина отказалась от престола и переехала в Рим, захватив с собою и своё собрание произведений искусства, в том числе и камею Гонзага. После смерти Христины камея перешла в собственность герцогов Одескальки, продавших её в 1794 г. Ватикану. Занятие Рима войсками Директории в 1796 г. было причиной нового перемещения камеи. Какими путями, в точности не известно, но она попала во Францию, и в 1803 г. мы находим её в собрании императрицы Жозефины в её вилле Мальмезон под Парижем.

 

Последнее событие в жизни камеи связано со взятием Парижа союзной армией в 1814 г. Александр I проявил тогда большую заботу о судьбе бывшей императрицы Жозефины, и последняя, в знак благодарности, подарила ему камею Гонзага. В том же году она поступила в собрание Эрмитажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги