Н.Л. Членова
Несколько писаниц юго-западной Тувы.
Тувинская автономная область до сих пор остаётся районом, слабо исследованным в археологическом отношении. Внимание исследователей привлекали главным образом памятники с орхоно-енисейскими надписями, которым посвящена большая литература. Что же касается других археологических памятников Тувы, то они изучены значительно меньше.
. . .
На основании изучения публикуемых писаниц можно сделать следующие выводы:
(62/63)
1. Животный мир юго-западной Тувы в тагарско-таштыкское время не отличался по составу от современного, из чего следует, что и климатические и ландшафтные условия этого района на протяжении последних 2100-2300 лет не претерпели существенных изменений.
2. Население юго-западной Тувы в тагарско-таштыкское время занималось охотой и животноводством. Из домашних животных этого района нам известны собаки и лошади. Вероятно, разводили и верблюдов.
3. По религии древние жители Тувы были шаманистами. Головные уборы шаманов этого района сходны с шаманским головным убором современных народов Сибири, что говорит о крайнем консерватизме шаманских атрибутов. Религиозные представления древнего населения Тувы были, по-видимому, близки к представлениям современных кетов и угро-самодийских народов, что подтверждает ещё раз данные этнографии о связи этих народов с территорией Саян и Тувы.
4. Племена, населявшие около рубежа нашей эры юго-западную Туву, завязывают тесные связи с Минусинской котловиной, что приводит, в частности, к сходству в изобразительном искусстве этих двух областей.
5. Точечная техника нанесения писаниц, по крайней мере в Туве, не является признаком исключительно тагарского времени, а продолжает существовать и гораздо позже. Доказательством является публикуемая в этой статье писаница из окрестностей с. Тээли, выполненная точечной техникой и относящаяся, судя по изображенным на ней предметам, ко времени не ранее VIII в. н.э. Основой для датировки писаницы в каждом отдельном случае могут служить изображённые на ней предметы материальной культуры, датировка которых не вызывает особых сомнений, а также манера, стиль изображения и лишь в последнюю очередь — техника, которой нанесена писаница.
наверх
|