А.Ф. Еремеев
Происхождение искусства. Теоретические очерки.
// М.: «Молодая гвардия». 1970. 272 с. («Панорама»)
Содержание (развёрнуто)
Предисловие. — 7
В гуще многовековых споров. — 11
Религиозная теория. — 13
Теория проявления. — 16
Теория игры. — 18
Теория художественного инстинкта. — 20
Эротическая теория. — 21
Теория подражания. — 23
Географическая теория. — 25
Идеографическая теория. — 27
Иллюзионистская концепция. — 29
Лингвистическая и мелодическая теории. — 30
Эпоха становления искусства. — 34
Человек своим трудом изменяет мир. — 36
Труд создал человека. — 40
Homo sapiens. — 42
Появление социальных связей. — 43
Возникновение абстрактного мышления. — 50
Как мыслил первобытный человек? — 51
«Очеловечивание» чувств. — 55
Рождается духовный мир. — 58
Много ли знал неоантроп? — 59
Был ли первобытный человек подавлен средой? — 61
Человек отвоёвывает господство над природой. — 67
Резерв свободного времени. — 68
Трансформация интересов. — 69
Рука приобретает волшебную силу. — 71
Рождение искусства: необходимость или случайность? — 75
Случайность — форма проявления необходимости. — 77
Из неискусства рождается искусство. — 79
Природа предваряет искусство. — 82
Невольные сомнения. — 85
Теория «двух скачков». — 87
Первое человеческое общество. — 90
Искусство — продукт социального развития. — 91
Общественные функции искусства. — 92
Уровни жизнедеятельности. — 99
Закон художественного уподобления. — 104
Танец воспламеняет. — 105
Песня воспламеняет тоже. — 108
Зритель или участник? — 113
Почему возможно уподобление? — 115
Минимум средств, максимум информации. — 120
Возникновение эстетического отношения к миру. — 130
Искусство без эстетического. — 130
Не всё искусное — искусство. — 133
Природа ценности. — 136
Утилитарное и эстетическое. — 137
Особенности эстетического. — 140
Воспринимают ли животные красоту? — 143
Эмоции животных. — 146
Эстетическое — продолжение природного. — 149
Расширяющийся диапазон чувств. — 151
Чувства — человеку. — 153
Эстетическое и закон уподобления. — 156
Эстетическое и художественное. — 158
Пути формирования предмета искусства. — 161
Человек производит отбор. — 163
«Очеловеченный» мир. — 166
Тотемическая пляска. — 170
Что же воплощается в искусстве? —
Статус наиболее ценных. — 175
Генезис художественного образа. — 180
Единая природа искусства. — 181
Не только воплотить, но и передать. — 183
Воспроизвести — значит познать. — 185
Зверь и человек. — 187
Двусоставность художественной информации. — 191
Внешнее и внутреннее. — 193
Отражение и выражение. — 198
Природа «сверхсмысла». — 201
Мир как таковой и мир для искусства. — 203
Что было содержанием первобытного искусства? — 207
Было ли образное письмо искусством? — 209
Микроклимат искусства. — 214
Проблема синкретизма. — 217
Искусство и магия. — 219
Соединялись ли искусство и религия? — 224
Искусство возрождает человека. — 230
Создание художественной формы. — 232
Формы природные и художественные. — 233
Почему древние ценили красный цвет? — 235
Преобразование ритма и звука. — 237
Значащий смысл реальных предметов. — 239
Тотемизм — показатель единства. — 243
Конкретность мышления и художественная форма. — 246
Сопротивление материала (почти сопромат...). — 248
Художник недоволен природой. — 250
Форма приспосабливается к содержанию. — 254
Цель оформления — воспринимающий. — 255
Связь времён. — 258
Древность и современность. — 259
Истоки не иссякли. — 261
Когда родилось абстрактное искусство? — 262
Погибнет ли искусство? — 265
Обретённое бессмертие. — 266
Литература. — 268
[Вклейки. — по 8 л. между стр. 64 и 65, 208 и 209]
|