главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Восточнохристианский храм. Литургия и искусство.// СПб: «Дмитрий Буланин». 1994. 328 с. ISBN 5-86007-027-6
Ред.-сост. А.М. Лидов.
[ аннотация с оборота обложки: ] Восточнохристианский храм представляет собой синтез различных видов духовного творчества, сердцевиной и смысловым центром которого была ежедневная литургия. Всё остальное — архитектурное пространство и иконные образы, священнические одеяния и драгоценные сосуды, хоровая музыка и движение света — обретало своё подлинное значение лишь в контексте происходящего таинства. Формы взаимодействия были многообразны. Они во многом определялись типом культуры, исторической эпохой, волей заказчика или индивидуальным талантом художника. Именно эти конкретные связи являются очень ценным и зачастую невостребованным историческим источником, изучение которого способно многое прояснить в средневековой культуре. В статьях сборника проблема «Литургия и искусство» рассматривается на примере отдельных памятников и крупных исторических явлений в период от первых веков христианства до начала XVIII века на всём пространстве восточнохристианского мира от Новгорода до Армении. Статьи о Византии и Христианском Востоке предшествуют многочисленным работам о древнерусском искусстве. Сборник подготовлен Центром восточнохристианской культуры на основе материалов международной конференции «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», проведённой в Москве в мае 1993 г.
Содержание
От редактора. — 3-5
Томас Мэтьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе. — 7-16А.М. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация. — 17-35Нэнси Паттерсон-Шевченко. Иконы в литургии. — 36-64Л.М. Евсеева. Византийские иконы-proskynesis в богослужебном обиходе. — 65-80Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней Церкви. — 81-106А.Ю. Казарян. Ротонда Воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении. — 107-120Т.М. Васильева. Traditio legis и иконография алтарной преграды Софии Константинопольской. — 121-141В.Н. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа. — 142-147А.Я. Каковкин. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите). — 148-153Л.И. Лифшиц. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. — 154-171Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах»). — 172-178Л.А. Щенникова. Силы Небесные: иконография и литургические тексты. — 179-187Э.Н. Добрынина. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр Московского Акафиста Богоматери. — 188-196И.Л. Бусева-Давыдова. Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси. — 197-203А.В. Рындина. О литургической символике древнерусских серебряных панагий. — 204-219И.А. Стерлигова. О литургическом смысле драгоценного убора древнерусской иконы. — 220-229И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей. — 230-269Н.Ю. Маркина. «Четырёхчастная» икона в контексте богослужебного чина. — 270-292Н.М. Турцова. История освящения ярославских церквей в программе икон Семена Спиридонова Холмогорца. — 293-307Л.С. Миляева. Иконография и красноречие украинского барокко (росписи надвратной церкви Киево-Печерской Лавры). — 308-318А.В. Конотоп. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. — 319-325
Список сокращений. — 326
наверх |