главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб: Дмитрий Буланин. 1994. [ сборник ]

Восточнохристианский храм. Литургия и искусство.

// СПб: «Дмитрий Буланин». 1994. 328 с. ISBN 5-86007-027-6

 

Ред.-сост. А.М. Лидов.

 

аннотация с оборота обложки: ]

Восточнохристианский храм представляет собой синтез различных видов духовного творчества, сердцевиной и смысловым центром которого была ежедневная литургия. Всё остальное — архитектурное пространство и иконные образы, священнические одеяния и драгоценные сосуды, хоровая музыка и движение света — обретало своё подлинное значение лишь в контексте происходящего таинства. Формы взаимодействия были многообразны. Они во многом определялись типом культуры, исторической эпохой, волей заказчика или индивидуальным талантом художника. Именно эти конкретные связи являются очень ценным и зачастую невостребованным историческим источником, изучение которого способно многое прояснить в средневековой культуре. В статьях сборника проблема «Литургия и искусство» рассматривается на примере отдельных памятников и крупных исторических явлений в период от первых веков христианства до начала XVIII века на всём пространстве восточнохристианского мира от Новгорода до Армении. Статьи о Византии и Христианском Востоке предшествуют многочисленным работам о древнерусском искусстве. Сборник подготовлен Центром восточнохристианской культуры на основе материалов международной конференции «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», проведённой в Москве в мае 1993 г.

 

Содержание

 

От редактора. — 3-5

 

Томас Мэтьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе. — 7-16

А.М. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация. — 17-35

Нэнси Паттерсон-Шевченко. Иконы в литургии. — 36-64

Л.М. Евсеева. Византийские иконы-proskynesis в богослужебном обиходе. — 65-80

Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней Церкви. — 81-106

А.Ю. Казарян. Ротонда Воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении. — 107-120

Т.М. Васильева. Traditio legis и иконография алтарной преграды Софии Константинопольской. — 121-141

В.Н. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа. — 142-147

А.Я. Каковкин. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите). — 148-153

Л.И. Лифшиц. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. — 154-171

Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах»). — 172-178

Л.А. Щенникова. Силы Небесные: иконография и литургические тексты. — 179-187

Э.Н. Добрынина. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр Московского Акафиста Богоматери. — 188-196

И.Л. Бусева-Давыдова. Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси. — 197-203

А.В. Рындина. О литургической символике древнерусских серебряных панагий. — 204-219

И.А. Стерлигова. О литургическом смысле драгоценного убора древнерусской иконы. — 220-229

И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей. — 230-269

Н.Ю. Маркина. «Четырёхчастная» икона в контексте богослужебного чина. — 270-292

Н.М. Турцова. История освящения ярославских церквей в программе икон Семена Спиридонова Холмогорца. — 293-307

Л.С. Миляева. Иконография и красноречие украинского барокко (росписи надвратной церкви Киево-Печерской Лавры). — 308-318

А.В. Конотоп. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. — 319-325

 

Список сокращений. — 326

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки