● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Г.Г. Литаврин. Как жили византийцы. М.: 1974. («Из истории мировой культуры») Г.Г. Литаврин

Как жили византийцы.

// М.: 1974. 192 с. («Из истории мировой культуры»)

 

аннотация: ]

Г.Г. Литаврин — кандидат исторических наук, сотрудник Института славяноведения и балканистики АН СССР, автор ряда исследований по истории средневековой Болгарии и Византии и славяно-византийских отношений. Издательство «Наука» выпустило его книги «Болгария и Византия в XI-XII вв.» (1960 г.), «Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI века» (1972 г.). В новой работе автор рассказывает об условиях жизни и деятельности представителей разных классов и сословий византийского общества в IX-XII вв. Читатель узнает о видах занятий византийцев, об их общественных и социальных институтах, о формах организации государственной и церковной власти в империи, о характере войн, которые вела Византия, о народных движениях и мятежах знати, а также об особенностях византийского быта, о семейных отношениях, воспитании, праздниках и развлечениях византийцев.

 

Оглавление

 

Вместо предисловия. — 3

 

Глава 1. Социальный строй. — 5

Глава 2. Государство. — 38

Глава 3. Церковь. — 73

Глава 4. Война. — 89

Глава 5. Восстания и мятежи. — 108

Глава 6. Семья и брак. — 122

Глава 7. Воспитание и образование. — 139

Глава 8. Византийцы и иностранцы. — 155

Глава 9. Праздники, зрелища, развлечения. — 170

 

Примечания. — 183

Основная литература. — 185

Указатель имён. — 187

Указатель терминов. — 190

 


 

Вместо предисловия.   ^

 

Приступая к выполнению задачи, поставленной в названии книги, мы должны предупредить читателя о главных и нелегко преодолимых трудностях, стоящих перед нами.

 

Во-первых, немало сторон жизни подданных Византийской империи слабо отражено в сохранившихся источниках, а сохранившиеся, повествуя о самых разных слоях населения, не позволяют с необходимой полнотой представить жизнь каждого из них. Некоего же типичного, абстрактного «византийца» не существовало: невозможно дать суммарную и точную характеристику деятельности, быта и помыслов византийского крестьянина и столичного сановника, ремесленника и купца, рыбака и епископа, матроса и писца, гетеры и игуменьи.

 

Во-вторых, не вполне определенно употребляемое нами условное понятие «византийцы», или «ромеи» (т.е. «римляне»), как они сами себя называли. Это не только греки, но и прочие христианские подданные императора: и славяне, и армяне, и грузины, и сирийцы. У каждого из этих народов были свои традиции, только им свойственные формы быта, обычаи и нравы. Иначе говоря, и жили они не совсем так, как их соседи, принадлежавшие к иным этническим группам.

 

В-третьих, в византийском обществе, конечно, происходили изменения. В IX столетии жили всё-таки не так, как в XI, а в XI — несколько иначе, чем в XIII. Как ни медленно текло тогда время, оно несло с собою перемены, исподволь пронизывающие весь уклад жизни человека, к какой бы социальной среде он ни принадлежал.

 

И, наконец, в-четвёртых, — что считать главным при рассказе о жизни византийцев: их экономические, соци-

(3/4)

альные и политические институты, особенности их быта или же специфику их социальной психологии, общественных взглядов и представлений, как ни скудны о них свидетельства.

 

Пытаясь преодолеть первую трудность, мы отказываемся от детальной характеристики условий жизни мелких социальных прослоек и групп и уделяем главное внимание основным классам и сословиям византийского общества. Показав отличия, мы постараемся выявить и общее в жизни византийцев. Как ни разно они жили, они были современниками.

 

Что касается второй трудности, то мы считаем вполне закономерной обобщённую характеристику образа жизни «ромеев» как подданных одной страны и не рассказываем об особенностях быта других народов, обитавших в её пределах. Во-первых, греки составляли все-таки наиболее многочисленную часть населения империи, во-вторых, все прочие этнические группы Византии испытали серьёзное нивелирующее влияние греко-римской цивилизации.

 

Третья из названных трудностей особенно серьёзна. Принцип историзма мы вынуждены в какой-то мере нарушать хотя бы потому, что сведения, освещающие ту или иную сторону жизни ромеев в каждый отрезок времени, не являются комплектными: об одной стороне есть яркое свидетельство от XI в., а о другой, к сожалению, — лишь от XII. Поэтому мы расскажем о центральном периоде византийской истории (IX-XII вв.), представляющем собой эпоху становления и торжества в Византии феодализма, наложившего отпечаток на все стороны жизни ромеев любого класса и сословия.

 

И наконец, мы отдадим предпочтение экономическим, социальным и политическим аспектам жизни византийцев, но постараемся дать представление и об их быте, и об особенностях восприятия ромеями общественных и социальных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки