главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Портрет римского императора
Филиппа Аравитянина.
(А.И. Вощинина).

 

Мрамор. Высота 70 см. 244-249 гг. н.э. Поступил в 1787 г.

 

(31/32)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(32/33)

 

 

 

В III в., с углублением кризиса античного мира и истощением его культурных сил, увядают и изживаются формы высокого античного искусства. Но свежая струя римских провинций, так называемой «варварской периферии», вызывает к жизни новый облик позднеримской культуры и новый своеобразный стиль в римском искусстве.

 

Ярким образцом подобного стиля является прекрасной работы портретный бюст римского императора Филиппа Аравитянина, в 244 г. выдвинувшегося из преторианцев провинциального легиона и четыре года стоявшего во главе империи.

 

Грудь императора покрывает тога с поперечной складкой, указывающей, по обычаю того времени, на его высокое положение. Лёгкий поворот головы и мускулистая шея подчёркивают властную горделивую осанку императора. Немолодое лицо изрезано глубокими складками. Особую живость и впечатление подвижности придаёт подчёркнутая асимметрия черт лица. Глаза с глубоко прорезанными зрачками грозно смотрят из-под тяжёлых нахмуренных бровей. Во взгляде — недоверие, настороженность. Тяжёлый подбородок и крупный рот с резко очерченными полными губами говорят о непреклонной воле и твёрдом характере императора-солдата.

 

Необычайно яркая выразительность достигнута в этом портрете совершенно иными художественными приёмами, чем в портрете сириянки. Здесь нет тонкой моделировки поверхности, техника упрощена до крайности — коротко остриженные

(33/34)

волосы даны общей скульптурной массой с насечками, точно так же, как и пробивающаяся борода. Брови намечены не резным рисунком, а срезом поверхности, как одним широким мазком. Эта условность и упрощение форм в сочетании с выразительностью образа — то новое в искусстве умирающей античности, что развивается под влиянием провинциального, так называемого «варварского» искусства.

 

Интересно отметить, что Эрмитажный портрет Филиппа Аравитянина является, очевидно, одним из официальных портретов императора, так как найден он, по имеющимся сведениям, в 1763 г. в Риме, а почти тождественный бюст хранится в Ватиканском музее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги