А.А. Ковалёв
«Карасукские» кинжалы, оленные камни и древние кочевники китайских летописей.
1. Несмотря на многочисленные попытки исследования разнообразного массива так называемых «карасукских» кинжалов, вопросы их культурной атрибуции и датировки остаются во многом неясными. Весьма проблематичен вопрос о связи этих кинжалов, бытовавших на огромной территории с XIII по IV вв. до н.э., с «эпонимной» курасукской [карасукской] культурой. В настоящее время имеется возможность отнести «карасукские» кинжалы с пластинчатым перекрестьем, плоской рукоятью, бубенчиковым или звериноголовым навершием к особой «культуре западных кочевников эпохи заката Инь» (гуйфан?), распространённой в северной части провинций Хэбэй, Шаньси и Шэньси (культура Шилоу). Кинжалы с плоской рукоятью, выемчатым перекрестьем надёжно привязываются к памятникам так называемой «культуры верхнего слоя Сяцзядянь» VIII-V вв. до н.э. Кроме того, выяснилось, что изображения «карасукских» кинжалов с кольцевым, звериноголовым и грибовидным навершиями являются характернейшими признаками оленных камней Монголии.
2. Опубликованные в последнее время материалы, позволяют говорить о двух традициях создания и, соответственно, о двух
(46/47)
основных группах оленных камней. Первая характеризуется изображениями «оленей-пигалиц», иных животных в специфическом зверином стиле, «карасукских» кинжалов указанных форм, втульчатых топоров с петелькой на обушке, ножен с трапециевидными скончаниями, серёг с бусиной на нитке, двойных крючьев, пятиугольных «щитов». Вторая — изображениями в «скифском» зверином стиле, чеканов, серёг с «колпачком», а также выбивкой нескольких косых черт на «передней» грани. Если камни второй группы относятся к так называемым культурам «скифского облика» Тувы, Алтая и Западной Монголии, то первая группа и типы изображённых на ней предметов характеризуют особую «культуру оленных камней» Центральной Монголии, к которой относятся также некоторые бронзовые предметы, происходящие из Ордоса, Центральной Азии и северо-восточных областей Китая. Совстречаемость изображений, специфичных для обеих групп камней, а также находка двойного крюка, отлитого в виде двух противостоящих «скифских» пантер, и бронзового зеркала, имеющего изображения как в скифском зверином стиле, так и в стиле, характерном для культуры оленных камней, указывают на синхронность последней «скифо-сакским» культурам Центральной Азии. С другой стороны, аналогии инвентарю культуры оленных камней в надёжно датированных по китайской и ближневосточной шкалам комплексах указывают на VIII-V вв. до н.э. как на наиболее вероятное время создания оленных камней первой группы, хотя и не исключают возможности расширять эту датировку.
3. Большое влияние на формирование культуры оленных камней оказали, очевидно, культуры северных и западных китайских кочевников Иньской и Западночжоуской эпох. С другой стороны, десять случаев определённого переиспользования оленных камней первой группы в плиточных могилах говорят о смене этой культуры культурой плиточных могил.
наверх
|