главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.С. Гришин

Об одной писанице на плите тагарского кургана из Минусинской котловины.

// КСИА. Вып. 128. М.: 1971. С. 53-54.

 

Близ центральной фермы Аскызского овцесовхоза, несколько к северу от железнодорожного моста через р. Камышту, на правом её берегу расположен тагарский могильник. Курганы отличаются сравнительно небольшими размерами, невысокими насыпями и имеют по углам боковых каменных оградок или же посредине некоторых из них выделяющиеся высокие плиты. Судя по внешним признакам, они должны относиться к первой стадии тагарской культуры, по классификации, предложенной С.В. Киселёвым, т.е. к VII-V вв. до н.э. [1]

 

В 1953 г. на плите одного из этих курганов, стоящей посредине его южной стенки, автором были обнаружены

 

Рис. 19. Писаница на плите тагарского кургана из Минусинской котловины.

(Открыть в новом окне)

 

изображения различных знаков (нередко встречающиеся на раннетагарских курганах), [2] а в нижней её части перевёрнутое вверх дном изображение «скифского» котла. Сама плита, обращённая вершиной к востоку, имела горбообразную форму с западной стороны и почти прямую, но слегка вогнутую книзу, с полукруглым выступом в нижней части, — с восточной (рис. 19). Все изображения знаков и котла были выбиты контурными линиями путём нанесения точечных ударов. Они составляли по расположению как бы два различных яруса, из которых верхний включал преломленные под углом линии и кружок в центре, а нижний рисунок перевёрнутого вверх дном котла и группирующихся вокруг него знаков копыта и S-образного завитка.

 

Что же они означали? Скорее всего вся композиция изображала в верхнем ярусе небо (рисунок солярного знака и летящей птицы), а в нижней — землю (следы копыт животных). Перевёрнутое же вверх дном изображение «скифского» котла, возможно, было связано с особенностями погребального ритуала. Ведь, как известно по описанию Георги конца XVIII в., у некоторых северных народов России применялся при по-

(53/54)

хоронах обычай опрокидывания котла над головой покойника в могиле. [3]

 

Если это так, то представленная писаница на плите тагарского кургана является ценным археологическим памятником, который должен иметь важное значение для изучения мировоззрения и религиозных обычаев древних тагарских племён. Что же касается ранней датировки изображения «скифского» котла, появление которого до недавнего времени в Минусинской котловине относилось лишь к периоду второй стадии тагарской эпохи, то Н.Л. Членова в последнее время вполне обоснованно доказала, что они бытовали здесь ещё с VIII в. до н.э. [4]

 


 

[1] С.В. Киселёв. Древняя история южной Сибири. МИА, №9, 1949, стр. 127.

[2] Там же.

[3] Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, ч. III. СПб., 1799, стр. 11.

[4] Н.Л. Членова. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М., 1967, стр. 92-109.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки