● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.Т. Адамова, Л.Т. Гюзальян. Миниатюры рукописи поэмы «Шахнаме» 1333 года. Л.: «Искусство». 1985. А.Т. Адамова, Л.Т. Гюзальян

Миниатюры рукописи поэмы «Шахнаме» 1333 года.

// Л.: «Искусство». 1985. 168 с.

 

аннотация: ]

Иллюстрированная рукопись поэмы Фирдоуси «Шахнаме», датируемая 1333 годом, хранится в Ленинграде в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Этот ценнейший, поистине уникальный памятник известен в литературе, однако в предлагаемом издании впервые даётся подробная научная характеристика его содержания, полностью публикуются украшающие его иллюстрации. Вступительная статья представляет собою исследование миниатюр рукописи, связываемых авторами с ширазской школой средневекового иранского искусства. Воспроизведения всех 52-х миниатюр «Шахнаме» сопровождаются развёрнутыми аннотациями.

Все иллюстрации даны в цвете.

 

Оглавление

 

Введение. — 5

 

Поэма Фирдоуси «Шахнаме» и изобразительная традиция. — 7

Рукопись «Шахнаме» 1333 года и художественные особенности её иллюстрации. — 14

Рукопись «Шахнаме» 1333 года и инджуидский стиль. — 24

 

Примечания. — 37

 

Таблицы [1-52]. — 39

Summary. — 159

Список иллюстраций в тексте. — 163

Список таблиц. — 164

List of illustrations in the Text. — 165

List of plates. — 166

 


 

Введение.   ^

 

Персидский список «Шахнаме» 1333 года, миниатюры которого впервые полностью публикуются в настоящем издании, является одним из древнейших иллюстрированных списков поэмы. Он принадлежит к числу наиболее ценных памятников, хранящихся в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

 

Значение XIV века в общем развитии миниатюрной живописи Ирана было отмечено ещё в XVI столетии каллиграфом и живописцем при дворе сефевидских шахов Дуст-Мухаммадом. В своём «Трактате о каллиграфах и художниках», составленном в 1544-1545 годах, он писал, что во время правления Абу Сайда (1317-1335) устад (мастер) Ахмед Муса «снял завесу с лица изображения и… создал изображение, которое теперь в употреблении» 1[1]

 

Сейчас трудно сказать, прав был или нет в своём столь категоричном суждении автор трактата, но большинство исследователей считает, что сформировавшийся к концу XIV века новый стиль, признанный классическим, впитал в себя всё лучшее, что было создано мастерами различных художественных центров не только собственно Ирана, но и многих других стран Ближнего и Среднего Востока.

 

Появившиеся в последние годы исследования свидетельствуют о возросшем внимании к иранской живописи XIV столетия. Изучение памятников, как уже давно известных, так и недавно открытых, показало, что это не только подготовительный этап к эпохе расцвета её в XV веке, но и особый, значительный период в истории развития миниатюрной живописи Ближнего и Среднего Востока, и Ирана в частности, когда были созданы произведения, отличающиеся высокими художественными достоинствами.

 

Однако исследование живописи XIV столетия затруднено тем, что известно сравнительно небольшое количество дошедших до нас памятников, кроме того, они рассеяны по всему миру и, за редкими исключениями, не изданы.

 

В специальной литературе уже не раз высказывалось пожелание скорейшей публикации сохранившихся иллюстрирован-

(5/6)

ных рукописей XIV века, происходящих из разных художественных центров Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь — датированных и локализованных, которые дали бы возможность определить время и место происхождения, а также принадлежность к той или иной школе рукописей, лишённых этих данных. Тогда можно было бы ясно осветить живопись как собственно XIV века, так и XV столетия.

 

Начало этому положила публикация всех иллюстраций к известному труду Рашид уд-дина «Джами ут-таварих» («Собрание летописей»), содержащихся в рукописи 1307 года, созданной в городе Тебризе 2[2] В таком же плане задумано настоящее издание иллюстраций к поэме Фирдоуси «Шахнаме» в одной из выдающихся рукописей XIV века.

 

Персидская поэма «Шахнаме», ставшая великим литературным памятником человечества, сыграла большую роль в истории изобразительного искусства не только собственно Ирана, но и культурно связанных с ним ближайших стран. Представляя на протяжении столетий излюбленный художниками-миниатюристами для иллюстрирования текст, поэма позже и до настоящего времени остаётся неисчерпаемым источником вдохновения для мастеров декоративно-прикладного искусства.

 


 

(/37)

 

Примечания.   ^

 

[1] 1 Дуст-Мухаммад. Трактат о каллиграфах и художниках. — В кн.: Мастера искусства об искусстве. М., 1965, т. 1, с. 174.

[2] 2 Rice D.Т. The Illustrations to the “World History” of Rashid al-Din. Ed. by B. Gray. Edinburg, 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки